Юркина Л.В.

к.п.н., ст. преп. кафедры философии Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И  ЭТИЧЕСКОЕ  В  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ   ПЛАТОНА

 

Сегодня много говорится о реформировании системы воспитания в России. Прежняя излишне идеологизированная  воспитательная политика государства была безжалостно разрушена, а новая, нарождающаяся, находится в поисках своей парадигмы. В этих условиях крайне важно найти и обозначить  основные воспитательные ориентиры. На протяжении многих веков решался вопрос – чему отдать приоритет в воспитании молодого поколения – этическим ценностям, внутренней духовности или внешним проявлениям воспитанности  - эстетичности поведения. Предпочтения многократно менялись, иногда уступая место недостижимому идеалу – балансу этих составляющих личности. Однако некоторые аспекты решения  этой проблемы были предложены уже в воспитательной концепции Платона.

Слегка перефразируя ученика Платона – Аристотеля можно сказать, что  у греков не может быть такой философии, которая не была бы эстетикой, и такой эстетики, которая не была бы в то же время философией, и именно "первой философией".  Традиционно считается, что для философии камнем преткновения является практика, однако это не так, по крайней мере, для философских концепций Платона. Их практика это теория воспитания – своеобразный синтез элитарной, отвлеченной мудрости и практического ее применения.

Если попытаться в нескольких словах выделить основную идею воспитательной концепции Платона,  то это будет идея всеобъемлющей гармонии: гармонии практики и теории, педагогики и философии, этики и эстетики, воспитания и политики, формы и содержания. Сложно выделить, какая из составляющих главнее, но, думается это все же педагогика, а именно теория воспитания.

Для Платона, как и вообще для греческих мыслителей-педагогов эпохи независимости, педагогика была частью политики  и одновременно частью этики. Вторая часть обезвреживала и оправдывала первую. А эстетика, как отголосок всеобщей гармонии, являлась скрепляющим всю эту пирамиду мировоззрением.

Важно понимать, что этика и эстетика - это две необходимые составляющие единого целого – воспитанности, ее содержательная и процессуальная стороны, существующие только в единстве и взаимопроникновении. «Наше добро бывает меньшим добром, когда оно неуклюже и грубо. Бросьте собаке кость, сказал один провинциальный наблюдатель, и собака убежит с нею без виляния хвостом. Позовите ту же собаку к себе, потрепите ее ласково по голове  и дайте ей кость из рук, и собака начнет от благодарности размахивать хвостом. Итак, даже собака и та, очевидно, понимает и ценит хорошую манеру доброго дела. Те, кто свои добрые дела как бы швыряет, не должны ожидать, что их милости будут подхватываться с благодарной улыбкой» [1,С.26].

История теории воспитания часто рассматривает общественное устройство в различные исторические периоды через своеобразные весы, которые позволяют выделить воспитательный идеал эпохи. У этих весов одна чаша – этические основы, а другая - эстетическая привлекательность поведения человека. Воспитание по Платону - редкий пример единства этих категорий, с некоторым перевесом в сторону эстетики, но эстетики понимаемой в самом широком смысле слова, как культ прекрасного, совершенного во всех проявлениях  существования человека.  

Культура воспитания была практически тождественна основным добродетелям античного человека,  его представлениям о нравственности и гражданственности. Основой этого воспитания было сочетание совершенства телесного сложения и духовно-нравственного склада, красоты и силы, справедливости и целомудрия, мужества и разумности. Отсутствовало противопоставление внешнего и внутреннего. Правила поведения (внешняя, эстетическая часть, в узком понимании этого слова) в самой общей форме ориентировали человека на проявление его доброго начала (внутренней этической наполненности). Культура общения не включала в себя правил поведения в конкретных ситуациях, а давала только общее направление деятельности, представляя каждому максимальную свободу выбора поведения, но свобода эта подразумевала наличие образования и воспитания. Беседа Сократа с учеником Эвтидемом дает  основы для понимания воспитательной стратегии древних греков: «…Следовательно, это название (рабские души) принадлежит таким людям, которые не имеют понятия о добром и справедливом? – Я полагаю.  – Значит, мы должны всячески стараться не оказаться низкими душами»[2, С.32].

