Психология и социология // 12. Социальная психология

 

К.психол.н., старший преподаватель Аксакалова Ж.К.

Казахский национальный педагогический университет им. Абая,

Республика Казахстан, г. Алматы

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ СЕКТ НА СЕМЬЮ

 

В данной статье мы постараемся проследить влияние сектантства на семью и внутрисемейные отношения и ценности.

Религиозные деструктивные организации или секты несут в себе опасность на четырех уровнях:

 Государства - потому что каждая из них живет по собственным законам, часто противоречащим государственным, и по собственным морально-этическим принципам, противоречащим традиционным общечеловеческим.

Общества - потому что, в отличие от традиционных концессий, между обществом и которыми идет постоянный взаимообмен, тоталитарные секты ничего не производят и существуют исключительно паразитическим образом, оттягивая от общества людские, финансовые и прочие ресурсы.

Личности - потому что они лишают человека свободы, порабощают его и жестоко эксплуатируют. Разрушаются человеческие жизни, ломаются судьбы, наносится тяжелый, а зачастую и непоправимый урон здоровью, как психическому, так и физическому.

Семьи - потому что каждая тоталитарная секта являет собой некую эрзац-семью, претендующую на то, чтобы заменить собой подлинную, настоящую семью; она вытесняет семейные привязанности и разрушает семейные узы. Деятельность деструктивных тоталитарных сект не только попирает фундаментальные права человека, но и создает серьезную угрозу целостности семьи. Секта делает все, чтобы вырвать попавшего под ее влияние человека из семьи, лишая его тем самым последней опоры [1].

Особенно пагубно, по нашему мнению, пребывание в секте и вызванные этим расстройства, влияют на семью и внутрисемейные отношения и ценности.

Так, автор статьи в газете «Литер» публикует историю о том, как единственный сын его друга отказался поздравить отца с днем рождения по религиозным причинам, заявив отцу, что истинный мусульманин не отмечает даже день рождения пророка Мухаммеда, а уж тем более обычных людей. «Потрясенный друг недоумевал, откуда у его потомка, получившего прекрасное образование на Западе, могли появиться такие радикальные взгляды на жизнь».

Или, например, в последнее время к психологам часто приходят мамы девочек, категорически отстаивающих свое право носить хиджабы. При этом родительские запреты вызывают у детей агрессию, вплоть до отказа посещать школьные занятия, пишет портал «Экспресс К».

«Родители пребывают в растерянности, – говорит психолог Галия Бисембаева. – Они никогда не были религиозными фанатиками, а тут вдруг 12-летний ребенок приходит домой и безапелляционно заявляет, что хочет читать намаз и носить хиджаб. Религиозность сама по себе – это неплохо. Удручает другое: в таком юном возрасте человек еще не может быть сформирован духовно, он подвержен чужому влиянию и ведом, поэтому здесь зачастую наблюдаются перекосы».

По данным из отчета, обнародованного во Франции в июне 1999 года, 40 тысяч французских детей находятся под влиянием сект. И это только официальные данные. Сколько на самом деле детей запутано в сетях деструктивных культов, сказать почти невозможно.

 Уход одного из родителей в секту часто сопровождается не только развалом семьи. Нередко этот человек забирает у домашних все деньги, вещи, продает квартиру, оставляя людей без крова, без каких-либо средств к существованию. Больше того, существует серьезная опасность для жизни членов семьи. Было немало случаев, когда попавшие в секту муж или жена в припадке ярости, вызванном измененным сознанием в результате применения сектантами специальных психотехник, избивали и даже убивали родных людей.

Во многих тоталитарных сектах совершается насилие над детьми ("Семья", "Богородичный Центр", "Международное Общество Сознания Кришны"), их развращают, заставляют вступать в половые связи с лидерами сект, принуждают к гомосексуальным связям. Основатель порноцентричной секты "Дети Бога" ("Семья") Дэвид Берг любил услаждаться детской порнографией, которую производили внутри секты. В порнографических фильмах, изъятых полицией, пятилетние дети раздевались под музыку. О том, что за этим следовало, можно и не говорить.

Глубокие психо-эмоциональные отклонения наблюдаются также и у детей, воспитанных внутри НРО, чье воспитание строилось, исхода из законов «сектантской педагогики»: строгое подчинение родителям и наставникам, запрет на светское образование и общение с детьми, не принадлежащим к группе, обязательное прочтение и заучивание религиозной литературы (выпускаемой идеологами данного учения), запрет на развлечения и пр.

