Педагогические науки/6.Социальная педагогика.

Докторант PhD Санникова С.И.

Казахский национальный педагогический университет им. Абая

Некоторые вопросы духовно-нравственного воспитания подростков в современных социокультурных условиях

 

В развитии любого общества, его жизнедеятельности важную роль занимает воспитание подрастающего поколения, формирование личности, как гаранта будущих благ цивилизованного общества. В современном обществе все более активно возобновляются поиски путей повышения качества воспитательной деятельности. Одним из таких путей является духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, становление растущей личности.

Человек, как субъект и объект духовной культуры, в своих интересах, ценностях, ориентирах и поступках отражает уровень духовной культуры об­щества, в котором он живет. В то же время приобщение к духовной культуре развивает его духовные потребности, формирует интеллектуальные, нравственные, эстетические интересы, отражает внутреннее богатство, степень ду­ховной зрелости, т.е. тот уровень качеств личности, который принято называть духовностью.

Один из крупнейших представителей русской философской мысли Н.А. Бердяев понятие духовности определяет как "человеческое в человеке", подчеркивая, что человеческое должно господствовать над природным. Пово­рот к духу и обращение к духовности, по мнению Н.А. Бердяева, – это противоположения обыденности, бессмысленности действительности. В этом смысле духовность возвышает человека над повседневностью, утилитарными потребностями и эгоистическими интересами. Духовность трактуется им как специ­фическое человеческое качество, характеризующее мотивацию поведения лич­ности, а также потребность в познании мира, самопознании, поиске смысла жизни и своего предназначения [1, 117].

Проблеме духовности уделяется значительное место в работах В.В. Зеньковского. Мировоззренческие основы педагогики, по мнению ученого, связывают личность с целостной жизнью и опираются на приоритет духовного на­чала в человеке. Таким образом, духовность, в понимании В.В. Зеньковского есть «обращение личности к высшим ценностям как ведущим ориентирам ее бытия» [2, 27]. Л.Н. Толстой видит источник духовного развития человека в преодолении противоречий между "плотью" и "духом", вследствие чего духов­ность им понимается как концентрация эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека.

Развитию внутренней духовности способствует духовно-нравственная устремленность человека, бескорыстная помощь другим, душевная доб­рота, искренность и стремление к правде. Именно духовность принципиально отличает человека от животных. По­следние обладают "психикой" и даже "интеллектом", но вопрос о "духовности" животных не вставал никогда. Духовность как один из экзистенциалов челове­ческого существования, характеризует бытие как бытие именно человека. «Духовность человека – это не просто его характеристика, а конституирующая особенность», – писал В.Э. Франки [3, 93].

В "духовности", рассматриваемой исходя из смысла жизни, могут быть выделены следующие важные черты:

– целостность или полнота;

– потенци­альность;

– свобода.

Действительно, духовность – это не отдельный элемент, часть чего-то общего. Духовность – есть целостность, гармоничное единство духа, морально-эстетического чувства и свободной воли, это единение человека с самим собой, с другим человеком, природой, обществом.

Духовность подразумевает развитие в челове­ке возвышенных мыслей, потребностей, стремлений. И человек инстинктивно ощущает желание познать себя, совершенствоваться, но часто эти желания ос­таются фантазиями и мечтами, то есть какие-то возможности и силы, которые помогут человеку осуществить в себе преобразования, имеются у него лишь в потенциале. Каждый человек обладает потенциалом к своему развитию, совер­шенствованию себя в духовном плане. Не важно, на каком уровне духовной вертикали стоит человек, он всегда может перейти на ступень выше. В этом и заключается потенциальность духовности.

Духовность – есть свобода, если под последним словом понимается уме­ние сделать верный моральный выбор, поступок, деяние. Свободу нельзя счи­тать вседозволенностью, так как свобода одного человека может ограничивать оную другого. Под духовной свободой понимается свободная воля, свободное действие и свободная личность. Духовность предполагает человечность, стрем­ление к гармонии; уважительное отношение к другим человеческим качествам. Духовность – это постоянное чувство самоконтроля, самопознания, бережное отношение к природе, к обществу.

Значимость духовности в истории человечества осознавалась всегда кон­кретно исторически, причем наиболее ясно в ответ на кризисные моменты раз­вития культуры и общества. Важным показателем про­явления духовности является способность к рефлексии, самопознанию, переос­мыслению и корректировке жизненных явлений в соответствии с осмыслен­ными и усвоенными общечеловеческими ценностями и моральными нормами.

