Казахская Головная Архитектурно-Строительная Академия

Кисамедин Г.М. академический проф. ФА МОК (КазГАСА)

 

УДК 728 

        

НЕБОСКРЕБ «ПОВОРАЧИВАЮЩИЙСЯ ТОРС»  (TURNING TORCO) С. КАЛАТРАВЫ МОЖНО СРАВНИТЬ ТОЛЬКО С ПРЕКРАСНОЙ СКУЛЬПТУРОЙ СКОПАСА МЕНАДА.

 

История создания этого объекта является олицетворением соединения искусства и науки в прямом смысле этого слова.  В начале была создана деревянная скульптура поворачивающийся торс «Twisting Torso» (автор С. Калатрава),  которая демонстрировалась в музее современного искусства в Нью-Йорке (МОМА) в 1999 году.  Эффектная скульптура настолько поразила Д. Орбака (Johnny Orback), генерального директора строительной ком­пании HSB MALMO, что он немедленно связался  С. Калатравой,  и предложил ему воплотить этот художественный образ в виде двухсотме­трового небоскреба.

Когда я смотрю на небоскреб в Мальмо С. Калатравы,   я не могу уклониться от ощущения, что передо мной античная скульптура Скопаса Менада, хотя С. Калатрава предлагает свой эскиз поворачивающегося мужского торса.  Античная скульптура вакханки Скопаса - одна из лучших античных скульптур, на фоне которой другие, более знаменитые и лучше сохранившиеся,  кажутся не столь совершенными. Каждый поворот ее тела магически притягателен, от него невозможно  отвести глаз,  и то же самое вы испытываете, глядя на  архитектуру здания  «Twisting Torso». Зная историю создания небоскреба, складывается впечатление, что магия поворачивающегося торса Менады передалась скульптуре С. Калатравы «Twisting Torso», которая в свою очередь привлекла внимание  Д. Орбака.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0a/Skopas_menade_pushkin.jpg/295px-Skopas_menade_pushkin.jpgПляшущая Менада____2001-2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поворачивающийся торс. Античная скульптура вакханки и небоскреб (С. Калатрава.) известный под названием  «Turning Torso». Щвеция. Мальмо. 2003г. 

Архитектура «Twisting Torso» С. Калатравы, как следует из названия, являлась изображением поворачивающегося человеческого торса, впрочем, достаточно схематичным, поскольку человеческое тело сим­волизировала прямоугольная призма, разделен­ная на девять шестигранных секций. Каждая рас­положенная выше секция была смещена вокруг центральной оси на определенный угол. При этом самый верхний и самый нижний «кубики» были одинаково ориентированы, что придавало скульптуре в целом устойчивость, как будто закрепляя ее в пространстве. Однако промежу­точная часть отличалась необычайной подвиж­ностью. Впечатление усиливалось тем, что по одной из четырех граней призмы снизу вверх тянулась проволочная хорда, представ­лявшая собой «позвоночник».

По задумке Д. Орбака  небоскреб «Turning Torso»  (Сантьяго Калатрава) предназначался для района  Западной  гавани в  Мальмо, Швеция. Как выбранное под строительство место, так и сложившаяся на тот момент социально-культурная ситуация предполагали, что проект станет, исключительным.  Это сооружение изначально должно было   символизировать стремление города Мальмо к развитию, конструкция сооружения долж­на быть новаторской, одновременно отвечать социаль­ным нуждам его будущих обитателей, иметь неповторимый художественный образ. Все эти факторы легли  в основу  уникального продукта архитектурного образа Twisting Torso. Ко всему прочему, место строительство г.  Мальмо нуждался  в символе возрождения города. Образ символа должен быть новым,  ранее не существовавшим. Формирование требований к  образу сооружения  является  предпосылкой к  рождению уникального в архитектуре. Уникальное, как явление в архитектуре своим происхождением,  изначально должно предполагаться, иметься в виду, что оно должно быть уникальным. Это условие для возникновения уникального продукта должно объективно исходить в самой концепции его возникновения.

 

Эскиз  С. Калатравы «Поворачивающийся торс».

