ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ  НА ОСНОВЕ   ТВОРЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА

 

 НУРЖАСАРОВА М.А.д.т.н., ТАЛГАТБЕКОВА  М.Ж., АКИЛОВА У. Ш.к .т.н.

 

АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Известно, что основными показателями принадлежности одежды к определенному модному направлению являются: конфигурация и габаритные размеры, формы, число, местоположение и конфигурация линий членения, рельеф поверхности формы, цветовая гамма, а также господствующие приёмы формообразования.

На основании проведенных исследований установлено, что для проектирования новых художественно-конструкторских решений современной одежды достаточно использовать модифицирование, когда можно производить незначительные изменения, сохраняя при этом основные свойства элементов творческого источника.

Для создания новых проектных решений целесообразно использовать применять известные три вида модификаций: декоративные,  конструктивно–декоративные и конструктивные.  В первом случае изменяются декоративные элементы существующей  одежды, во – втором случае меняется характер конструктивно – декоративных членений, а в третьем случае изменяются технические характеристики.

Известно,  что основными элементами в одежде, при помощи которых можно добиться определенного зрительного эффекта, являются форма одежды, характер её членения на составные части, отделка, рисунок, фактура и цвет материала. Различают конструктивные, декоративные, конструктивно-декоративные и технологические. Конструктивные  членения достигаются  за счёт получения заданной формы, а декоративные вызваны стремлением к внешнему разнообразию изделия без изменения формы.

Поэтому конструктивно – декоративные членения при проектировании современной одежды могут быть вызваны  как конструктивными линиями, также и декоративными, которые можно изменить  за счёт принципов декора творческого источника. Конструктивно–декоративные членения создают иллюзорное представление о форме, которое не соответствует её реальным размерам и конфигурации.

Различают семь разновидностей композиционных решений в одежде в зависимости от главной темы композиции, из которых большую роль при проектировании одежды на основе творческого источника играют: декоративно–цветовая, которая учитывает взаимодействие элементов композиции костюма с учётом контраста, нюанса и тождества. Декоративно–отделочная, которая зависит от отделки, вида, техники и способа исполнения, а также его месторасположения. Декоративно–конструктивная, которая определяет  характер разработки поверхности формы декоративными и декоративно–конструктивными линиями членений. Функционально-декоративная композиция характеризуется наличием в творческом источнике функционально-отделочных деталей: карманов, застежек, поясов, оборок, орнамента в зависимости от назначения  элемента костюма.

Согласование композиционного центра и остальных частей композиции современной одежды  достигается средствами единства и связи всех элементов творческого источника на основе: пропорций, масштабности, ритмических связей, цветового и фактурного решения материалов, а также декора. Так использование в процессе проектирования современной одежды традиционных материалов таких как: кожа, мех, которые отличаются ограниченной поштучной  площадью, способствуют созданию одежды за счет оригинальных членений, а также использовании их в качестве декора. Большое значение в восприятии форм творческого источника имеют также цветовая композиция и фактура материала. Элементы формы творческого источника  и современной одежды должны согласовываться между собой по принципу контраста, нюанса, и подобия, тем самым способствуя созданию совершено новых оригинальных проектных решений.

Установлено, что при проектировании современной одежды на основе творческого источника, композиционным центром является декор, который можно выделить количественно в зависимости от места расположения на (угловой, центровой, боковой, краевой, сплошной, смешанный), а как смысловой фактор (отделка).

В практике моделирования одежды широко применяются разные виды отделки, которые не только украшают изделия, но усиливают и обогащают их композицию. Отделки могут быть использованы  в разных целях для акцентирования формы изделия или её части, членения формы на части, объединения частей формы или нескольких самостоятельных форм, организации зрительного движения в определенном направлении на поверхности форм. Отделки  обогащают художественно-образный замысел костюма. Одни виды отделки имеют чисто декоративное, другие - декоративно - конструктивное, третьи - декоративное и утилитарное значение.

       В результате проведенных исследований установлено, что различают отделку: художественно-композиционную, конструктивно-технологическую, композиционно-конструктивную и декоративную.

Следовательно, в результате  использования  различных видов отделки, как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом можно добиться многообразия новых художественно–конструкторских решений моделей одежды, разработанных на одной конструктивной базовой основе.

Следовательно, элементы декора  подчёркивают художественно екоративное и конструктивно–технологическое решение элементов творческого источника,  сохраняя тем самым целостность  во всей композиции современной  одежды.

Поэтому декор можно рассматривать как совокупность композиционных, декоративных, художественно–декоративных и конструктивно -  технологических признаков, определяющих свойства проектируемого объекта как системы. Присутствие декора в композиции современной  одежды допустимо, когда декоративные элементы создают условия строгой упорядоченности, способствующие сохранению формы и структуры системы.

На основе вариантов декора в композиции обуви, предлагаются все варианты  декора современной одежды на основе творческого источника (рисунок 1).

В результате проведенных исследований установлено, что все виды художественно–декоративного оформления современной одежды (ХДОСВО)  на основе творческого источника в зависимости от характера оформления поверхности современной одежды на первом уровне можно разделить на композиционные, композиционно – технологические и композиционно – утилитарные виды декора.

Таким образом, в  основе предложенной классификации художественно-декоративного оформления современной одежды на основе творческого источника лежат вид и метод отделки, характер и техника исполнения декора.

 


Подпись: 152Скругленный прямоугольник: Природное достоинство материала

Скругленный прямоугольник: Вышивка

Скругленный прямоугольник: ИнкрустацияСкругленный прямоугольник: АппликацияСкругленный прямоугольник: Накладной(съемный) декор Скругленный прямоугольник: СкладкиСкругленный прямоугольник: ШвыСкругленный прямоугольник: ОборкиСкругленный прямоугольник: ОкантовкиСкругленный прямоугольник: СборкиСкругленный прямоугольник: Отделочная строчкаСкругленный прямоугольник: Меховая оторочкаСкругленный прямоугольник: ФурнитураСкругленный прямоугольник: Позумент

Скругленный прямоугольник: Металлические пластины

Скругленный прямоугольник: Тесьма

Скругленный прямоугольник: Шнур

Скругленный прямоугольник: Бахрома

Скругленный прямоугольник: Нити

Скругленный прямоугольник: Жемчуг

Скругленный прямоугольник: БисерСкругленный прямоугольник: Канитель

Скругленный прямоугольник: Кисточки

Скругленный прямоугольник: Монеты

Скругленный прямоугольник: Полосы из различного материалаОрганизационная диаграмма
Рисунок 1 -  Классификация видов декорирования современной одежды на основе ТИ