         Педагогическая концепция Платона, в основном, изложена  в произведениях  «Государство»  и  «Законы». К моменту написания «Государства» афинское воспитание уже имело свои традиции, и Платон взял их за основу: «Сократ. Как бы рассказывая на досуге сказку, будем на словах воспитывать этих людей. – Адимант. Да, надо это сделать.  - Сократ. Каково же будет это воспитание? Трудно найти лучше найденного путем долговременного опыта, а это ведь для тела – гимнастика, а для души - музыка»[3,C.99].

Таким образом,  выделены две части воспитания: мусическое воспитание и физическое воспитание. Платон поясняет, что музыку следует понимать широко, говоря современным языком, как  систему обучения, органично сплетенную с системой нравственного воспитания, и  замешанного на идее эстетического совершенства мира. Но и гимнастика также требует пояснений. Платон полагал, что  гимнастика  «тела» это одна из сторон закаливания души [3,C.139].  

Цель воспитания по Платону – гармонично развитый человек. Важно, что это цель государственного воспитания. Рисуя свое идеальное государство, Платон считает его лишь условием наилучшего  внедрения, осуществления нравственных идеалов человека, и эта политическая концепция делает возможным взаимоподчинение  воспитательных и политических  стратегий.

         Платон рассматривает идею гармонии эстетики и справедливости применительно  к мелкому организму – организму человека и к организму крупному – государству, утверждая, что масштаб делает идею более наглядной. Справедливость и эстетичность иногда даже употребляются Платоном как синонимы: «… у нас с детства имеются некоторые мнения о справедливом и прекрасном, под влиянием которых мы воспитывались, как  под влиянием родителей, подчиняясь им и уважая их»[3,С.48]. Государственная справедливость, то что делает государство воистину прекрасным, т.е. идеальным, по мнению Платона, диктует, в первую очередь строгое распределение полномочий между гражданами государства, предлагая разделение на производителей, стражей  и правителей.  Возникающая здесь философская дилемма: как сделать стражей опасными для внешнего врага и безвредными для граждан государства, и заставляет Платона обратиться к педагогике. Политико-этическая проблема получает статус педагогической – для ее решения предложена специальная концепция воспитания стражей.

         Обучение в этой системе является своеобразной привилегией, подтверждающей биологический аристократизм. Большое внимание Платон уделяет тому, что мы называем нравственным воспитанием, а он обозначил словом,  буквальный перевод которого будет звучать как целомудрие, хотя по смыслу к нему следует добавить еще и  скромность, и рассудительность.

         В перечне наук, которым следовало обучать стражей, на первом месте стоял предмет, позволяющий составить представление о богах и обрядности богослужения. Основной способ передачи информации – сказки и мифы. Многие из них Платон находит несостоятельными с точки зрения нравственного воспитания. Он предлагает своеобразную цензуру, основное назначение которой -  выставить справедливость как естественное движение души, единственно возможную форму существования, обратную сторону телесного здоровья.

         Вторым предметом в системе нравственного воспитания Платона стояла поэзия. Здесь, по мнению Платона, так же необходима цензура, не допускающая подражания и направленная на формирование душевного здоровья: «… наши стражи должны быть освобождены от всех других работ и быть усердными работниками над  свободой города, и не заниматься ничем, что не направлено к этому, то они не должны ничего другого делать и ничему другому подражать; а если им нужно чему-нибудь подражать, то пусть подражают с детства тому, что соответствует их назначению: храбрым, целомудренным, благочестивым, благородным людям и всему такому; ничего же низкого они не должны уметь делать и не должны уметь подражать этому, как и ничему дурному, чтобы через подражание не усвоить себе этих качеств. Ведь ты понимаешь, что подражание, если оно продолжительно и начинается с юных лет, становится характером и природой человека, оставляя след и на его теле, и на голосе и на образе мыслей»[3,C.120].        Заботится Платон и о качествах личности, имеющих непосредственное отношение к внешним проявлениям воспитанности (эстетичности в узком смысле слова) – смешливости  и воздержанности. «Однако наши юноши не должны быть и слишком смешливыми. Почти всегда, когда человек дает волю сильному смеху, это влечет за собой столь же сильную реакцию… А воздержанность разве не нужна нашим юношам? – конечно нужна. – А воздержанность масс не проявляется ли, главным образом, в том, чтобы повиноваться властям, а самим властвовать страстью к питью, любовным наслаждениям и еде»[3,C.130]. Качества личности, являющиеся на взгляд современного наблюдателя скорее эстетическими, – воздержанность в питье, еде и страстях, для Платона являются основой могущества государства, механизмом реализации власти его над гражданами – более высокой оценки педагогика не получала никогда.

