Психоаналитическая модель психотерапии как основа  арт-терапевтической работы

К.психол.н, доцент кафедры психологии и специального образования КазНПУ им.Абая. Абдрахманова Р.Б. Магистрант  Цой  В.А. 2 курса 6М050300 - Психология

 

          Арт-терапия  -   вид психотерапии и психологической коррекции, который основан на лечении изобразительным искусством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние пациента.

         Термин «арт-терапия» был впервые  применен  художником  Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством с больными людьми. Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.  Впервые эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга  по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (рисунок или скульптура) выражает его неосознаваемые психические процессы. Создатель психоаналитической теории Зигмунд Фрейд  - один из выдающихся умов XX века, его психоаналитическая теория личности остается самой глубокой и влиятельной теорией личности. Ее влияние распространяется далеко за пределы психологии, воздействуя на социальные науки, гуманитарную сферу, искусство и общество в целом. Фрейд разработал универсальную психологическую систему, заменяющую социологию и этику. Он по-новому истолковал функции искусства. Ученый рассматривал психику в отрыве от материальных условий и причин, ее порождающих. Фрейд подчинил психику ее особым, вечным, непознаваемым иррациональным силам, которые, по его мнению, находятся за пределами сознания. Бессознательное, согласно концепции австрийского ученого, это глубинный фундамент психики, который определяет всю сознательную жизнь человека. Большую роль в своей системе Зигмунд Фрейд отводил инстинктам. Именно они, считал психолог, определяют все богатство духовных устремлений людей, разнообразие их интересов, их природы и их поступков. Безгранично расширенное толкование в учении Фрейда получило понятие «либидо» (полового инстинкта), который был провозглашен им как ведущий стимул психической и практической деятельности человека. Наряду с инстинктами самосохранения, разрушения и смерти, либидо сопутствует человеческому индивиду с самого раннего детства. По мнению Фрейда, бессознательные темные побуждения и сексуальные влечения, освобождаясь из-под «деспотического влияния разума», переходят в другие виды энергии, и в первую очередь в творческую энергию. Эти побуждения и влечения становятся источником и движущей силой развития искусства.

           Психоанализ предложил новые концептуальные возможности для объяснения психологических механизмов изобразительного искусства   и его связи с неврозом. К.Г.Юнг – основоположник аналитической психологии – считал, что ее задачей является толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Он (К.Г. Юнг)  утверждал, что изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека.  По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

             В 20-е гг. Х. Принцхорн  провел классическое исследование творчества пациентов с психическими отклонениями. С 1919 г. по 1921 г. Принцхорн работал у профессора К.Вильманнса ассистентом в Психиатрической клинике Гейдельбергского университета, и получил задание изучать „патологическое искусство“. За это время его коллекция — Принцхорн одним из первых стал собирать произведения изобразительной деятельности душевнобольных, — состоящая из картин, скульптур, текстов и пр., возросла во много раз (в настоящее время это собрание из 5000 работ находится в Гейдельбергском университете). Обработка этого материала была отражена в его книге („Bildnerei der Geisteskranken. Ein Beitrag zur Psychologie und Psychopathologie der Gestaltung“, B., 1922), где Принцхорн рассматривал такое творчество как отражение интенсивных психологических конфликтов пациентов и присущих им состояний несвязанности, безысходности, личностной измененности, беспричинного беспокойства, возбуждения. Знакомство с этим творчеством общественности и специалистов сделало более понятным психические заболевания, в первую очередь шизофрению, как особые формы человеческого существования.

         В Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься арт-терапией Маргарет Наумбург. Она обследовала детей, имеющих поведенческие проблемы, в психиатрическом институте штата Нью-Йорк и позднее разработала несколько обучающих программ по арт-терапии и психодинамической ориентации. В своей работе М. Наумбург опиралась на идею Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются не вербально, а  в форме образов и символов (Naumburg, 1966).