С "духовностью" тесно взаимодействуют понятия мораль, нравственность. Категории морали и нравственности очень важны для понимания процесса развития потенциала личности, так как именно в категории морали и нравст­венности. К.Д. Ушинский писал: «Убежденные в том, что нравственность не есть, необходимое последствие, учености и умственного: раз­вития мы еще убеждены и в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [4, 429]. Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил педагог и психолог П.Ф.Каптерев. «Высшая, цель воспи­тания, - писал он, - указывается в воспитании нравственном, в воспитании нравственного характера, все же: прочее, должно подчиняться, этой наивысшей цели».

Воспитание, по существу, берет на себя в качестве ве­дущих задач морально-волевое нравственное развитие личности; выработке у человека морального отношения к действительности. В подростковом возрасте на первое место выступает моральный образец, становление нравственных оценок и мотивов поведения.

Нравственное воспи­тание сводится к развитию способности личности совершать моральные по­ступки по убеждению, добровольно и сознательно. В основе нравственности всегда лежит несовпадение двух начал - стремления к собственному благу и сознания-ответственности перед другими людьми. Регулирующая роль нравст­венности нацелена на то, чтобы соединить волю каждого человека с бесчислен­ным количеством других человеческих воль. Личность должна стремиться к со­вершенству, поступать по совести, так как, в конечном счете, это помогает че­ловеку жить в согласии и мире с окружающими людьми. Л.С. Выготский под­черкивал, что моральное несовершенство означает не дефект организма и пове­дения, а недостаток приспособительных к условиям среды условных связей, дефект воспитания [5, 237].

Нравственное воспитание неотделимо от гражданского, и хотя это кажет­ся очевидным, но в реальной жизни чаще бывает так, что на их неразрывную связь не обращается должного внимания.

Личность приобретает нравственный опыт на осно­ве определенных ценностных ориентации. В осознанном устремлении к духов­ным, общечеловеческим ценностям собственно и выражается сущность духов­ности. И понятие ценность является здесь одним из ключевых, воплощающих в себе совокупность нравственных общечеловеческих категорий, выступающих в качестве эталона должного.

Отметим факторы, оказывающие позитивное воздействие на развитие нравственности подростков:

-      возрождение национального и этнического самосознания;

-     ярко проявляющаяся тенденция к диалогу культур, религий на принци­пах толерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях;

-     возрастание влияния микро- и мезосоциальной среды на нравственную социализацию личности;

-     формирование в обществе поколений людей, адаптированных к дея­тельности и социальным отношениям;

-     рост активности населения в направлении выбора легитимных видов деятельности и отношений, в частности через систему образо­вания.

Нужно учитывать, что подростковый возраст – это переходный возраст из «мира детства» в «мир взрослых», в котором ребенок знакомится с социальными ролями взрослого человека, в котором происходит активное развитие нрав­ственных и эстетических чувств, становление характера. Преобразование мотивации, системы ценностных ориентаций выделяют этот возраст в качестве важ­ного периода становления личности. В этой связи задачей педагогов становится создание условий, которые способствовали бы личностному росту учащихся, развивали бы их субъектные свойства и проявление индивидуальности. Анти­кризисная направленность современного воспитания в новых социальных усло­виях и заключается в развитии духовно-нравственного потенциала подрастаю­щего поколения, в результате чего, происходит «становление ценностно-смысловой сферы сознания школьника, обеспечивающее формирование его субъектности» [6, 11]. Педагогу важно поддерживать стремление подрост­ков к саморазвитию и в то же время помогать тем из них, кто испытывает ка­кие-либо комплексы в межличностных отношениях и стремится прибегать к ложной психологической защите, в том числе и агрессивной. Данное требова­ние будет соблюдено, если педагог в своей работе будет учитывать психолого-педагогические факторы развития духовного потенциала подростков.

Духовное воспитание предполагает развитие в человеке возвышенных потребностей, стремления к самореализации. Молодому человеку, а именно подростку, свойственно стремление к самопознанию, к самосовершенствова­нию, но часто эти стремления остаются в зачаточном состоянии. Другими сло­вами, у ребенка есть силы и возможности для созидания, но эти силы и воз­можности могут не получить толчка к развитию.

Специфика подросткового возраста заключается в том, что в этом периоде жизни складываются основные черты зрелой личности, формируются стержневые социально-психологические качества и механизмы регуляции пове­дения. Подростковый возраст особенно благоприятен для развития духовно-нравственного потенциала школьников. Подросток становится авто­номной личностью: он уже обладает определенной самостоятельностью, доста­точно развитыми навыками самообслуживания, навыками социальной, общест­венной и учебной жизни. Школьником уже усвоены основные социальные нор­мы. У подростка кардинально изменяется самосознание, у него возникает осо­бый интимный личностный мир, который становится предметом его пристально­го интереса. Этот интерес к собственным интимным переживаниям ведет, с одной стороны, к самоуглублению и самоанализу, а с другой – к потребности при­нятия, поддержки и одобрения этого внутреннего мира (т.е. в принятии себя как личности) другими людьми; отсюда – столь характерное для этого возраста стремление к дружескому общению, тесным личностным контактам.

