Сыдыкова Р.Ш., Шепаева С.А.

ЮКГУ им. М.Ауезова, г. Шымкент, Республика Казахстан

Возможности музыкального искусства в реализации здоровье сберегающих технологий

 

В условиях инновационных перемен в сфере современного образования, определяемых вариативностью учебно-воспитательных учреждений, диверсификацией содержания, технологизацией  образовательного процесса возникает необходимость изучения проблем нравственного, художественного, музыкально-эстетического образования и воспитания школьников личности с позиции гуманистического образования. Соответственно, как и взаимосвязь, взаимопроникновение интегрированных знаний в области гуманитарного (эколого-валеологического) и художественного (музыкально-эстетического) образования ориентированно на формирование  гармонической развитой личности с устойчивыми формами мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

В связи, с чем важно отметить, что постоянно возрастающая по объему и усложняющая по содержанию научная информация входя в противоречие с недостаточно разработанной гибкостью учебных  планов, программ, новых учебников ведет, к хронической перегрузке учащихся,  ослаблению интереса к учению, ухудшению их здоровья, что не способствует созданию условий для сохранения здоровья, подрастающего поколения, путем внедрения здоровье  сберегающих технологий,  в образовательный процесс.

«Среди здоровье сберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить 2 типа: организационные (создающие условия  безопасного для здоровья обучения) и педагогические (включают все информационные, технологические, биоэнергетические учителя на здоровье ученика)» отмечают Маджуга А.Г. Анарметов Б.С. и другие. Кроме того, авторы, отмечая медико-гигиенические технологии (МГГ), физкультурно-оздоровительные (ФОТ), экологические (ЭЗТ), обеспечивающие безопасность  жизнедеятельности (ТОБЖ), выделяют 3 подгруппы: образовательных, здоровье сберегающих технологий, которые на наш взгляд, следует выделить:

-       организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

-       психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

-       учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие так же проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков просвещение их родителей. Нельзя не согласиться и с мнением Лобановой Е.А. о том что  «к здоровье сберегающим технологиям относятся те педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся, и которые не наносят прямого и косвенного вреда». (2) В контексте нашего исследования можно отметить, что использование здоровье сберегающих технологий на уроках музыки предполагает сохранение и укрепление здоровья учащихся путем природосообразного регулированного воздействия на психо-эмоциональное состояние слушателей, повышения их креативности, приобретения ими нового средства эмоциональной  экспрессии самовыражения – (пения, игры на инструменте и т. д.), словом, все те операциональные действия (ЗОТ), способствующие адаптивному усвоению новых положительных установок и форм поведения.

Общепризнанно и то, что музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. По этому поводу Н. Киященко считает, что «…вошедший в него (человека) темперированный, гармонизированный ладо-высотный ритмизированный звук настраивает его чувства, ум и волю, то есть эмоциональную, интеллектуальную и действительную жизнь, на создание гармонизированного мира – материального и духовного». Ценным, по нашему мнению, является мысль о том, что «…эстетические чувства всегда, на всех этапах исторического развития человека как представителя рода человеческого выражают высшую для данного этапа степень развития человека, высшую степень гармонизации человеком  с чувственным сознанием и чувственной потребностью своих взаимодействий с миром природы, с миром людей, с миром своих собственных жизнеустремлений и жизнесостояний, своего самочувствия, само понимания и самопознания в мире». (3) Исходя из сказанного выше можно определить, что здоровье сберегающие технологии по восприятию и пониманию музыки заключаются в ее практической реализации, ощущения связками, мышцами, движением, дыханием организма.

Анализ научной литературы по данной проблеме позволил констатировать о том, что в последнее время традиционные виды деятельности музыкального искусства пение, слушание, интегрируются в контексте экологического подхода к природосообразности здоровье сберегающих технологий с медицинской точки зрения, поэтому можно выделить также направления музыкально рациональной психотерапии, как «вокалотерапия», (лечение вокалом), ритмо-терапия (лечение ритмом), «фольклорная арт терапия» (лечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом), эстетотерапия (лечение красотой), аретотерапия (лечение идеалами), музыкальная сказкотерапия, которые формируют личностные мотивации жизнеспособности индивида, формируют позитивное мировоззрение, мироощущение и мировосприятие жизни необходимого для его душевного и соматического здоровья человека.

Несомненный интерес вызывают в этом плане уроки пения. Общеизвестно, что голос является «своеобразным» индикатором здоровья человека. В ходе работы над постановкой голоса развиваются органы дыхания, голосовые связки, тембрация, артикуляция и дикция. Правильное взятие вдоха (неподвижность плеч и грудной клетки), корректирует установку дыхательной мускулатуры организма. Работа над удлинением выдоха создает условия для увеличения объема легких и их качественную вентиляцию, способствует ровному дыханию. Более того, правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса и т. д.

