Карманова Ж.А., Тропоткина С., Асанова К.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, Казахстан

К вопросу воспитания толерантности студентов вузов

 

В XXI веке проблема толерантности приобрела особую актуальность. Это обусловлено процессом глобализации, который сталкивает цивилизованные, национальные, религиозные, этнические идентичности различных культур и народов.

Основополагающими принципами деятельности республики Казахстан являются общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, патриотизм, решение наиболее важных вопросов демократическими методами.

Вышеназванные принципы нашли свое отражение в Конституции РК «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам» [1].

Приоритетными на сегодняшний день являются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (стратегия пацифизма, идеи терпимости к чужим и чуждым позициям, идеи диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов).

В Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году подчеркивается: «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» [2].

Что же такое толерантность? Трактовка по словарю иностранных слов [3] означает, что «толерантность» - терпение к чужим мнениям и верованиям. Это человеческое искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.  В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Мы предлагаем рассматривать толерантность в контексте таких понятий как: принятию себя и других людей такими, какие они есть, признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого индивидуума.

По своим возможностям стратегически наиболее важна и работоспособна в этом плане, несомненно, сфера образования. Именно от результативности обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, от их интеллектуальных, нравственных качеств зависит будущее любой страны, а значит, и цивилизации в целом.

Следует отметить, что сфера образования, как никакая иная, имеет самое прямое отношение к таким важнейшим мировоззренческим категориям, как менталитет и толерантность.

Развитие толерантности превращается для образования в стратегически значимую цель и поэтому, эта проблема в последние годы чрезвычайно популярна как в психологии, так и педагогике. Сложность и многомерность феномена толерантности проявляется в нескольких направлениях. Прежде всего, в многообразии видов и форм толерантности. 

Для снижения напряженности в социуме важно формировать толерантное отношение  в юном возрасте.

Наиболее плодотворным будет использование в педагогической практике ситуаций непосредственных встреч учащихся с представителями иных культур, организуемых в школьной и внешкольной деятельности.

Умение принять иную точку зрения становится одним из критериев человека, обладающего устойчивыми социальными и нравственными убеждениями, способного к социальной адаптации и социальному творчеству.

В студенческом возрасте толерантность в какой-то степени сформирована, а период дальнейшего формирования личности продолжается, считаем, что одной из важных задач вузовского образования является дальнейшее развитие толерантности.

Современный специалист, окончив высшее учебное заведение должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и богатой общей культурой, высокими нравственно-этическими качествами, понимать ценность каждого человека, быть социально ответственными.  

Таким образом, совершенно очевидно, что в системе высшего образования необходимо в значительной степени способствовать формированию, укреплению и развитию толерантных установок у молодежи.

Считается, что наиболее эффективный механизм воспитания толерантности – изучение иных культур.    

Одним из решающих факторов воспитания у студенческой молодежи толерантности могут быть знакомства с иными культурами в специально, педагогически организованной для этого среде, привлекательной и потому значимой для него. Демократические преобразования в казахстанском обществе вызвали рост численности средств массовой информации на языках этносов Казахстана. Этот процесс имеет важное культурно-воспитательное значение, оказывает позитивное влияние на образовательный уровень не только студентов, но и всего населения. Благодаря поддержке государства издаются газеты и журналы на 11 национальных языках, 44 телестудии вещают на 12 языках [4]. Тем самым посредством средств массовой информации созданы необходимые условия для национального самовыражения и развития, более того расширяются и углубляются знания о других культурах, их специфичности, ценностным ориентирам, что, безусловно, способствует межкультурной толерантности.

Следует отметить, что знакомство с иной культурой не всегда приводит к положительным изменениям в сознании студентов. Очень важно, чтобы молодежь шла от знакомства с иной культурой и попыток понять иную культуру к осознанию проблематичности собственного понимания иных культур. Осознание студентами проблематичности своего понимания других культур является предпосылкой поиска сходств разнообразных культур, а не их отличий: выявляются положительные аспекты, а не отрицательные, понимание  и оправдание превалировало над оценкой и осуждением.

Студенты должны понимать, что проявление терпимости не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.

Резюмируя вышесказанное, мы пришли к выводу, что воспитание толерантности у студентов высших учебных заведений следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задач. В связи с этим на систематической и рациональной основе содействовать методики преподавания терпимости, открывая культурные, социальные, политические и религиозные источники терпимости.  

 

Литература:

1. Конституция РК от 30 августа 1995 г, с изменениями и дополнениями от     21.05.2007г. Статья 14.

2. Декларация принципов толерантности. ЮНЕСКО.- 1995.

3. Словарь иностранных слов. Под редакцией Пчелкина В.В., Комарова Л.Н. Изд-во «Русский язык». – 1989. – С. 624.

4. Муналбаева У.Д. Ассамблея народа Казахстана и национально-культурные центры в этносоциальном воспитании школьников.//Вестник ПГУ. Серия педагогическая. – 2009.- с. 146-155.