Аспирант  Май Ван Тханг

Воронежский государственный университет, Россия

Право феодального Вьетнама: основные особенности

 

Сегодня многим стало известно, что современная правовая система Вьетнама является членом романно-германской правовой семьи с отнесенными к ней характерными особенностями. Однако интересным остается вопрос, каковы особенности нашего права до создания Демократической Республики Вьетнам, т.е. права феодального периода?

При исследовании указанного вопроса я могу прийти к выводу, что праву феодального Вьетнама присущи следующие основные особенности:

Во-первых, универсальность является одной из основных особенностей права Вьетнама указанного периода. Все тогдашние правовые положения не разделились на соответствующие отрасли, а были включены в сводные акты (Кодекс Хонг Дыка и Кодекс Залонга и др.).

Во-вторых, в правовой системе данного периода известны три вида источника права.

Самым древним видом источника права Вьетнама является правовой обычай, который возник ещё в период становления государства Ванланга. В ранний период, из-за отсутствия письменности, правовые обычаи существовали в устной форме. До Х в. они стали важнейшим, пожалуй, единственным источником вьетнамского права. И только в XI в. законы начали появляться в таких формах, как уложения, сборников, кодексов и др. Однако обычаи главным образом существовали и ещё играли важнейшую роль в общественной жизни феодального Вьетнама, особенно для регулирования общественных отношений, сложившихся в рамках сельских общин. Уже в конце династии Чане, обычаи стали иметь письменную форму.

Вторым видом источника права является прецедент. Этот вид источника возник во Вьетнаме примерно в XV в. Императору - «сыну Неба» -  принадлежит полнота государственной власти. В сфере правосудия он был верховным судьей, важные и огромные дела должны быть утверждены императором и некоторые из них, по его велению могут быть применены в последующих аналогичных делах в качестве прецедентов и стали источником права.     

Последним видом источника права является нормативно-правовые акты, которые имели такие формы как уложения, сборники, кодексы, указы, приказы, распоряжения… Эти акты возникли впервые в династии поздних Ли (XI в.). Однако до нашего времени дошли только те акты, которые были приняты с XV в.

В-третьих, по содержанию, право феодального Вьетнама служило важным средством охраны господствующего класса. Все деяния, посягающие на безопасность династии, считались особо тяжкими преступлениями и к ним применялись самые суровые меры наказания. В кодексах Хонг Дыке и За Лонге предусмотрены такие виды преступления, основной целю принятия которых стало обеспечение неприкосновенности личности и личной жизни государя и.т.п. Феодальное право направлено также на сохранение и защиту экономических интересов господствующих классов. В праве были четко закреплены право государственной собственности на землю и права аристократии на частную собственность. Действия, считавшиеся хищением, должны быть строго наказаны.

Кроме того, поскольку официальной идеологией было признано конфуцианство, право стало эффективным средством сохранения общественного порядка, патриархальных начал, феодальных нравственных и моральных норм.  

Другой особенностью является то, что наказания были чрезвычайно суровыми. Цель наказания состоялась не в исправлении виновника, а в устрашении народа. В кодексе Хонг Дыка смертная казнь, как вид наказания, применяется в 3 степенях: 1) повешение, рубка головы; 2) отсечение головы и повысить ее на высоком месте; 3) резать отдельные кусочки мяса на теле виновника до его смерти.

Одной из основных особенностей вьетнамского права феодального периода является также то, что на его становление и развитие оказывалось большое влияние со стороны китайского права. Это обусловлено тысячелетием правления китайских феодалов над вьетнамским народом и общностью религии – конфуцианства. В частности, в сфере уголовного права система пять основных видов наказания и многие виды преступления, в основном, были взяты из Китайского законодательства.

 

Литература

1)    Ву Тхи Нга и Нгует Ху Ань    История государства и права Вьетнама. Курс лекций. Изд-во «Гос.политика»; Ханой – 1994г.,  283 с

2)     Краткая история Вьета (Вьет шы лыок). Перевод с вэнььяня, вступителтная статья и комментарий А.Б. Полякова, Изд-во «Наука»- М. 1980г. 288 с.

3)     Кодекс Хонг Дыка: перевод   Нгуен Нгок Нуан и Нгуен Та Ньи; Изд-во «Г. Хошимин», - 2003г.  299 с. (на вьет. языке)

4)     Маслов Г.М.  Феодальный Вьетнам XIV – начало XV в. Изд-во «Наука»; М.- 1989г., 189 с.

5)     Мхитарян С.А.  История Вьетнама. Изд-во «Наука»; М.- 1983г., 301 с.

6)     Нгуен Фан Куанг и Во Шуан Дан  История Вьетнама с древности по 1884г.; Изд-во «Г. Хошимин», - 2003г.  468 с. (на вьет. языке)

7)     Познер П.В.  Древний Вьетнам. Проблема летописания. М. – 1980г.

8)     Шено Жан  Очерк истории вьетнамского народа  Р.А. Поповкина Изд-во «Иностранная литература», 1957г.

9)     Чешков М.А.Очерки истории феодального Вьетнама., 1967г. 287 с.