УДК 514.18(09):94(574)

 

Демидович Л.Н., Безуглова Л.Н.

Карагандинский государственный технический университет

 

ИСТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧЕНЫХ СРЕДНЕЙ АЗИИ КАК НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ

 

Современная наука опирается на знаниях, пришедших к нам из научных трактатов древних ученых Египта, Греции, Древнего Рима, Средней Азии. Основы графических знаний создавались именно в начале средних веков. Большой вклад в развитие графического образования внесли арабские ученые-теоретики, в том числе и казахстанские мыслители.

Научные труды Аль-Бируни, Аль-Фараби, Аль-Хорезми, дошедшие до нас из глубины средневековья, содержат знания, которые интересны не только современным ученым. Они отличаются большим набором практических знаний, а не только теоретическими выкладками. Например, научные труды египетских ученых были рассчитаны прежде всего для «равных» себе по знаниям, то есть исключительно для образованных людей того времени. Интересны некоторые описания инструментов и практических советов, которые были созданы учеными Средней Азии и Казахстана для мастеров, ремесленников, земледельцев, зодчих, строителей. Это говорит о том, что связь с жизнью является отличительной особенностью графических трудов ученых Семиречья и Казахстана.

Исторически сложилась благоприятная обстановка для развития и экономического процветания Казахстана в период средних веков. Великий шелковый путь соединял и укреплял не только торговые связи, но и помогал устанавливать контакты между учеными и практиками соседних стран, объединяя и развивая их знания. Вот почему в эпоху средневековья наблюдается всплеск открытий в области образования, науки, искусства, градостроительства.

Нас интересуют и вызывают любопытство из всех научных достижений того времени именно содержание графических знаний. Кому предназначались прежде всего эти знания ? Конечно зодчим, ремесленникам, землемерам, строителям. Всем, кто занимался практической, конкретной работой в области техники и строительства. Это интересно еще и тем, что графические знания того времени совершенствовались параллельно знаниям таких наук, как математика, геометрия, физика. Научные трактаты средневековых мыслителей сопровождались математическими расчетами, чертежами с геометрическими построениями. Витрувий, например, в своем сочинении  «10 книг по архитектуре» определяет перспективу как «рисунок фасада и уходящих вглубь сторон путем сведения всех линий к центру, намеченному циркулем». Вителон (1250-1278) написал трактат «Перспектива», по существу посвященный законам геометрической оптике, о теории лучей и теней.

В раннем средневековье самым известным ученым Азии можно назвать Аль-Фараби (870-950), который внес огромный вклад в развитие графики, как науки. В его рукописях приводятся рекомендации по построению фигур и доказательству геометрических теорем. В книге «Перечисление наук» он пишет, что «практическая геометрия рассматривает линии и поверхности деревянного тела, если их применяет столяр, железного тела, если их применяет кузнец, каменного тела, если их применяет каменщик, поверхности земель и нив, если он землемер». Ученый называет пространственные фигуры телами, дает понятия линии, поверхности. Трактат «Книга духовных искусных приемов и природных тайн о тонкостях геометрических фигур» Аль-Фараби является доказательством успешности развития графических знаний в Казахстане, Средней Азии и Ближнем Востоке.

Многие исследователи мавзолея Айша-Биби обращают внимание на архитектурные особенности проектно-графической работы, реализованной зодчими Казахстана. Все размеры величин элементов сооружения были определены путем укладки их в геометрической прогрессии, то есть строительству предшествовала графическая разработка проекта.

На территории Казахстана сохранились элементы строительства со времен средневековья, что было установлено путем археологических раскопок. В общей сложности были выявлены более 60 городищ в бассейнах рек Тургая, Джиланчика, Кенчира, Джезды, Сарысу. О больших достижениях в области графики свидетельствуют такие архитектурные памятники периода Караханидов, как мавзолеи Бабаджа-Хатун, Карахана, Айша-Биби, Джубан-ана и другие. Материальным воплощением народного гения стал памятник-мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави в городе Яссы (Туркестан). В Отрареаразе, Токабкенте, Сукулуке, Бабе-Ате была построена водопроводная сеть. Для ее устройства сооружали подземные сводчатые тоннели с укладкой гончарных труб. Кроме водопровода, в Таразе имелись мостовые сооружения.

Опустошительные походы монголов, междоусобные и завоевательные войны Тимура, вторжение джунгарских калмыков превратили уникальные сырцовые сооружения казахстанской древности в развалины. Археологические раскопки свидетельствуют об их былом величии. Для нас также важно и существование самобытных графических знаний, позволявших проектировать и строить архитектурные шедевры того времени.

 

Литература:

1. Булатов М.С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии средних веков.-М., 1978.

2. Аль-Фараби Математические трактаты._Алмата, 1972.

3. Маргулан А.Х. Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана.-Алмата, 1950.