PhD-докторант, Байдавлетова М.Д.

Казахский Национальный университет им.аль-Фараби, Казахстан

 

Казахские литературные вечера в трудах национальной интеллигенции (1917 – 1930 гг.)

 

Рассматривая культурную жизнь Казахстана начала ХХ века, мы не можем не остановиться на литературных вечерах, организованные в основном казахской интеллигенцией. Так как все культурные мероприятия казахского народа не проводились без песен, кюев и айтысов, основой для литературных вечеров были культурные наследия казахов. Материалы по этой теме мы можем найти в трудах казахской интеллигенции, опубликованные в газетах и журналах начала ХХ в. Потому-что, они организовывали и принимали участия в проведении данных мероприятий, внеся огромный вклад в развитие этого направления искусства.

По данной теме перед нами возникают следующие проблемы:

-         анализировать цели проведения литературных вечеров;

-         рассмотреть взгляды интеллигенции на казахские пьесы.

К началу 20-х годов ХХ в. часто проводились литературные вечера, организованные с участием учащейся казахской молодежи, интеллигенцией а так же разными организациями. Вечера проводились с разными целями. Например, собранные деньги с литературного вечера, проведенный организацией «Талап» был отправлен голодающим в Кульдже» [1]. А в статье «О театральных книгах (пьесах)» пишет, что целью проведения вечеров, является просвещение народа»[2]. А также из статьи газеты «Қазақ тілі» читаем следующую строку: «1923 г. 4 октября к 3-х летию Казахстана с помощью трудовой молодежи был проведен бесплатный вечер. Все билеты были полностью разданы. Мероприятие было в Семипалатинске. На вечер пришли 400 с лишним человек. Многие люди ушли, из-за того, что не хватало мест» [3]. То есть, целью проведения данного мероприятия было празднование 3-х летия Казахстана.

Литературные вечера, проведенные в начале ХХ в. способствовали становлению казахского театра, и как мы знаем, он был открыт в 1926 г. Один из основателей казахского театра Ж.Шанин в своей статье «Дарига» (1927) пишет, что собранные деньги от пьесы были отданы студентам, а часть для оформления театра [4].

Из вышеприведенных данных видим, что литературные вечера проводились с разными целями: для материальной помощи голодающим, для просвещения народа, для учащихся студентов, а также для нужды театра. 

До открытия первого казахского театра были написаны разные пьесы. В литературных вечерах ставили «Енилик-Кебек» Ш.Кудайбердиева, «Рабига» [5], драма «Шарбану-Канапия» Ж.Аймауытова [6], «Аркалык батыр» Ж.Шанина и др.  пьесы, в которых отражались проблемы данного периода.

В статье «О театральных книгах (пьесах)» автор говорит о недостатках писателей, которые пишут пьесы для литературных вечеров, что главной темой сочинений являются нечастье казахской женщины» [7].

К.Кеменгеров в своем труде «Қазақ тарихы» (1924) говорит, что «до сих пор не смогли написать хорошую пьесу для театра» [8], а Ж.Аймауытов пишет, что большинство написанных пьес до этого времени не подходит к требуемым положениям [9]. С.Садвокасов соглашается со взглядом Ж.Аймауытова, и говорит, чтобы повысить качество пьес, нужно организовать различные конкурсы [10].

В рассматриваемое нами периоде, проводились различные конкурсы для романов и пьес. По поводу конкурсов Ж.Аймауытов говорит, что в короткое время нельзя написать хорошую пьесу [11]. Из этого можно рассудить, что для написания пьес отдавалось мало времени, и это конечно же отрицательно повлияло на качества пьес.

Ж.Шанин в труде «Государственный театр Казахстана» (1928) пишет, что у казахов до сих пор мало хороших пьес, а те которые существуют, начали терять свою значимость [12]. Для того, чтобы поднять уровень казахского театра и артистов, во-первых нужно написать хорошие книги для театра. Во-вторых, перевести на казахский язык лучшие пьесы других стран [13].

Итак, подводим итоги взглядов казахской интеллигенции на данную проблему, то они:

-         определили, что нужны хорошие, качественные пьесы, описывающие актуальные проблемы казахского общества данного периода;

-         написали, что авторами пьес, написанных для литературных вечеров, а позднее для первого казахского национального театра, являются поэты и писатели;

-         показали, что выделенное время комиссариатом на конкурсы для написания и опубликования пьес является очень коротким, и это отрицательно влияет на качество написанных пьес.

Анализируя взгляды казахской интеллигенции, приходим к такому заключению. Казахское культурное наследие способствовало развитию литературных вечеров, и имел огромное значение в становлении казахского театра. Казахская интеллигенция не только организовала, но и были активными участниками литературных вечеров, а также писали множественные пьесы на актуальные проблемы данного периода.

 

Литература:

1.     Гражданин «Талапа». Благое дело // Сарыарка. 1917. №2. 19 июнь. – С. 4.

2.     Карлыгаш. О театральных книгах (пьесах) // Қазақ тілі. 1923. №37 (307). 12 май. – С.2.

3.     Спектакль в Семипалатинске // Қазақ тілі. 1923. 18 октября. №99 (369). – С.4.

4.     Шанин Ж. Аркалык батыр: /пьесы и статьи/. Сост.: Р.Нургалиев. – Алматы: Онер, 1988. - С.277.

5.     От корреспондентов. Литературный вечер // Сарыарка. 1917. №26. 26 декабрь. – С.3.

6.     Корреспондент. Сауық кеші // Қазақ тілі. 1923. 18 март. №21 (291). -4 б.

7.     Карлыгаш. Театр кітаптары (пьеса) турасында // Қазақ тілі. 1923. №37 (307). 12 май. -2 б.

8.     Кеменгеров К. Избранные. – Алматы: Қазақстан, 1996. - С.70.

9.     Аймауытов Ж. Собрание сочинений в пяти томах. - Т.5. – Алматы: Ғылым, 1999. - С.140.

10. Садвокасов С. О национальном театре. – Кзылорда, 1926. – С.10.

11. Аймауытов Ж. Собрание сочинений в пяти томах. - Т.5. – С.220.

12. Шанин Ж. Аркалык батыр. -284, 289 с.

13. Шанин Ж. Аркалык батыр. - 298-299 с.