Мария Львовна СИВКОВА-САЛОГУБ

Киевский национальный университет технологий и дизайна

 

КОРРЕКТИРОВКА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА ПО ДИСЦИПЛИНАМ "РИСУНОК" И "ЖИВОПИСЬ" С ВВЕДЕНИЕМ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 

На сегодняшний день система образования высшей школы Украины переходит на европейскую кредитно-модульную систему обучения в организацию учебного процесса, что ведет к необходимости существенных изменений и дополнений в процессе подготовки молодых специалистов. Эта реорганизация базируется на решении Коллегии Министерства образования и науки Украины о внедрении в высшие учебные заведения IIIIV уровней аккредитации положений Болонского процесса в рамках педагогического эксперимента.

Одним из важных элементов данного эксперимента является рейтинговая система оценивания полученных знаний студентами и индивидуально-ориентированная организация учебного процесса. Рейтинговая система оценивания (РСО) представляет собой определение качества усвоения учебного материала, оценивание качества полученных знаний, умений и навыков путем проведения поточного и модульного контролей по 100-балльной шкале [1].

В первую очередь данный эксперимент предполагает тщательную переработку учебных программ. Общее количество часов на предмет делится на модули, внутри которых происходит перераспределение на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Оценивание в модуле ведет к существенным изменениям принципов оценивания знаний студентов, что в свою очередь требует создания новых критерий оценок (так называемое, рейтинговое оценивание).

На факультете дизайна Киевского национального университета технологий и дизайна дисциплины по рисунку и живописи являются одними из важнейших в процессе подготовки специалистов в области разнообразных специализаций дизайна. Поэтому нашим университетом в настоящее время проводится введение и положений Болонского процесса и апробирование новой системы оценивания на базе первого курса с пролонгированием на следующие курсы. Это является важным фактором для кафедры рисунка и живописи достаточно значимым и ведет к серьезной методической работе в решении этой проблемы, в частности, к пересмотру критерий оценивания знаний по дисциплинам "Рисунок" и "Живопись", на которых развивается творческий потенциал учащихся, трудно поддающийся систематизации.

В программах этих дисциплин превалирующее количество часов выделяется для практических занятий, что позволяет научить студентов разнообразным изобразительным приемам и техникам, владению художественными инструментами и материалами, а также проведение штудии натуры. В методике обучения рисунку и живописи выработаны вековые традиции. С другой стороны оценивание творческих работ обучаемых сопряжено с определенными трудностями при оценивании, особенно если оно проводится одним преподавателем, то может тяготеть к субъективности. Для устранения этой проблемы обычно оценивание осуществляется группой преподавателей-художников. Таким образом, по данным дисциплинам оценивание знаний студентов осуществляется путем просмотра всех выполненных студентами заданий (художественных работ), сделанных в пределах аудиторного времени (в учебно-художественных мастерских), и самостоятельных творческих заданий (это могут быть – этюды, зарисовки, наброски, эскизы и т.д.).

На каждом занятии преподаватель не только указывает на ошибки, но и дает рекомендации по грамотному ведению работы, компоновки на плоскости листа, цветовому решению и т.д. Также он обязательно проводит сравнительный фронтальный анализ работ в группе. И только затем усвоение студентами учебного материала оценивается и фиксируется сначала на промежуточном (поточном) контроле – аттестации (результаты которого сдаются для анализа успеваемости в деканат), а затем на рубежном контроле в конце семестра.

Процесс оценивания проводится следующим образом – студенты выставляют свои работы в рекреациях для просмотра и оценивания выполненных заданий художественным советом, состоящим из преподавателей кафедры. В ряде случаев в комиссию включают художников, преподающих в других специализированных учебных заведениях. Подобная система просмотров берет начало из практики работы академий изобразительного искусства и художественных школ. Она дает положительные результаты, так как позволяет студентам почувствовать себя участниками творческой выставки, сравнить свои достижения по отношению к другим участникам (не только своего курса), а преподаватели, в свою очередь анализируют качество преподавания в группах с обязательным последующим обсуждением на кафедре. Эта методика оценивания позволяет исключить максимально субъективизм в оценивании.

Из выше сказанного становится ясно, что переход на РСО требует от преподавателей кафедры рисунка и живописи регламентации четких правил оценивания творческих результатов по 100-балльной системе с учетом требований кредитно-модульной системы, что представляет определенные трудности. Студенты работают в разных техниках, используют разнообразные художественные приемы и средства, вырабатывая свой авторский стиль. Унифицировать этот процесс методически не грамотно, потому что таким образом уничтожается творческий потенциал будущих дизайнеров.

Объединение опыта работы по традиционной методике  и РСО необходимо разработать таким образом, чтобы это дало возможность улучшения организации учебного процесса и повышения качества, получаемых студентами, знаний в целом. Также РСО должно обязательно включать в себя оценивание творческой работы студентов под руководством преподавателя, дифференциацию оценивания уровня знаний на каждом этапе изучения основ изобразительного искусства. В свою очередь профессорско-преподавательскому коллективу кафедры необходимо выработать стратегию перехода к рейтинговому контролю. Для этого необходимо обязательно проводить анализ получаемых в процессе обучения результатов, разработать специфические задания для самостоятельной работы. Такая работа позволит стимулировать творческую активность студентов, и будет иметь выход в художественные выставки (городские, международные и т.д.), доклады на студенческих конференциях (по дизайну, изобразительному искусству и т.д.), а также в участие в конкурсах. Со стороны преподавателя самостоятельная творческая работа подобного уровня предполагает не только поэтапный контроль выполнения заданий, что, конечно, дает возможность студенту более качественно выполнить задание, но и позволит построить доверительные отношения со студентами, которые  соответственно перейдут в творческий диалог, так необходимый будущим дизайнерам.