         При изучении истории развития искусства нужно обратить внимание на то, что с развитием интереса к творчеству душевнобольных со стороны психиатров в начале  ХХ века  этот же интерес к психиатрическому искусству стали проявлять представители самого мира искусства.  Представители авангардистских художественных течений того времени изучали и даже использовали приемы, характерные для пациентов в своем творчестве. Так, в 1910 году немецкий художник – сюрреалист Макс Эрнст (1891-1976),  в университете он изучал философию, психологию, историю искусств, а также посещал курсы психиатрии и, увлекшись произведениями больных людей,  решает опубликовать книгу об особенностях экспрессии больных. В это же время в Германии объединением художников «Голубой всадник», по инициативе В.Кандинского, выставляются 4 произведения душевнобольных. В 1930 г. Сальвадор Дали представляет свой «параноидально-критический метод», культивирующий образы измененных состояний сознания. Вскоре после этого в Нью-Йорке в Музее современного искусства прошла выставка «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм». Психопатологическое творчество рассматривалось представителями искусства как яркий образец спонтанного, искреннего искусства, который лишен различных внешних условностей. И уже в послевоенный период сюрреалисты Европы активно включали работы душевнобольных в различные выставки, галереи, экспозиции. Ярким свидетельством значения психопатологической экспрессии является манифест «L'Artdesfous, lacledeschamps». Этот манифест написал признанный вождь сюрреализма, французский поэт и врач-психиатр по образованию Андре Бретон. Приведем одно из основных положений, провозглашенных в «Манифесте». Бретон писал: «Сюрреализм представляет собой чистый психологический автоматизм, с помощью которого – словами, рисунком или любым другим способом – делается попытка выразить действительное выражение мысли. Это запись мышления, которое совершается вне всякого контроля со стороны разума и по ту сторону каких-либо эстетических или моральных соображений». По мнению лидера направления, только бессознательное, интуитивное чувство, тайная, скрытая, алогическая сфера способны отразить как истинную сущность человека, так и окружающий его мир. Основываясь на принципах фрейдистского психоанализа, сюрреалисты разработали один из главнейших приемов своего творчества, который назвали «правилом несоответствий», «соединением несоединимого», то есть сближением изображений и образов, совершенно чуждых друг другу, в совершенно чуждой им ситуации. Одним из лучших способов прорыва в глубины бессознательного сюрреалисты считали сон или бредовые галлюцинации. Бретон увлекался поистине несбыточными надеждами. «Я верю, – писал он, – в будущем соединение этих двух с первого взгляда столь противоречащих друг другу состояний – сна и действительности – в некую абсолютную реальность – сверхреальность».

        Учение Фрейда о символическом значении душевных образов нашло отражение в представлении сюрреалистов о магическом значении вещей, вырванных из своих естественных связей и наделенных скрытой таинственной многозначительностью. Сюрреалисты считали Зигмунда Фрейда своим духовным отцом, а его учение о психоанализе оказало сильнейшее влияние на эстетику нового направления в искусстве.

           Основоположник стиля «ар-брют» (artbrut) Жан Дюбюффе свою деятельность начал с изучения образцов психопатологической экспрессии. Он организовал «Compagniedel' ArtBrut», в которую вошли художники и врачи. Ж.. Дюбюффе пытался имитировать некоторые особенности художественной экспрессии больных и в своем творчестве, отождествляя  себя с теми, кто находится в оппозиции к культурным ценностям общества. В 1976 г. В Лозанне открывается Музей ар-брют, в котором выставлена коллекция, собранная Дюбюффе. В Лондоне в 1972 г. Арт-критик Р.Кардинал публикует книгу «Искусство аутсайдеров», предлагая термин «аутсайдер» как синоним к  понятию «ар-брют». В 1979 г. В том же самом Лондоне организуется выставка «Аутсайдер», инициированная Р.Кардиналом и В.Мусгрейвом. Аналогичные лондонской выставке произведений людей с проблемами психического здоровья, аутсайдеров все чаще стали проходить и в других странах мира. В 1994 г в г.Зволле (Нидерланды) открывается музей наивного и аутсайдерского искусства Стадсхоф. В1995 г. происходит открытие Музея визионерского искусства в г.Балтимор (США), которому присвоен статус национального музея и центра хранения и исследования искусства аутсайдеров. Таким образом, исследование творчества людей с проблемами психического здоровья как явления искусства продолжается.

          Представители искусства внесли свой вклад в исследования некоторых форм художественной экспрессии (ар-брют, аутсайдер-арт), которые имеют определенную связь с арт-терапией и процессами лечения на основе занятий изобразительным творчеством. Большинство зарубежных арт-терапевтов тесно связаны с искусством, поскольку по своему первому образованию они являются художниками, искусствоведами. И эту изобразительную продукцию они воспринимают не как отражение болезни или личности больного человека, а как художественное высказывание. И с психодиагностической  точки зрения арт-терапии позиция представителей мира искусства важна, так как  может рассматриваться как один из факторов развития биопсихосоциальной парадигмы арт-терапии и медицины.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании : учебник для вузов / Т. А. Добровольская, Л. Н. Комиссарова, И. Ю. Левченко, Е. А. Медведева. – М. : Академия, 2001.
  2. Выготский, Л. С. Психология искусства. – М., 1965.
  3. Дженнингс.С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. –  М. – 2003.
  4. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. – М.- СПб.- 2001.
  5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии – СПб.- 2002.
  6. Осипова А. А. Общая психокоррекция : учеб. пособие. – М.: Сфера.- 2002.
  7. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. [Пер. с англ. А. Голубев]. – М.: Прогресс.- 1990.
  8. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в терапии. – СПб. - 2001.