История / Общая история

 

К.истор.н., ст. преподаватель Абдулина А.Т.

Казахская Академия труда и социальных отношений

Республика Казахстан, г. Алматы

ИСТОРИЯ СЕМИРЕЧЬЯ В ПЕРСОНАЛИЯХ:

К 115-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. РОЗЫБАКИЕВА

 

С именем Абдуллы Ахметовича Розыбакиева перед нами встает героика огненных лет Октябрьской революции. В наше время отношение общества к этой революции коренным образом изменилось, но неизменной остается память о целой плеяде выдающихся деятелей, выдвинувшихся на революционной волне и творивших на благо народа в это трудное время. Близкими соратниками А. Розыбакиева были Магзум Масанчи, Багаутдин Шегабутдинов, Ораз Жандосов, их именами названы улицы в г. Алматы, они навечно вписаны в историю Семиречья.

Если проводить параллели по персоналиям, то, пожалуй, личность А. Розыбакиева ближе всего стоит к личности О. Жандосова. Тот же размах государственной и общественно-политической деятельности, неукротимая энергия, талант организатора, твердость и принципиальность, глубокий ум, эрудиция и прекрасное владение ораторским искусством. Они были интернационалистами и в тоже время патриотами своих этносов, их самобытной культуры и языка.

Выходец из среды семиреченских уйгуров (родился 31 октября 1897 г. в с. Кейикбай Курамской волости Верненского уезда в селе учителя мусульманской школы), был истинным сыном своего народа. С самого начала своей революционной деятельности, он придавал большое значение организации работы среди национальных кадров, особенно уйгуров. Так, в апреле 1917 г. Абдулла был избран секретарем Объединенного союза мусульманских рабочих г. Верного, а в 1918 г. был избран руководителем Революционного Союза уйгуров [1].

Став в 1918 г. членом Коммунистической партии, приняв это решение осознанно, исходя из внутренних убеждений в верности партийной линии, Розыбакиев продолжал уделять неусыпное внимание национальным проблемам. В этом же году его избирают верненским уездным комиссаром по делам национальностей. В мае 1921 г. – заведующий отделом национальных меньшинств ЦК Компартии Туркестана, преобразованного в дальнейшем Краевое бюро уйгурских и дунганских коммунистов при Джетысуйском обкоме партии [1].

В январе 1923 г. при непосредственном участии Абдуллы Ахметовича при Краевом бюро был образован научный центр, который положил начало изучению истории и культуры уйгуров. Свою деятельность научный центр начал с реформы уйгурского алфавита на основе арабской графики и разработки правил правописания. Были открыты краткосрочные курсы по подготовке учителей и открыты начальные школы. Тогда впервые в истории уйгуров Л. Ансари издал букварь для детей. В этот же период из под пера А. Розыбакиева выходят статьи «История переселения уйгуров и дунган из Илийского края в Джетысу и их экономическое положение», «История уйгурской литературы и ее нынешнее состояние», «Алтышахар-Джунгария и английский империализм». О глубине научных познаний Розыбакиева может сказать следующий факт: он активно участвовал в работе Комитета нового алфавита и орфографии тюрко-язычных народов, перешедших на латинскую графику; был научным руководителем и редактором монографии профессора Л.И. Фесенко «Очерки истории Синьцзяна», выпущенной Институтом востоковедения им. Н.Н. Нариманова [1].

А. Розыбакиев был организатором и редактором уйгурской газеты «Камбагаллар авази» («Голос бедноты», 1921 г.). В 1931 г. в г. Алма-Ате начал выходить журнал «Кзыл танг» [2, С. 299]. В данное время Абдулла Розыбакиев уже был народным комиссаром снабжения Казахской республики и, тем не менее, он стал одним из редакторов журнала. Эти средства массовой информации сыграли большую роль в деле формирования принципов единого литературного уйгурского языка, горячим поборником которого был Абдулла Ахметович и противником искусственного культивирования кашгарского и таранчинского диалектов языка.

