Аксиологическое поле как реальность речевой коммуникации

 

Справедливо полагается, что ценности вместе с нормами образуют самый глубокий внутренний слой культуры. Применительно к нашему исследованию мы даем следующее определение культуры: культура – это особое измерение духовной жизни субъекта, включающее в себя ценности, психические установки, стереотипы, образцы действий, ментальные программы, отличающие одну социальную группу от другой, реализуемые в деятельности субъекта и наследуемые внутри группы.

Во всех явлениях культуры, отмечает Г. Риккерт, «мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы или, если они существовали раньше, взлелеяны человеком; и наоборот, все, что возникло и выросло само по себе, может рассматриваться вне всякого отношения к ценностям» [Риккерт, 1998, 110].

Можно утверждать, что, с одной стороны, благодаря слову мы постигаем мир, в какой-то мере изменяя свой мир культурных ценностей. С другой стороны, в процессе общения у слушающего формируется мысль, подобная той, которая возникала в сознании говорящего. В силу действия этого механизма мысленного подобия, он оказывается под влиянием ценностного мира говорящего, что знаменует обмен ценностями. Но обмен ценностями имеет место не только в деятельности реципиента дискурса. Каждый речевой акт есть манифестация не только ценностей говорящего, но и предполагаемых ценностей реципиента, поскольку говорящий оказывается под влиянием ценностного мира реципиента. Тем самым каждый речевой акт есть актуализация личностью говорящего и в деятельности говорящего ценностей реципиента, и это тоже обмен ценностями. Именно ценности, а точнее аксиологический базис коммуникации, и являются источником и основой для оценивания действительности в вербальной коммуникации.

Под аксиологическим базисом речевой коммуникации мы предлагаем понимать особое измерение коммуникации, включающее в себя сферу ценностей, которыми оперируют коммуниканты  в отдельном акте речевой коммуникации. Известно, что ценности образуют существенно значимую область человеческой деятельности. Содержательным и значимым является метафорическое обозначение ценностей как образующих «ось сознания» [Ядов, 1994, 137], и развивая эту идею в русле нашей проблематики, следует постулировать реальность аксиологического поля коммуникации, вокруг которого организуется восприятие мира субъектом, и которое, как мы полагаем, и образует ценностное содержание речевой коммуникации. Аксиологическое поле позволяет коммуниканту (говорящему и реципиенту) иметь некоторую точку отсчета для конкретного оценивания тех или иных событий, выступая тем самым в качестве регуляторов поведения, в частности, коммуникативного поведения (выбор языковых средств, выбор референциальных объектов для вербализации, выбор стратегии и тактики вербального взаимодействия и др.).

Очень часто при анализе ценностного фона семантики высказывания принимается во внимание ценностное поле говорящего, но игнорируется ценностное поле адресата (вероятного реципиента) дискурса как не влияющее на организацию ценностного базиса высказывания, что вполне согласуется с экспрессивистской трактовкой природы языка. Однако природа языка и речевой коммуникации принципиально интерактивна, и каждое высказывание адресовано. Так как высказывание адресовано, его ценностное поле выстраивается на основании допущений, производимых говорящим относительно ценностного базиса адресата. Основное структурное построение аксиологического поля речевой коммуникации включает: 1) аксиологическое поле говорящего, реализуемое в его коммуникативной деятельности; 2) аксиологическое поле адресата (потенциального реципиента), представленное как вероятное допущение говорящим и актуально реализуемое в коммуникативной деятельности реципиента; 3) аксиологическое поле текста (высказывания) как сопряженной знаковой модели коммуникативных баз говорящего и адресата.       

Одним из показателей конструктивности или не конструктивности коммуникации является результативность межкультурного общения, которая определяется компетентностью собеседников, основанной на знании культурных ценностей и грамотном владении инструментом общения – языком, позволяющим осуществлять адекватный, хотя и не обязательно всегда осознанный выбор речевых средств сообразно коммуникативной ситуации. Не следует, однако, забывать, что влияние культуры на человека распространяется не только на языковые, но и на психологические, а именно ценностные, аспекты общения. Развивая данный тезис, современные учёные нередко говорят о необходимости воспитания «медиаторов культур», способных в процессе межкультурной коммуникации создавать единое для её участников значение, рассматривая возникновение эмпатии как одного из непременных условий продуктивного диалога культур. 

Таким образом, из вышесказанного постулируется следующее утверждение: аксиологическое поле представляет собой реальность речевой коммуникации. Аксиологическое поле речевой коммуникации представляет собой не абстрактное образование, аксиологическое поле речевой коммуникации имеет четкую структуру. Существо данной структуры состоит в том, что диалог как речевое событие опирается на ценности, которыми располагают участники диалога, а также на представления о ценностях, которые имеются у каждого из коммуникантов относительно ценностей, предполагаемых у партнера по диалогическому взаимодействию.

Совокупность ценностного поля говорящего и ценностного поля предполагаемого реципиента образуют аксиологический базис речевой коммуникации, оказывающий определяющее влияние на построение, прежде всего, семантическое, диалогических высказываний в речевой коммуникации.

Семантика диалогических реплик демонстрирует двоякую роль аксиологического поля речевой коммуникации в построении диалогической структуры:

- во-первых, ценностное поле составляют основу семантической ткани реплик; особенно тогда, когда оно имеют модально-оценочное звучание; для семантики диалогических реплик конструктивное значение имеют не только ценностное поле говорящего,  но и предполагаемое ценностное поле реципиента;

- во-вторых, присущие коммуникантам ценностные поля и представления о них входят в состав мотивирующей основы диалогического произведения.