Влияние музыки на человека

А.А. Рязанцев. ГАОУ ДПО АО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки»

«В музыке можно найти все:

и успокоение, и энергию, и здоровье…»

 

В древности выделяли три направления влияния музыки на человека:

1)                на духовную сущность человека;

2)                на интеллект;

3)                на физическое тело.

Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.

Пифагор считал, что музыка является проявлением космической гармонии и способна создавать у людей такую же гармонию и внутренний порядок, как в космосе [3]. Аристотель утверждал, что музыка способна сглаживать его психические переживания.

Также издавна были известны и терапевтические свойства музыки. Еще в Парфянском царстве в III веке до н.э. с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей [10].

В Библии сказано, что король Саул, которого мучил злой дух, позвал Давида, искусно игравшего на гуслях: «Давид, взяв гусли, играл, отраднее и лучше становилось Саулу» [10].

Целительной считалась музыка и в Древней Греции. В эпопеях Гомера истекание крови из ран останавливалось благодаря мелодичному пению.

Древние китайцы считали, что болезни, которые неподвластны эскулапам, могут быть излечены музыкой. Веселая, искрящаяся музыка действует как эликсир, предохраняющий от депрессивных эмоций, уныния, пессимизма, горечи и даже ненависти [10]. Подобное воздействие оказывают многие произведения Гайдна, Россини… и особенно Моцарта. Существует множество примеров этого музыкального феномена, который известен как «эффект Моцарта».Монахини монастыря в Бриттани заметили, что после исполнения для животных сочинений этого композитора коровы давали вдвое больше молока. Японцы убедились, что при звучании музыки Моцарта тесто подходит в 10 раз быстрее, а самая лучшая водка – сакэ получается именно из дрожжей, «прослушавших» музыку этого композитора. В Канаде для нормализации транспортного движения и снижения аварий струнные квартеты играют на городских площадях [10].

Музыка действительно обладает могучим терапевтическим средством. Засыпающий под нежные мелодии человек всю ночь видит хорошие сны. Если женщина кормит младенца, слушая любимую музыку, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко.

В ходе исследования установлено, что после прослушивания человеком любимой музыки улучшается состав крови, а кровеносные сосуды в предплечьях расширяются почти на 26 %, в то время как тревожная, излишне громкая музыка заставляет кровеносные сосуды сужаться на 6%. В крови повысилась концентрация окиси азота. А именно это соединение, по мнению ученых, предотвращает появление холестериновых бляшек и образования тромбов.

В 1969 году в Швеции сделано открытие о том, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивает тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа (Яковенко Т.В.).

Есть установленные факты лечения астмы…музыкой, пением, игрой на духовых инструментах [10].

С 1993 года музыкотерапия стала одним из самых популярных способов лечения в США. В Китае и Японии также большим тиражом выпускают музыкальные альбомы с неожиданными для нас названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень», «Печень», «Легкие», «Сердце». Эти музыкальные произведения китайцы принимают как таблетки или лекарственные травы. Подобные музыкальные сборники помогают справиться со стрессом, гасят раздражение, возбуждают творческую энергию и даже позволяют достигнуть пика интеллектуальной формы. Диетологи США записали аудио-кассеты для сбрасывания веса, против табакокурения и алкоголизма, для отращивания волос. В Индии найдены музыкальные пьесы для лечения гипертонии и некоторых психических заболеваний, перед которыми традиционная медицина зачастую бессильна [10].

На Западе музыку применяют в трех направлениях: как средство облегчения болей, для коллективного лечения в больницах, особенно в психиатрических клиниках, и в качестве трудотерапии [10].

Психофизиологические аспекты музыкотерапии изучаются в работах психологов и физиологов [11; 12; 13].

В Германии ученые медики распространили применение  музыкотерапии на многие области: детскую и взрослую психиатрию, педиатрию, невропатологию, внутренние болезни, интенсивную терапию и д.р. [16]. В клинических исследованиях выявляются возможности использования музыкотерапии при лечении больных с различными заболеваниями [13; 15].

Ученые Великобритании выяснили, что под музыкальный аккомпанемент двухлетние малыши гораздо быстрее запоминают новые слова и отдельные выражения, и пришли к выводу, что регулярные занятия детей музыкой, один или два раза в неделю, помогают увеличить словарный запас, развить простейшие арифметические навыки, способность слушать и усваивать информацию.

Музыкой можно заниматься и с детьми, страдающими синдромом Дауна, и с теми, у кого имеются другие умственные дефекты, с перенесшими тяжелые формы церебральных параличей…[14]. Музыкотерапия является одним из психокоррекционных методов работы с дезадаптивными детьми [5].

Ученые и медики  так объясняют влияние музыки на здоровье: вибрация звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма [10]. Мы поглощаем «музыкальную» энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление. И в этом процессе важную роль играют основные составляющие музыки: ритм, мелодия, гармония и тембр.