Одна из самых острых проблем, корнями уходящая вглубь истории, это проблема создания уйгурской государственности. В наше время на фоне общего усиления мусульманского терроризма растет уйгурский сепаратизм в Китае, отголоски этого движения находят место и в Казахстане. Как относился к этой проблеме Абдулла Розыбакиев? Здесь мы должны исходить из того,  что в первую очередь он был большевиком, а значит интернационалистом, а затем уже патриотом. В 1917 – 1918 гг. он выступил решительно против уйгурского самоопределения, так как понимал, что к власти рвется «верхушка» уйгурского общества. Но в 1924 г., когда встал вопрос о национально-государственном размежевании республик Средней Азии и Казахстана, он выдвинул идею создания уйгурского национального округа. Так как идея не нашла понимания среди руководства партии, он продолжал работать над проблемами национально-культурного строительства уйгуров.  Надо отметить мужество А. Розыбакиева, не побоявшегося выдвинуть идею национальной автономии, поскольку ему могли навечно приклеить ярлык «националиста». Но тогда обстановка в партии была иная, все изменится после смерти В.И. Ленина и с утверждением режима тоталитарной власти И. Сталина. Вот тогда партийные товарищи припомнят все политические «ошибки» А. Розыбакиева. Он будет репрессирован в 1937 г.

Писать о человеке такого масштаба всегда очень трудно, это задача «объять необъятное». Настолько богат внутренний мир таких личностей и богата событиями, созидательна их единичная жизнь.

Розыбакиев был активным участником революционных событий в Средней Азии и Казахстане, талантливым военачальником. Вся история Семиречья того периода неразрывно связана с его именем. Неспокойно было в крае, особенно в Джаркентском уезде. Весной 1920 г. по предложению уполномоченного Туркестанского фронта Д. Фурманова он был назначен председателем Джаркентского уездно-городского революционного комитета. Позже Абдулла Ахметович вспоминал бессонные джаркентские ночи, когда они вместе с Г. Ерискиным, руководителем кавалерийского полка Красной Армии, во главе вооруженных отрядов вылавливали белогвардейцев, бесчинствовавших в пограничных казахско-уйгурских селениях [3].

Это всего лишь единичные эпизоды его биографии. А сколько их было за его короткую, но яркую жизнь. Это и доставка хлеба из районов в район, и создание среди бедноты союзов «Кошчи» [4], работа партийного агитатора среди уйгуров, участие в работе IV Конгресса Коминтерна. В 1926 г. во главе Комиссии по переделу пахотно-сенокосных угодий он изучал фактическое распределение угодий в Сайрамской, Бадамской и Арысской волостях Чиликского уезда. Материалы работы этой комиссии и послужили основой передела угодий, что в тот период явилось важным условием советизации аулов. Несколько ранее он участвовал в создании областного партийного архива в г. Алма-Ате. Вплоть до своей трагической гибели занимал ответственные партийные и государственные посты.

Таким образом, даже краткий обзор биографии А. Розыбакиева вырисовывает для нас образ настоящего государственного деятеля, трибуна, который никогда не искал теплого и тихого места в жизни. Энергия и беспокойство были постоянным ритмом его деятельности.

Богатая деятельность А. Розыбакиева нашла отражение в документах, бережно хранимых в государственных архивах Казахстана. Эти документы ждут вдумчивых исследователей, которые объективно могут написать эпопею его жизни и воссоздать для нас его героический образ. Великое время рождает великих людей, которые созидали и творили, сжигая себя в горниле истории. Но искры их пламенной жизни и по сей день освещают нам путь.

 

 

Литература:

1 Личный фонд Розыбакиева А.А. // Государственный архив Алматинской области. – Ф. 1076. – Оп. 1. – Д. 15.

2 Страницы трагических судеб: Сб. воспоминаний жертв политических репрессий в СССР в 1920-1950-е гг. // Сост. Е.М. Грибанова, А.С. Зулкашева, А.Н. Ипмагамбетова и др. – Алматы: Жеті жарғы, 2002. – 448 с.

3 Личный фонд Розыбакиева А.А. // Государственный архив Алматинской области. – Ф. 1076. – Оп. 1. – Д. 117.

4 Нурпеис К.К. Завершение эксперимента: Казахстан в годы НЭПа // Экспресс К. - 2006. - 31 марта - № 57 (15959).

5 Личный фонд Розыбакиева А.А. // Государственный архив Алматинской области. – Ф. 1076. – Оп. 1. – Д. 18.