Филологические науки/ 7. Язык, речь, речевая коммуникация.

 

К.ф.н. Ядрихинская Е.А., Липпи Жан Себастьен

Воронежский государственный университет инженерных технологий, Россия

 

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ»

В КОНЦЕПТОСФЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. КАМЮ

 

Лингвокогнитивная и лингвоэстетическая объективация антропоцентрической системы творчества А. Камю осуществляется в сложной структуре макроконцепта «lhomme» (человек) с его основными когнитивно-структурными компонентами посредством различных лексических, фразеологических, текстуальных единиц.

Структура макроконцепта «lhomme» (человек) в индивидуально-авторской картине мира А. Камю определяется основными параметрами французской экзистенциальной вербально-эстетической картины мира и  центрообразующим местом человека в ней. В картине мира экзистенциализма человек познает сущность внешнего и внутреннего мира через экзистенцию (то есть онтологическую самореализацию индивидуума / личности), обретаемую в процессе выбора.

На материале романов А. Камю «LEtranger» («Посторонний») и             «La Peste» («Чума») были представлены основные пути объективации, структуризации  и вербализации концептосферы его философско-эстетических произведений в антропоцентрическом аспекте. В качестве базовой константно-динамической когнитивной  (и вербальной) мегаединицы философско-экзистенциальной картины  мира  в произведениях А. Камю нами принят  многосторонне вербализованный макроконцепт «lhomme» (человек), определяющий основы существования и сущности человека в индивидуальной картине мира писателя. 

Макроконцепт «lhomme» (человек) объективирован и структурирован такими микроконцептами, как: «человек трагический»; «человек мыслящий»; «человек свободный»; «человек выбирающий/человек, отказывающийся от выбора»; «человек сущностный /человек, отказывающийся от своей сущности».

Названные микроконцепты объективируются и вербализуются в следующих универсальных и одновременно индивидуально-креативных авторских фреймах: «жизнь/бытие»; «смерть/небытие»; «свобода»; «выбор».

Сами фреймы, согласно своей когнитивной семантике, структурируются соответствующими слотами и скриптами, вербализованными лексико-семантическими единицами, а также риторическими фигурами, микротекстами, выделенными в результате анализа и интерпретации экспликативных и импликативно-когнитивных структур  произведений А. Камю, с учетом двух  онтологически-характерологических модусов: «человек обыкновенный» и «человек экзистенциальный».

В структуре макроконцепта «lhomme» (человек) в индивидуально-авторской картине мира А. Камю главенствующее место занимает микроконцепт «человек свободный» (39%), который в полной мере отражает философско-эстетическую картину мира экзистенциализма в целом.

Так, микроконцепт «человек свободный» реализуется в 3 фреймах: «жизнь/бытие», «свобода», «выбор».

Рассмотрим основные способы объективации выделенных фреймов.

1. Фрейм «жизнь/бытие», входящий в состав микроконцепта «человек свободный», реализуется в слотах:

- экстрамир (другие, социум, отношение к жизни, отношение к другим)

Все люди, согласно этике и эстетике экзистенциализма, абсолютно свободны, но большая их часть не знает, что делать с этой свободой:       «Ils se croyaient libre et personne ne sera jamais libre tant quil y aura des fléaux» [Camus, 1947, p. 38].

Человек экзистенциальный осознает абсолют своей внутренней свободы, но осуществляет ее только в момент выбора: «… cette grande colère m’avait purgé du mal, vidé d’espoir <...> je m’ouvrais pour la première fois à la tendre indifférence du monde» [Camus, 1957, p. 188].

- интрамир (внутренняя свобода, отношение к себе)

Человек обычный ощущает внутреннюю свободу, но проявляет ее непоследовательно и спонтанно: «Il était de ces hommes <...> qui ont toujours le courage de leur bons sentiments» [Camus, 1947, p. 41].

В философии экзистенциализма человек стремится стать независимым существом, с осознанной внутренней свободой. Главное в человеке, по экзистенциализму, его внутренний мир, отношение к жизни и обществу. Он должен отстаивать свое право быть свободным, чтобы быть независимым от мнения других, иметь «чистую совесть» («une bonne consience»), но стоять на страже своих интересов, не теряя «ясности духа» («la sérénité») и обретая «внутренний мир» («la paix intérieure»), то есть себя как личность (Личность).

Фрейм «жизнь/бытие» в микроконцепте «человек свободный» реализуется в следующих скриптах:

- человек во времени универсальном

Человек обычный склонен к гедонизму, и он пользуется каждой удобной минутой, чтобы почувствовать себя абсолютно свободным и счастливым во что бы то ни стало: «Il y fallait ces moments de distraction où ils formaient quelque projet qui impliquait que la peste eût cessé» [Camus, 1947, p. 137].

Человек экзистенциальный живет преимущественно «здесь и сейчас», стараясь не думать о трагическом прошлом и не менее трагическом будущем. Но он не может отрешиться от  надежд на будущее: «... je n’avais jamais pu regretter vraiment quelque chose. J’étais toujours pris parce que allait arriver, par aujourd’hui ou par demain» [Camus, 1957, p. 157].

- человек в пространстве реальном

Человек экзистенциальный, пребывая преимущественно в пограничной ситуации, может испытывать ощущение потерянности, неопределенности существования, до момента выбора или отказа от него: «j’étais un peu perdu entre le ciel bleu et blanc et la monotonie de ces couleurs» [Camus, 1957, p. 36].