Несомненно, все вышеуказанные здоровье сберегающие технологии, в области музыкального искусства корректируя и укрепляя комфортное самочувствие учащихся, создают оптимальные условия для развития их духовной культуры.

Размышляя об эстетическом воспитании учащихся, о значимости искусства в формировании духовной культуры подрастающего поколения            Б.М. Неменский отмечает  «полноценное эстетическое развитие каждого… необходимый компонент всестороннего гармонического развития личности, при отсутствии которого нет и не может быть полноценно развитого интеллекта и полноценного усвоения нравственных принципов …отношения к людям и к природе, не может быть сформировано целостное и нужное нашему обществу отношение к миру. И в руках педагогики нет другой такой же мощной силы для этой работы, как искусство». (4) Мы совершенно согласны с мыслями автора о том, что пришла пора научного осмысления педагогических целей, задач и форм интегративных возможностей предметов искусства с точки зрения экологических потребностей общества. Созвучно с высказанным и мнение Н. Киященко -  «… мы никак не можем понять, что без чувства темпа и ритма, пропорции и гармонии, симметрии и асимметрии, без развитого пространственного мышления, без выраженной координации мышления, а, следовательно, и без высокого эстетического чувства и вкуса, то есть без отзывчивости на красоту и отвращения к безобразному, невозможно глубоко понять и прочувствовать красоту и стройнность  математики и физики, химии и биологии, географии и истории и всего, о чем в жизни и на работе в общественно – политической деятельности или досуге сталкивается человек. Ведь культура – это всегда высшее, лучшее, гуманнейшее из всего, что добыто, наработано, взлелеяно  человечеством». (5) В контексте проследования можно сказать, что в искусстве, в том числе музыкальном, заложено два огромных человеческих опыта, с одной стороны – это профессиональный опыт данного искусства, с другой – нравственный, эмоционально-отношенческий к труду, любви, дружбе, к детям, родителям, к Родине и т.д. В связи с чем,  можно определить 3 больших русла художественно-эстетического направления, в которых наиболее ярко выражены педагогические возможности искусства:

1.     Искусство как культура отношения ко всем явлениям жизни, выраженные в нравственно-эстетических, эмоционально-ценностных критериях общества, в культуре отношения к миру природы (экологическая сторона).

2.     Искусство как творчество: развитие ассоциативно-образного мышления, фантазии и т.д.

3.     Искусство как язык постижения эмоционально-ценностного художественного творчества.

Следовательно, творческий диалог экологии и искусства опирается на общепедагогические и искусствоведческие принципы:

-       педагогическая драматургия (сценарность);

-       контраста и сопоставления;

-       единства восприятия и созидания;

-       постоянства связи с жизнью, которые, на наш взгляд, более полно раскрывают сущность исследуемой проблемы.

Так, «педагогическая драматургия» (иными словами сценарность) позволяет конструктивно выстроить модель интегративного урока «Экоискусство», в данном случае «Эковокала», где в ходе игровых ситуаций на основе совместной творческой деятельности учащиеся свободно оперируют эколого-валеолого-художественно-музыкалъными и вокальными знаниями.

В принципе «Контраста и сопоставления» лежит позитивная трансформация технологии мыслительных операций в познании мировосприятия, предметов, явлений, образов. Активизация поисковой деятельности учащихся способствует развитию эмоционального восприятия интегративных знаний и адекватных проявлений эмоций, чувств и фантазии.

Синтез интегративных знаний (экологии-вокала) способствует единению и гармонизации внешних (психофизиологических) и внутренних (психических) технологий целостного мировосприятия личности лежит в основе принципа «единства восприятия и  сознания».

Сущность, «четвертого» принципа отражает ориентированность всех компонентов технологии педагогического труда на моделирование творчества, активизируя научно-познавательную, поисковую, исследовательскую деятельность учащихся нацеливает на развитие их художественного мировосприятия посредством накопления социального опыта.

Резюмируя сказанное, необходимо подчеркнуть, что природа с ее растительностью и животным миром благотворно воздействует на человека, его физическое и эмоциональное состояние: «Красота растений, облик, повадки животных восхищают, вдохновляют и учат. Звуки, очертания, цвета, запахи, структура и вкус мира природы продолжают вдохновлять музыкантов и архитекторов, художников и дизайнеров, парфюмеров и поваров...» - отмечает Р. Аллен - «...мир природы это наша кладовая, домашняя аптечка и склад сырьевых минералов. Обедняя его, мы обедняем самих себя и наших детей». Именно эти аспекты позволяют говорить о наличии интегрирования проблемы, раскрывающей особенности креативной трансформации личности в эколого-валеолого-художественно-музыкальном информационном пространстве.