Д.С. Байгунаков

д.и.н., доцент КазНУ им. Аль-Фараби

(Алматы, Казахстан)

 

Государственный музей золота и драгоценных металлов Республики Казахстан

 

       Неотъемлемой частью городской жизни и культуры в современном мире составляют музеи, так как их роль в области патриотического воспитания, обучения истории и древнего искусства, а также в деле туризма бесспорна. Музеи не только демонстрируют произведения искусства или предметы старины, но и обеспечивает людям досуг, представляя тем самым необходимую информацию об эволюции развития социумов в истории той или иной страны. Большинство туристов, посещающих различные города, обязательно включают их в программу своей поездки. Поэтому интерес к музеям во всем мире растет с каждым годом. Во многих государствах с целью привлечения туристов открываются новейшие музеи, некоторые даже довольно специфические, представляют только определенную отрасль.   

       На наш взгляд, одним из таких неординарных или сугубо специфических музеев в Казахстане является – Государственный музей золота и драгоценных металлов РК, находящееся в г. Астана. Несмотря на двадцатидвухлетний период с момента создания, музей стал одним из основных центров по посещаемости зарубежных гостей. Видимо на это отразилось хотя небольшое, но уникальное его собрание, где по численности и полнете представляется история и культура Казахстана с древнейших времен до наших дней.

       Государственный музей золота и драгоценных металлов впервые был основан в 1990 году по инициативе Совета Министров Казахстана. В целях сохранения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней относящихся к объектам историко-культурного наследия Правительство республики 24 мая 2000 года приняло Постановление №779 «О дополнительных мерах по сохранению некоторых объектов историко-культурного наследия народа Казахстана». С этого момента Республиканское государственной казенное предприятие «Музей золота и драгоценных металлов» был преобразован в Государственное Учреждение, определены тем самым его основные задачи – учет, выявления, исследования, содержания, консервация, реставрация, регенерация, музеификация и пропаганда объектов историко-культурного наследия из драгоценных металлов и драгоценных камней. Тогда же Министерству культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан в установленном законодательством порядке поручено: в месячный срок утвердить устав Музея и обеспечить его государственную регистрацию в органах юстиции; в трехмесячный срок организовать передачу на хранение в Музей объектов историко-культурного наследия из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в фондах государственных музеев Республики Казахстан, а также в частных коллекциях; в срок до 31 декабря 2000 года утвердить и опубликовать в средствах массовой информации Государственный реестр памятников истории и культуры из драгоценных металлов и драгоценных камней; постоянно проводить разъяснительную работу среди населения о необходимости бережного отношения к объектам историко-культурного наследия из драгоценных металлов и драгоценных камней, целесообразности их хранения в Музее и представляемых государством гарантиях соблюдения прав граждан и юридических лиц - собственников указанных изделий, передавших их на хранение государству. По своей сфере деятельности музей должен был является: научно-исследовательским, культурно-массовым учреждением, и основным хранилищем предметов и комплексов ювелирного искусства Казахстана с эпохи ранних кочевников и по этнографическую современность.

       В связи с переездом столицы Республики Казахстан с Алматы в Астану многие государственные органы были перевезены в новую столицу. В октябре 2000 года Музей золота и драгоценных металлов также был перевезен в г. Астану, и размещен в Президентском центре культуры (ныне –«Назарбаев-Центр»). Коллекцию музей пропагандирует через экспозиции и средства массовой информации. Фонды ежегодно пополняются новыми уникальными экспонатами. Особое место в коллекции музея и его экспозиции «Зал золота» занимает уникальный комплекс «Алтын адам» (Золотой человек). А также в «Зале Серебра» развернута блистательная выставка шедевров ювелирного и декоративно-прикладного искусства ХІХ-ХХ веков казахского народа.

       Целью деятельности музея является: служение обществу, способствование его развитию, путем приобретения, хранения, исследования, популяризации и экспонирования материальных свидетельств о человеке  и его среде обитания в целях изучения и образования; формирование и удовлетворение духовных потребностей населения Республики Казахстан; демонстрация мировому сообществу богатств духовной и материальной культуры казахского народа, созданной из природных материалов (золото, драгоценные металлы и драгоценные камни) казахстанской земли,  выраженных в золотых раритетах, изделиях из драгоценных камней и металлов, археологических артефактах, добытых в ходе реализации полевых исследований.