Подростковый возраст – период изменений во всех сферах жизни ребенка – физической, интеллектуальной, эмоциональной и нравственной.

В физической области это связано с активизацией нейроэндокринной
системы, бурным физическим ростом. «Обращен­ность вовнутрь» в этой области осуществляется через оценку своих физиче
ских совершенств или недостатков. «Обращенность вовне» проявляется в стремлении к физическому самосовершенствованию, к улучшению себя и своего внешнего вида.    

В интеллектуальной области это связано с развитием логического мыш­ления. «Обращенность вовнутрь» здесь проявляется в умении устанавливать логические связи и отношения, в формировании новой, более широкой и связ­ной картины мира. «Обращенность вовне» проявляется в резком расширении сферы интересов. Вместе с новым внутренним миром для подростка возникает по суще­ству и совершенно новый внешний мир.

В нравственной области «Обращенность вовнутрь» проявляется, в овладе­нии объективными моральными нормами, а «Обращенность вовне» – в требова­нии принятия своей индивидуальности, повышенном чувстве справедливости.

Большую роль в нравственном воспитании подростков играет са­мооценка. В отличие от самооценки младших школьников она стано­вится более устойчивой, а это активно влияет на развитие стремления младшего подростка к самовоспитанию.

В этот период жизни ребенка учителя, психологи, родители должны осо­бенно внимательно наблюдать за детьми, заниматься их развитием и воспита­нием. Необходимо вдумчиво подойти к сложным проявлениям характера под­ростка, у которого переход от отношений типа «взрослый – ребенок» к отноше­нию «взрослый – взрослый» является становлением способа его социального взаимодействия с другими людьми. В связи с этим переходом подросток усваивает новые этические нормы поведения, что является важным условием формирования его мировоззрения. Жизнь по системе норм и правил поведения, существующей для взрослых, позволяет подростку научиться ду­мать, действовать в более сложных жизненных ситуациях, принимать в них са­мостоятельные правильные решения. Конфликты же подростка с взрослыми людьми, с родителями объясняются часто не тем, что подросток отрицательно относится к тому или иному человеку, а тем, что он не приемлет «мораль послушания», предъявляемую взрослыми, не учитывающими противоречий подросткового возраста. Конфликтность, а порой и агрессивность подростка в отноше­нии с взрослыми обусловлена своеобразием натуры ребенка.

Наиболее полно эти противоречивые чувства подростка охарактеризовал В.А. Сухомлинский:

-     непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с ма­лейшим отклонением от истины, с одной стороны, и неумением разобраться в сложных явлениях жизни - с другой;

-     желание быть хорошим, стремление к идеалу и в то же время неприязнь к назиданиям, моральным наставлениям;

-     желание самоутвердиться и неумение это сделать;

-     глубокая необходимость в совете, помощи, и в то же время, словно нежелание обратиться к старшему;

-     богатство желаний и ограниченность сил, опыта, возможности для их осуществления;

-     показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что идеальное может быть в нашей будничной жизни;

-     презрение к эгоизму, индивидуализму и чувствительное самолюбие;

-     удивление перед неисчерпаемостью науки, желание много знать, пере­живание вдохновения, радости интеллектуального труда и в то же время по­верхностное отношение к учебе, к своим повседневным занятиям;

-     романтическая восторженность и ... грубые выходки, моральное невеже­ство; восхищение красотой и ... ироническое отношение к красоте [7, 206].

Таким образом, подростковый возраст – период радикальных перемен в жизни человека, становление нового уровня самосознания. Особое значение в этом возрасте имеет уровень духовно-нравственной воспитанности школьника, которая является выражением эмоционально-мотивационной сферы личности.

Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ. Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.

Именно с духовно-нравственным воспитанием связывают сегодня возможность развития, как самой личности, так и всего общества в целом.

 

Литература

1.     Бердяев Н.А. Философия нравственности / Сост. предисл. и примеч. Л.В. Полякова. М.: ИМА-Пресс, 1990. 288 с.

2.     Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимир. Братства, 1993. 224 с.

3.     Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.:
Речь, 2000. 285 с.

4.     Ушинский К.Д. Избр. пед. произведения. М.: Просвещение, 1968. 557 с.

5.     Выготский Л.С. Педагогическая психология / Примеч. и послесл. В.В.
Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 533 с.

6.     Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного вос­питания // Педагогика. 2007, № 3. С. 3-14.

7.     Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста. М., Учпедгиз, 1961. 224 с.