         За  поэзией следует музыка в узком смысле слова. По мнению Платона, музыка и мелодией и ритмом действует непосредственно на чувства и волю, помимо рассудка, как мы сказали бы сегодня, при помощи внушения. Какие именно  чувственные аспекты следует внушать стражам, он также четко оговаривает. Платон предлагает исключить из музыкального воспитания все изнеживающее и расслабляющее и все духовые инструменты, как возбуждающие страсти и нарушающие душевное равновесие.

         В гимнастическом воспитании  Платон придерживается традиций, выработанных в Греции, считая нужным только напомнить, что гимнастическое воспитание имеет помимо физического и нравственный характер, а соединение его с музыкальным  создает гармонию, которая и является целью воспитания.

         Одним из основных революционных аспектов  платоновского воспитания можно считать  женское образование. Рассмотрев природу полов, он пришел к выводу, что женщины-стражницы вполне приемлемы, а если так, то и в воспитании они должны быть сравнимы с мужчинами: «Следовательно, природа женщина и мужчины одинаково пригодна для охраны государства с тем ограничением, что она слабее, а он сильнее» [3, С.34].

         В более позднем произведении «Законы» Платон проводит ту же идею воспитания гармонично развитой личности, только адаптирует ее, перенося  идеи идеального государства на реальное общество: «Ведь справедливы слова, что правильное во всех отношениях воспитание должно оказаться в состоянии сделать тела и души как можно более красивыми и хорошими» [4, С.50].

         Эстетическое воспитание абсолютно неотделимо ни от физического, ни от этического, ни от умственного. Изучая воспитательную концепцию, изложенную в Государстве,  никогда не знаешь, в какую рубрику отнести те или другие педагогические воззрения, в эстетическую или в этическую.

В теории эстетического воспитания и общественного устройства отрицается полезность и нужность развития одного ума, или одного тела, или одной морали. Эти теории просто не знают, что есть эти сферы сами по себе, без идеи всеобъемлющей гармонии. Музыка рассматривается как средство воспитания ума. Этическое воспитание у Платона просветляет и очищает  ум.  Кажется, только у Платона так четко прозвучала идея о том, что конечная цель  физического и морального совершенствования человека  состоит в развитии и совершенствовании ума, который и должен способствовать обретению гармонии, прежде всего эстетической.

Разрабатывая и воплощая сегодня воспитательную концепцию новой России, важно обратиться к лучшему из уже осмысленного и сделанного  в истории педагогики. В связи с этим, наше обращение к утопической теории платоновского идеального государства нельзя назвать случайным.  Произведение «Государство» несмотря на то, что прошло уже два тысячелетия со времени его написания, находится под пристальным вниманием философов. Сложно сказать, что это -  философская и политическая утопия или реальность, далекий призрак тоталитаризма или черты действительно идеальной формы правления? Экзотический нежизнеспособный цветок или мощное растение, которому еще суждено развиться и дать достойные плоды? Независимо от того, как мы ответим на все эти вопросы, идеи мыслителя, у которого спустя 23 века после смерти остаются последователи, нельзя оставить без внимания. Платоном вдохновлялись мыслители всех последующих эпох от Посидония и Оригена до Чаадаева и Хайдеггера.  Его идеализм оказал огромное влияние  и на нашу, в том числе и сегодняшнюю, культуру.

Одним из важнейших стратегических ориентиров современного воспитания может стать идея  формирования эстетичности поведения как в простом, поверхностном понимании, так и в глубоком философском осмыслении.

Библиография

1.     Марден О. Успех в жизни.- СПб., 1903. – 116 с             

2.     Свадковский И.Ф. Хрестоматия по истории педагогики.  В 4-х т.- М.: Учпедгиз., 1933.- Т.1., 639 с.    

3.     Платон. Избранное. Государство.- М.: АСТ, 2004.- 493 с.      

4.Педагогические воззрения Платона и Аристотеля. Законы. - Петроград: Слово, 1916.- 104 с.