       В многогранной научно-исследовательской деятельности сотрудников Музея широко принимаются принципы историзма, объективизма, опираются они на общенаучные, междисциплинарные и специально-исторические методы познания. Если конкретизировать некоторые моменты, то сотрудники в своей повседневной работе выполняют следующие функции: сбор и систематизация ценных артефактов из драгоценных металлов и драгоценных камней; собирание, хранение, реставрация и экспонирование предметов жизнедеятельности человека и его среды обитания; научное описание материалов и подготовка их к экспозиционной выставке; проводит экскурсии по экспозициям и выставкам музея, культурно-массовые мероприятия (лекции, творческие встречи, беседы, юбилейные мероприятия) и т.д.

       Следует отметить, что главная и уникальная коллекция Музея из зала золота «Алтын адам» («Золотой человек»). Он был обнаружен в 1970 году в 50 километрах от города Алматы в результате раскопок кургана Иссык, достигавшего в высоту 6 метров, а в диаметре - 60 метров. Обнаружил его археолог Бекен Нурмухамбетов, исследовал Кемел Акишев. Как и другие курганы он был ограблен еще в древности. К счастью для науки, грабители не заметили боковое, то есть не главное даже – погребение, в этой погребальной камере, тщательно срубленной из вековых стволов тянь-шанской ели, археологи нашли останки человека. Таким образом, в кургане было похоронено два человека. По состоянию костей скелета, антропологи определили примерный возраст захороненного там древнего человека – 17-18 лет. Одет он был в кольчугу, богато украшенную золотыми бляшками, пояс, богато расшитую золотом парадную одежду. Всего на головном уборе размещалось около 150 украшений. Большинство из них имеют штампованные изображения снежных барсов, горных козлов (тау-теке), архаров, лошадей, птиц. Верхняя одежда воина состояла из кафтана и штанов. Короткий кожаный кафтан красного цвета сплошь обшит золотыми фигурными бляшками, а борта, низ и ворот - крупными квадратными с изображениями голов тигра. Всего кафтан украшало около  четырех тысяч золотых предметов. Особенный интерес представляют ювелирные украшения (кольца, бляхи и т.д.) литые из золота. Доспехи молодого человека состояли из кинжал-акинака и железного меча (остатки). По обеим сторонам кинжала на золотой пластине изображено 21 животное – волк, лиса, горный баран, антилопа-сайгак, кролик, змея и другие. У южной стены стояла деревянная посуда, причем на заднем плане в два ряда четыре блюда. Рядом, но на переднем плане, - миски и черпак. У другой стены выстроены в один ряд вплотную друг к другу глиняные кувшины, а перед ними - миски. Среди них, но также вместе - две серебряные чаши и ложка. На одной из серебряных чаш имелась надпись из 26 букв (знаков). Тщательный анализ показал, что надпись на чаше, состоявшая из двух строк, содержит в общей сложности 16-17 различных алфавитов. Находка датируется примерно ІV в. до н. э. [1].

       Иссыкский курган-могильник считается одним из самых больших археологических памятников скифско-сакского периода, одним из величайших открытий ХХ века. Исследованные материалы свидетельствуют о том, что ювелирное искусство достигло у племен раннего железного века высокого совершенства, мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные по изяществу, композиционному построению изделия из золота, серебра, бирюзы, которые украшали человека и его одежду, сбрую коня, предметы быта. Это гривны, украшенные мордами животных, кольца, серьги с подвесками из граната и бирюзы, наборные пояса с золотыми бляхами, бляхи-нашивки на одежду. Можно утверждать, что «Золотой человек» обнаруженный казахстанскими археологами показывают пышность и богатство древних царей раннего железного века на территории Центральной Азии. Эта находка уже много лет служить народу Казахстана, помогает осмыслить его историю во многих ракурсах. Благодаря этой находке весь мир увидел цивилизацию кочевников с яркой стороны. Многие элементы геральдики древних саков - крылатые кони, фигуры снежных барсов, и сам «Алтын адам» (Золотой человек) - вошли в символику современного независимого Казахстана. В данное время копии этого сакского воина установлены во многих городах республики.