3. Кикилидзе, исследуя детей, чьи родители вышли из состава НРО, отмечает следующее: «По результатам проведенных нами исследований мы с уверенность можем заключить, что у детей из сект происходит перелом в психике: стирается грань между живым и мертвым, "шалость", "игра", "убийство" - им непонятны различия между этими словами и действиями, ибо в них ко всему прочему укоренилась вера в загробную жизнь - в преимуществах которой они не сомневаются, это их мечта, там они получат все, о чем мечтали и чего не получили в реальной жизни. Среди этих детей с каждым годом продолжают расти психологические расстройства" [2]. У детей
складывается неправильное отношение к смерти, неадекватное ее восприятие, что наносит непоправимый ущерб психике и способствует возникновению депрессии, неврозов, агрессии и аутоагрессии.

Сектантская педагогика предписывает родителям убеждать детей во временности пребывания людей на земле. В рекомендациях идеологов мы встречаем такие рекомендации родителям: "Водите детей на похороны - примерами смерти всех возрастов убеждайте, что наше пребывание на земле - кратковременно, чтобы они поняли, что неразумно заниматься тем, что придется покинуть, или пренебрегать тем, что ведет нас к вечности" [3].

Ребенок вступает в жизнь, перед ним открывается мир неограниченных перспектив и возможностей, но сектантская полигика контроля сознания требует, чтобы оптимистические взгляды детей были перечеркнуты пессимистической перспективой бесцельности своего существования. В детях воспитывается пренебрежительное отношение к миру, обществу, ко всему, что выходит за рамки религиозного миропонимания, в конечном итоге это превращается в "ненависть ко всему миру".

Нельзя не сказать и о страданиях людей, чьи родные оказались в тоталитарной секте. Многие из них говорят, что это такое горе, с которым сопоставимо горе, вызванное смертью близкого человека. Отцы, матери, жены, мужья, дети как мертвых оплакивают живых родственников, которым члены и лидеры секты стали ближе, роднее. Свидетели, чьи родственники стали жертвами тоталитарных сект, утверждали, что их близкие полностью утратили личную свободу и индивидуальность. По ощущениям свидетелей, они были "запрограммированы" или "зомбированы", отказывались от любых семейных обязанностей, в том числе и от неотложной помощи больным членам семьи. Поставленные перед выбором: семья, родители, дети, близкие, работа, государство, гражданские и человеческие обязанности или секта, - они однозначно выбирали секту.

Практически все секты, так или иначе, разрушают семью.

Итак, ущерб, причиняемый НРО семьям и семейным взаимоотношениям, можно сформулировать в следующих утверждениях:

·     НРО разрушают семейные традиции и семейную целостность, провоцируют ссоры, разногласия, которые приводят к ее распаду;

·     НРО увеличивают число социальных сирот - детей, брошенных родителями-сектантами;

·     участие в НРО порождает халатное отношение к родительским обязанностям, равнодушное и безразличное отношение к собственным детям и родителям;

·     Увеличение числа наркоманов, так как многие НРО используют наркотические вещества в целях расширения сознания;

·     Резкое ухудшение здоровья членов семьи сектанта (неполноценное питание, отказ от оказания квалифицированной медицинской помощи и др.);

·     Увеличение числа суицидов и больных, страдающих серьезными психическими расстройствами;

·     Трагедии, связанные с принуждением руководителями сект своих адептов к разделу мущества (размену и продаже квартир, прочей недвижимости), часто это заканчивается передачей жилья или доли жилья в пользование секте.

·     Физическое и психологическое насилие, осуществляемое сектантом в своей семье по религиозным мотивом, особенно это касается воспитания детей "в религиозном духе";

·     Ограничение в получении образования в «светских» учебных заведениях;

·     Нарушение социальных прав граждан в целом [4].

 

Литература:

1.   http://www.orthedu.ru/nev/spez-06/10.htm

2.   Фрагмент телепередачи "Независимое расследование с Николаем Николаевым", канал НТВ, 16 марта, 2000 года.

3.   Рукописный журнал инициативников "Детский вестник".

4.   Медико-социальные последствия деструктивной деятельности тоталитарных сект / Под. ред. Ф.В. Кондратьева. - M.: ГНЦ СиСП им. Сербского, 1988. - С. 41