2. Фрейм «свобода» в составе микроконцепта «человек свободный» вербализуется в слотах:

- обреченность на свободу

Обычный человек никогда не задумывается над смыслом и сущностью своего бытия, оставаясь погруженным в быт, даже перед лицом неизбежной смерти или катастрофы: «Nos concitoyens <…> ils pensaient que tout était encore possible. Ils continuaient de faire des affaires, ils préparaient des voyages et ils avaient des opinions» [Camus, 1947, p. 40].

Экзистенциальный человек обречен на свободу вне реального времени и пространства, он не зависим от обстоятельств, его не заботит то впечатление, которое он производит на окружающих: «Le même homme qui au lendemain de la mort de sa mère se livrait à la débauche la plus honteuse a tué...» [Camus, 1957,     p. 102].

- свобода физическая

Свобода рядовых людей проявляется в свободе реализации  простейших желаний: «… ils ont du goût aussi pour les joies simples, ils aiment les femmes, le cinéma et les bains de mer» [Camus, 1947, p. 5].

Человек экзистенциальный, живущий по своим собственным правилам, отчуждается  от норм поведения, которые приняты в социуме. Он придерживается только собственных норм и правил поведения: «… le lendemain de la mort de sa mère, cet homme prenait des bains, commençait une liaison irrégulière, et allait rire devant un film comique» [Camus, 1957, p. 90].

- свобода духовная, экзистенциальная

Экзистенциальный человек восстает – прямо или косвенно   против зависимости от окружающих, от условностей  общепринятых ценностей: «J’avais le désir de lui affirmer que j’étais comme tout le monde <…>  Mais <...> j’y ai renoncé par paresse» [Camus, 1957, p. 85].

Человек экзистенциальный, реализуя свою свободу и выбор, обретает себя как Личность, ответственную за судьбы других людей и за себя: «… retrouver leur bonheur et ôter à la peste cette part d’eux-mêmes qu’ils défendaient contre toute atteinte» [Camus, 1947, p. 112].

Фрейм «свобода» в составе микроконцепта «человек свободный» вербализуется скриптами:

-стремление к свободе

Стремление к свободе у человека обычного – это часто эгоистичное стремление к спасению: «… cette lueur, les chemins crépisculaires qui mènent vers la délivrance» [Camus, 1947, p. 80].

Стремление к свободе у экзистенциального героя проявляется в нежелании связать себя обязательствами. Таким примером является Мерсо, у которого нет привязанностей ни к кому и ни к чему: «... elle (Marie) m’a demandé si je voulais me marier avec elle. J’ai dit que cela m’était égal et que nous pourrions le faire si elle le voulait» [Camus, 1957, p. 69].

- бегство от свободы

Человеку  толпы  свойственно отказываться от свободы, в силу каких-то обстоятельств (страха, усталости, безразличия), и поэтому он  впадает в состояние бесчувственности («retourner à latonie») и замыкается («senfermer») в  своей проблеме: «… ils retournaient à latonie, ils senfermaient dans la peste» [Camus, 1947, p. 138].

Человек экзистенциальный безразличен к своей судьбе, он закрывается в себе, тем самым делая свой «выбор без выбора»: «…il navait plus à ce defendre contre la pitié. <...> ce cœur fermé lentement sur lui-même... » [Camus, 1947, p. 72].

3. Фрейм «выбор», входящий в состав микроконцепта «человек свободный», объективируется в слотах:

- условие личностной самореализации

Человек обычный пытается всеми средствами избежать несчастья и достичь хотя бы своего маленького счастья: «… dérasser de la sourde appréhension» [Camus, 1947, p. 20].

В то же время экзистенциальный герой реализует себя в сфере нравственной, гуманистической деятельности. Он идёт на борьбу против зла, чтобы помочь тем, кто ему дорог: «Je voudrais retourner au camp <…> je me sentirais moins séparé de mon garçon» [Camus, 1947, p. 208].

- равнодушие к своей судьбе

Подчас человек настолько разочаровывается в окружающем мире, что предает себя в руки действительности и надеется лишь на то, что его оставят в покое: «Ils étaient à ce point abandonnés à la peste qu’il leur avait parfois de n’espérer plus qu’en son sommeil… » [Camus, 1947, p. 138].

Предельное отчуждение экзистенциального человека от других людей и от себя может быть выражено в тотальном равнодушии к любым проявлениям своих и чужих чувств: «J’avais un peu perdu l’habitude de m’interroger et qu’il m’était difficile de la renseigner» [Camus, 1957, p. 66].

Таким образом, микроконцепт «человек свободный», входящий в состав макроконцепта «lhomme» (человек), доказывает, что человек в экзистенциальной картине мира, занимая главенствующее место в ней, свободен в своем выборе жизненного пути.

 

Литература:

1.     Camus, A. L’Étranger / Albert Camus. – Paris : Edition Gallimard, 1957.    190 p.

2.     Camus, A. La Peste / Albert Camus. – Paris : Edition Gallimard, 1947.       250 p.

3.     Ядрихинская, Е. Макроконцепт «lhomme» в индивидуально-авторской картине мира А. Камю. Структура и средства лексической репрезентации / Е. Ядрихинская. – Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. – 68 p.