       Но, одна досада. В свое время музей получил золотые украшения «Алтын адам», но часть археологических артефактов осталась в Музее Археологии Казахстана принадлежавшего Институту археологии имени А.Х.Маргулана. Этот ваккум был заполнен только в 2009 году 10 апреля. Тогда же Государственный музей золота и драгоценных металлов пополнился новыми экспонатами – предметами обихода, найденными в захоронении в Иссыкском кургане вместе с золотым человеком. Эти 15 экспонатов – 7 кувшинов, 5 чаш, ковш, поднос и бронзовое зеркало датируются ІҮ веком до нашей эры. По этому поводу тогда директор Музея археологии Казахстана Роза Бектуреева сказала следующее: «Естественно вот посуда, глиняная посуда – столовый инвентарь который сопровождал «Золотого человека» он должен быть там, где и сам хозяин этого погребения. И мы с удовольствием их передаем в музей золота и драгоценных металлов» [2].

       Помимо этого в Зале золота представлены коллекции древних насельников (сарматов, усуней, гуннов, тюрков и т.д.) Казахстана. Каждый предмет по своему разнообразен. Особенно можно выделить «Жалаулинский клад». Отдельные предметы также имеют историческую ценность.  

       В зале серебра выставлены предметы, изготовленные казахскими мастерами в ХІХ-ХХ столетиях. Коллекция представляет собой большую ценность, так как дает возможность познакомиться с национальными особенностями декоративно-прикладного искусства казахов и относится к крупнейшим в республике собраниям из серебра. Среди предметов можно выделить женские украшения (шолпы, алка и др.), которые выделяются самобытностью и уникальной сохранностью традиционных видов. Формы некоторых украшений выделяются массивностью, монументальностью, декорированные архаичным геометризированным орнаментом, с включением древних символов и казахских «лейтмотивов». В экспозиции музея представлены все основные виды височных сережек, от  простых колец до более сложных многоярусных подвесок. На данный момент коллекция составляет несколько сот уникальных изделий и она постоянно пополняется благодаря усилиям сотрудников музея.  

       Свои внутренние традиции, широкие внешние научные связи, огромная источниковая база собрания – основа научно-исследовательской работы Государственного музея золота и драгоценных металлов. С коллекциями музея работают историки, археологи, культурологи, нумизматы, этнологи и искусствоведы. Основными направлениями исследований в Государственном музее золота и драгоценных металлов РК являются научно-экспозиционная деятелность (разработка концепций будущих экспозиций и выставок музея), музейное источниковедение (история и культура Казахстана от древности до наших дней) на основе собрания материальных, документальных и изобразительных информативных источников, научное описание предметов, каталогизация коллекций, исследовательские работы в области хранения, консервации, реставрации различных типов артефактов, а также применение опыта и внедрение современных музееведческих аспектов в музейное дело Казахстана.

       Целью выставочных мероприятий музей ставит патриотическое, эстетическое, нравственное воспитание юных казахстанцев, пропаганду народного ювелирного искусства, при этом используя подлинные исторические свидетельства, памятники истории и культуры. Поэтому сотруники музея регулярно проводят выставки в республике и даже за рубежом, вот некоторые тематики зарубежных выставок: «Культура степей Казахстана в эпоху бронзы и периода великих миграций», место проведения: Италия, г. Мантова (1998); «Из золота и травы: номады Казахстана», место проведения: США, г. штат Калифорния, Сан-Диего (2006); «Золотой воин. Сокровища сакских курганов», место проведения: Республика Украина, г. Киев (2007); «Под знаком золотого грифа - королевские захоронения скифов», место проведения: ФРГ, г. Берлин, г.Мюнхен, г. Гамбург (2007); «Великое наследие Евразии», место проведения: Монголия, г. Улан-Батор (2008); «Дни культуры Казахстана», место проведения: Таджикистан, г. Душанбе (2008); «Золотой человек: сокровища скифских курганов», место проведения: Англия, Лондон (2009); «Сакское золото и ювелирное исскуство Казахстана», место проведения: ОАЭ (2009); «Золото саков», место проведения: Южная Корея, г.Сеул (2010) и др. Таким способом, посетители выставки могут узнать об уникальных произведениях номадов. В них можно услышать рассказ экскурсовода, рассмотреть модели ювелирных украшений, отражающие духовную и материальную культуру казахов.

       В целом, можно заключить, что сегодня вышеназванный музей Казахстана обладает значительным собранием казахстанского искусства и истории, включающим в себя уникальные предметы древнего ювелирного, декоративно-прикладного искусства. Многие из них являются историческими реликвиями, неотъемлемой частью национальной духовной традиции, самобытного уклада жизни, выражающими нравственные и эстетические идеалы народа Казахстана.

 

1.     Акишев К.А. Курган Иссык. – Москва, 1978.

2.     Көрменің ашылуы // Астана ақшамы, 2009. 10 сәуір.