Создание единых требований к структуре и содержанию контрольных заданий по рисунку и живописи трудно осуществимо, так как любая дисциплина, развивающая творческий потенциал обучаемых, несет в себе индивидуальный подход. Тем не менее существует единое требование в процессе осуществления контроля получаемых знаний – это необходимость обязательного включения в контрольные задания вопросов по расширению терминологического словарного запаса.

По опыту работы  со студентами в группах разных специализаций дизайна позволяет сделать вывод о том, что у студентов ощущается большой пробел по знанию терминологии в области изобразительного искусства. Это ведет к снижению получения знаний при изучении  специальной литературы. В свою очередь студентам трудно заниматься научной работой – писать рефератов и участвовать в научных студенческих конференциях, что является существенной частью РСО.

Таким образом, оценивание знаний должно соответственно отображаться в методически грамотно составленных контрольных заданиях по дисциплине, с учетом вышесказанного. Для того, чтобы логически правильно построить всю систему контрольных заданий по рисунку или живописи, преподавателю необходимо хорошо усвоить и понять основную концепцию кредитно-модульной системы, общую для всех предметов. Понятие "кредит" включает в себя единицу измерения общей нагрузки студента, а понятие "модуль" предполагает задокументированное завершение части образовательно-профессиональной подготовки, реализуемой соответствующими формами учебного процесса.

Так же, как и по всем другим дисциплинам, для выведения количественной оценки знаний студента по рисунку и живописи есть обязательное выдерживание количества единиц – баллов по шкале ЕСТS. Эта система оценивания представлена в следующей таблице [1]:

 

Таблица № 1 Шкала оценок качества усваивания учебного материала

Оценка по национальной шкале

Оценка в балах

Оценка по шкале ECTS

Пояснение

5-отлично

90-100

А

Отлично

4–хорошо

82-89

В

Очень хорошо

 

75-81

С

Хорошо

3-удовлитварительно

67-74

D

Удовлитварительно

 

60-66

E

Достаточно

2-неудовлитворит

35-59

FX

Неудовлитварительно

 

1-34

F

Неудовлитворительно

 

Помимо оценивания аудиторных заданий, сюда должна включаться самостоятельная научная работа студента, а по рисунку и живописи это еще и творческая работа. Также учитывается владение художественными материалами, изобразительно-выразительными техниками, умение пользоваться инструментами и оборудованием и, конечно, количественное посещение занятий. Так как дисциплины по рисунку и живописи подразумевают работу с художественными инструментами и оборудованием, есть необходимость со стороны преподавателя акцентировать внимание на правилах обращение с ними, раскрывая все многообразие и богатство технических приемов.

Контроль и система оценивания знаний по рисунку и живописи выступают как средства, которые помогают корректировать процесс обучения в общей системе образования. В свою очередь, модульный контроль дает возможность преподавателю провести анализ и лучше понять на каком этапе у студента возникли трудности, и он не смог полноценно усвоить изучаемый материал.

В начале семестра студенты должны быть ознакомлены с требованиями по предмету, с мотивацией оценивания, шкалой и критериями, тогда им будет легче адаптироваться и в результате улучшить свои показатели, что в свою очередь ведет к стимулированию творческой активности. Информирование о достигнутых результатах (обязательным анализом творческих работ) на каждом этапе является важнейшим стимулирующим фактором в процессе обучения, и дает возможность закреплять знания, умения, навыки и эффективнее внедрять РСО.

Уже на этапе апробирования кредитно-модульная система на примере европейской образовательной системе дает хорошие результаты. Поэтому, если ВУЗ стремится готовить специалистов мирового масштаба, и хочет влиться в мировую систему образования высшей школы, существует необходимость пересмотра старой системы обучения, отбор эффективных методических наработок из нее и разработку методик преподавания с учетом положений Болонского процесса. Таким образом, преподаватель сможет не просто давать информацию студентам, а осуществит индивидуальный подход к каждому, поможет раскрытию творческого потенциала, сможет научить студентов самостоятельно мыслить и развиваться их самостоятельному творческому мышлению на базе получаемых знаний. Это в свою очередь позволит высшим учебным заведениям готовить первоклассных специалистов.

Научить студента анализировать, творчески перерабатывать полученную информацию, заниматься научной деятельностью является одной из важнейших задач преподавателя, а высшему учебному заведению возможность соответствовать мировым стандартам.

 

Литература:

 

1.                 Тимчасове положення про кредитно-модульну організацію навчального процесу. – Київ. „КНУТД”, 2006.

2.                 Вища освіта України і Болонський процес. Навчальний посібник. – Тернопіль. „Навчальна книга - Богдан”, 2004.

3.                 Міжнародна науково-методична конференція 2004. Тези. - Київ. „ДУІКТ”, 2004.

4.                 Шляхи підвищення якості підготовки фахівців. Тези доповідей міжнародної науково-методичної конференції. – Київ. „КНУТД”, 2002.