 

Это единственное отдельно стоящее    высотное здание в малоэтажной застройке района Западной гавани должно было бы выглядеть несуразным, но скульптурный образ превратил его в вертикальную ось в пространстве,  и она не нуждается в композиционной поддержке или дополнении. Такая вертикаль, а точнее скульптура нужна только одна.  Строительство началось в 2001 году в Запад­ной гавани - так называется один из индуст­риальных районов шведского города Мальмо. Здание Turning Torso не стало точной копией оригинальной скульптуры. Испанский архитектор Сантьяго Калатрава универсальная личность получил образование инже­нера, архитектора  и скульптора.  Как архитектор он  счел  нужным внести изменения в скульптурную модель.  Кубические секции превра­тились в остроугольные пятигранные призмы, при этом их ко­личество осталось прежним. Каждая из девяти секций башни состоит из пяти уровней. Таким образом, в небоскребе вы­сотой 190м. имеет пятьдесят четыре этажа, включая девять промежу­точных уровней. Некоторое время он даже носил титул самого высокого жилого дома в Европе. Эту уникальность по физическим параметрам, «Turning Torso» скоро потерял, но уже никогда не потеряет свою художественную уникальность, несмотря на то, что со временем появится много поворачивающихся и крутящихся небоскребов. При взгляде со стороны, кажется, что небоскреб состоит из отдельных призм, однако главную роль в конструкции играет скрытый от глаз вертикальный трубчатый элемент. Его внут­ренний диаметр - 10,6м. При этом толщина трубы у основа­ния достигает 2,5м, в то время как наверху здания она всего лишь 0,4м. Внутри центрального элемента, где располагают­ся лифтовые шахты и лестницы, осуществляется коммуника­ция между различными уровнями. Плиты этажей, на которых собственно находятся жилые помещения, крепятся к арматуре железобетонной трубы с помощью многочисленных метал­лических стыков. Согласно плану, на возведение каждого из 54 уровней строителям отводилось девять дней. За столь короткое время необходимо было осуществить все этапы сложнейшего производственного цикла. Для выполнения этих техноло­гических процессов применялась разработка компании PERI -Automatic Climbing Structure («автоматическая самоподъемная система» - сокращенно ACS).

Каждый уровень здания в плане состоит из отдельных сегментов, сочетающиеся между собой. Стены возводились уже между готовыми перекрытиями. Внешняя стальная опора небоскреба - выразительный «по­звоночник» - является сварной конструкцией, поверхность которой подверглась интенсивной антикоррозионной обра­ботке. Опора представляет собой стальную колонну, соеди­ненную с фасадом посредством парных стальных балок, выступающих из острого угла каждой призмы, а также из 20 горизонтальных и 18 диагональных сигарообразных труб. Общая масса металла, использованного испанской компанией EMESA на создание «позвоночника», - 820 т. Стальная опора выполняет функцию стабилизатора, уменьшающего наклон небоскреба под воздействием ветра.

Поверхность «Turning Torso» обладает сложной геометрией, харак­теризующейся двойной кривизной, фасад выполнен в виде сборной конструкции из алюминия и стекла. Еще до монтажа она подверглась многочисленным испытаниям на аэродинамику и гидроизоляцию. В итоге фасад состоит примерно из 2 700 панелей, состыковка которых потребовала высокой точ­ности. Интересно, что все 2 500 окон установлены не вертикаль­но, а под углом, при этом отклонение достигает семи градусов. Небоскреб доминирует над гаванью Мальмо. За прекрасный вид на море инвесторам пришлось дорого заплатить. Под воз­действием сильных ветров наклон здания от вертикали перво­начально достигал 80 см, что могло ощущаться жильцами верхних этажей. Кроме того, неблагоприятные погодные усло­вия затрудняли работу и привели к 150-дневной задержке. В итоге смета расходов увеличилась на 25 %, а общая масса металлических опорных конструкций возросла с 1 850 до 4 400 т, что позволило снизить отклонение до 30см и добиться уменьшения скорости смещения до практически незаметной величины.

Однако деньги не были потрачены впустую. После завершения строительства здание «Turning Torso» приобрело всемирную славу и удостоилось всевозможных знаков отли­чия. В официальном заключении жюри конкурса Emporis Skyscraper Award, главный приз которого отдается лучшему не­боскребу мира, было сказано, что творение Сантьяго Калатравы является «квинтэссенцией структурного экспрессионизма».  Совершенно очевидно, что повторять такое здание не имеет смысла, потому что  смело воплощенная идея «Turning Torso» С. Калатравы не имела аналогов в архитектуре в прошлом, но уже имеет многочисленные копии. Это удивительное свойство уникальных зданий и произведений  искусства вообще, что они имеют имена собственные  и даты рождения, как в данном случае - «Turning Torso»  С. Калатравы. Копии, независимо от даты появления,  имя собственное,  уже не приобретут.

5

6Виды фасадов.                                              Общий вид местности  с  птичьего полета.

 

Синтез науки и искусства – главного предначертания архитектуры произошел в «Turning Torso» на новом   уровне научно-технического прогресса. Архитектура является искусством не потому только, что создает гармоничные, визуально воспринимаемые формы и вкладывает в них метафорические и символические значения. Суть в том, что эстетическое начало в архитектуре используется как универсальная фактор, управляющий синтезом разнородных начал. Эстетический критерий помогает сопряжению архитектуры с контекстами, в которых она существует.