По мнению психологов воздействие музыки на психику человека связано с совпадением или несовпадением ее ритма с внутренними ритмами человека и его собственным энергетическим полем.

Ритм сердечных сокращений можно регулировать с помощью музыки. Сердцебиение реагирует на частоту, ритм и громкость, которые могут ускорять или замедлять сердечные ритмы. Чем быстрее музыка, тем быстрее бьется сердце, чем медленнее музыка, тем медленнее ритм сердечных сокращений. Более медленное сердцебиение успокаивает мозг и помогает организму самоисцеляться. Музыку можно назвать «естественным миротворцем» [7].

Эмоциональные переживания вызывают изменения в деятельности внутренних органов человека  и в тонусе скелетной и мимической мускулатуры. Все эти так называемые вегетативные и соматические сдвиги являются признаками эмоций, их симптомами [2].

Американские ученые-медики определяют музыкотерапию «методом клинической импровизации», понимая под этим живой сиюминутный музыкальный процесс, в котором используются многообразные возможности музыки в качестве «терапевтического посредника» [5].

Анализ данных научной литературы и собственных исследований позволил С.В. Шушарджану сформулировать новую научную концепцию: «Музыкотерапия – это система психосоматической регуляции функций организма человека, имея в виду одновременное влияние акустических волн, организованных в мускульную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы» [13].

Авторов настоящей публикации глубоко интересует вопрос о влиянии музыки на умственную работоспособность, освоение общеобразовательных школьных дисциплин, спортивную практику. Канадские ученые доказали: у детей, занимающихся музыкой больше 3-х лет, интеллектуальный потенциал на 20% выше, чем у сверстников, которые музыкой не занимаются. Дети-музыканты быстрее усваивают навыки чтения и яснее выражают свои мысли. Очень важно, что занятия музыкой развивают не только моторику рук, но и моторику речи [8]. Изобретение позитронно-эмисионного томографа подтвердило тесную связь музыкальности и речи и было доказано, что мозг профессиональных музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества, а это способствует более лучшей и ускоренной обработке информации [7]. У музыкантов чаще, чем у других людей, задействованы одновременно оба полушария мозга, и у них они одинаково активны. Показатели IQ у любителей нот значительно выше.

Одинаковое развитие обоих полушарий объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют одновременно двумя руками, и поэтому сигналы нейронов распределяются равномерно. Музыканты полнее используют творческий потенциал, отпущенный им природой [7].

Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь, помогают быстрее овладеть иностранными языками [7].

Когнитивные психологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным [7].

Музыка помогает и в освоении математики, развивает память. Недаром в древности Пифагор объявил музыку «точной наукой», а композитор Игорь Стравинский утверждал, что музыкальное и математическое мышление более чем родственны. Известно, что Альберт Эйнштейн в свое свободное время любил играть на скрипке [3].

Необходимо признать тот факт, что благодаря музыке человек получает множество навыков, которые пригодятся ему в обыденной жизни, даже если она не будет связана с миром искусства.

О том, что музыка может помочь в освоении и других, далеких от нее профессий, известно уже достаточно много. Успешные карьеры тех, у кого за плечами имеется музыкальное образование, способны красноречиво убедить даже самых стойких из скептиков в необходимости занятий музыкой еще в школьные годы. А родителей – познакомить своих детей с миром музыки как можно раньше.

Не смотря на кажущуюся несовместимость понятий «музыка» и «спорт», вот уже несколько веков подряд они идут рука об руку.

В спорте музыка всегда использовалась для подчеркивания особой важности происходящего, для создания определенного настроения, как у зрителей, так и соревнующихся спортсменов. Существуют виды спорта, которые невозможно представить без музыки – гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание…

Уже в древней Спарте знали об огромной воздействующей сил музыки, особенно во время занятий спортом.

В 688 г. до н.э. Фалет завез из Крита исполняемые в ритме гекзаметра песеннообразные «гипнопедии» и «пиррихий», под благозвучные мелодии которых выполнялись различные гимнастические упражнения и приемы борьбы и кулачного боя.

По свидетельству древнегреческого историка Атенея, гипнопедии представляли собой своеобразные специфические песни - пляски, исполняемые атлетами в специальных школах - палестрах, во время выполнения физических упражнений в едином групповом ритме, управляемым музыкой.

В середине VII века до н.э. древнегреческий поэт Архолох добавляет к гекзаметру спортивных мелодий ритмы ямба и хорея, заимствованные из трудовых народных песен. А вскоре появляется и еще одна новая форма спортивных песен – «эпиникии», слагающиеся в честь победителей национальных спортивных состязаний.

Пифагор, который был помимо прочего, еще и победителем Олимпийских игр по борьбе и кулачному бою, всячески способствовал широкому внедрению музыки в физическое воспитание на научно-теоретической основе. Для усиления музыкального воздействия на деятельность человека Пифагор в VI веке до н.э. изобрел гармонический канон (монокорд), которым математически размерил музыкальные интервалы на точные пропорции. Пифагор использовал различные звуковые сочетания для изменения тех или иных негативных состояний души человека (скорбь, раздражение, страх и т.д.). Знаменитым сторонником музыкального сопровождения занятий спортивной борьбой был ученик Пифагора, певец, философ, ученый и самый выдающийся борец античности Милон Кротонский. Он выходил победителем в борьбе на шести Олимпийских играх в течение 540 – 516 гг. до н.э. Являясь активным членом пифагорейского общества, Милон Кротонский собственным примером демонстрировал преимущество спортивной тренировки под музыку [3].

Для применения в спортивной практике необходимо знать, что прослушивание позитивной музыки повышает выносливость и работоспособность [6]. Обучаясь игре на музыкальном инструменте, человек учится координировать действия одновременно двух рук: это заставляет мозг обрабатывать одновременно два действия и выдавать единый гармоничный результат. А чтение с листа по нотам развивает умение мгновенно переводить увиденное и понятое в физическое действие в максимально короткое время и способствует выработке быстроты реакции и координации нескольких действий одновременно [3]. Выполнение упражнений под музыку повышает наше самочувствие и тонус. Музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию движений [7].

Очень интересны результаты исследований зависимости между музыкой и состоянием «автопилота». Занимающимся аэробикой хорошо знаком этот эффект. Если музыка «правильная», то можно практически впасть в транс, двигаться на автомате. Утомляемость при этом понижается, а психологическое состояние приближается к идеалу. Повышается физическая активность и энергия бьет ключом.

Музыка действует избирательно – в зависимости не только от ее характера, но и от инструмента, на котором исполняется [13; 17]. Улучшает здоровье музыка, имеющая правильную ритмическую организацию и для которой характерны пропорции ½, 1/3, ¼, а также яркая мелодия [1]. Оптимальным инструментом является фортепиано, поскольку на нем в максимальной степени реализуются компоненты музыки – мелодия, гармония, ритм.

Есть один тип музыки, который можно использовать с блестящим результатом во всех случаях, независимо от трудностей и возраста пациента. Это детская и народная музыка. Такую музыку следует использовать предпочтительно вначале терапевтического применения , или в качестве прелюдии к другим специфическим произведениям [10].

Музыка всесторонне помогает подготовиться ко всем превратностям жизни. Не зря композитор Д.Д. Кобалевский утверждал: «Музыке надо учить всех детей, как учат математике и географии».

 

Список литературы.

1. Вуйма А.Ю. Основные принципы воздействия музыки на человека. http://cadenza.ru/school/viewtopic.php?t=115/

2. Гарипова Н. К вопросу об эмоциональных компонентах в структуре содержания и восприятия музыки. // Внемузыкальные компоненты композиторского текста: Межвузовский сборник статей. Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. С. 101-117.

3. Затула В. Чему учит музыка. Старые песни и главное. http://www.7ya.ru/article/Chemu-uchit-muzyka.

4. История Олимпийских Игр. http://ru.wikipedia.org/wiki/We_Are_the_Champions.

5. Крангальс Н.Р., Черкасская А.А. Музыкотерапия, как один из психокоррекционных методов работы с дезадаптивными детьми. http://www.autism.ru/read.asp?id=46&vol=0/

6. Кукарцева А. Kp.ru/6387.

7. Кэмпбелл Доналд. Как музыка воздействует на нас. http://www.sapfira.ru.

8. Малахова М. http://kidportal.ru/interesno-znat/razvitie-rebenka/deti-muzikanti-operezhayut-svoih-sverstnikov-v-umstvennom-razviii.html.

9.  I Олимпийские игры 1896 года, Афины, Греция. http://www.rowingru.com/20/section.aspx/10/i-olimpiyskie-igri-1896-goda-afini-greciya.

10. Рейдес, Енцова Г. Лечение музыкой: душа спасает тело. http://www.potrebitel.ru/07/01/84.htm.

11. Шушарджан С.В. Опыт применения вокалотерапии в клинике внутренних болезней. – СПб., 1995.

12. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. – М., 1998.

13. Шушарджан С.В. Музыкотерапия: история и перспективы. // «Клиническая медицина» 3, 2000.

14. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или я – детский педагог. Изд-во «Союз художников», СПб, 2002.

15. Haschec H. Musik and medicine//Wien. med. Waschr. – 1978. – Bd 128. N 1. – S. 1-9.

16. Nordoff P., Robbins C. Musik als Therapie fur behindene Kindder. – Kiett-Cotta, 1983.

17. Von Carvalho Garten, Garten N.//Akupunktur. – 1989. – Bd 17. N I. – S. 22-24.