Философия/1. Философия литературы и искусства

 

Мокрушина А.В.

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Россия

Философско-эстетические взгляды поэтов «Озерной школы»

 

  Английский романтизм, возникший на рубеже XVIII XIX веков, был кульминацией процесса, происходившего в литературе и искусстве, эстетике и философии Англии во второй половине XVIII столетия. Это было время зарождения иного, нового общества.

  Группа английских поэтов-романтиков основывают так называемую «Озерную школу» (от английского  lake” – «озеро» - в связи с названием местности, где жили поэты, - «озерный край»). Это было старшее поколение романтиков. В группу, никогда официально не оформленную, входили поэты Уильям Вордсворт, Роберт Саути и Самюэль Тейлор Колридж. Их объединяет не только то, что они жили на севере Англии, в Кемберленде, в краю озёр (отсюда их называют «лейкистами»), но некоторые общие черты их идейного и творческого пути. Явившись новаторами в поэзии (это относится к Вордсворту и Колриджу), они в ранний период творчества прокладывают дорогу романтическому искусству в Англии.

  Таким образом, огромную роль в развитии английского романтизма и всей английской литературы  XIX столетия сыграла и эстетическая программа «лейкистов».

Их творчество развивалось в период подъема европейской философско-эстетической мысли. Среди философских трудов, к которым обращались поэты в период формирования собственных взглядов, с одной стороны, работы французских просветителей и английских философов XVII XVIII столетий Гоббса, Хартли, Юма, с другой – классиков немецкой идеалистической философии, трактаты Беркли и кембриджских неоплатоников, ставивших в центр внимания внутренний мир человека, направляемого волей божества.

Философские взгляды С.Т. Колриджа формировались под влиянием идей Беркли и неоплатоников о духовном родстве человека, природы и бога. Однако и новые воззрения не были для него окончательными. Колридж продолжает поиски системы, которая сочетала бы элементы материалистической и идеалистической философий и отражала динамику борьбы, происходящей в мире.

Такую систему он увидел лишь в немецкой классической философии. Прежде всего внимание поэта привлекло учение Канта. В кантовской философии Колриджа заинтересовало утверждение активной роли разума, воображения, фантазии. Многим обязан Колридж Канту и в создании своей эстетической теории. Но основное влияние Канта на Колриджа сказалось в новом подходе к произведениям искусства и к творчеству в целом.

Наиболее близким Колриджу немецким философом после Канта оказался Шеллинг. В его натурфилософии он увидел созвучную своим мыслям систему единения природы и сознания. Большое влияние оказала на Колриджа эстетика Шеллинга. Самым главным достижением системы Шеллинга Колридж считал то, что она отводит искусству огромную роль в формировании личности.

Так, в основе системы С.Т. Колриджа лежало представление о диалектическом единстве и непрерывности развития мирового духа, природы и человека. В своих поисках истины Колридж начинает с попыток решить самые кардинальные вопросы философии и эстетики. Соотношение духа и материи, суть процесса познания, участие в нем разума, чувства и воображения, роль прекрасного в жизни и искусстве, задачи творчества, роль произведения искусства в становлении и развитии личности – таковы главные проблемы, которыми он занимается.

Особое внимание стоит уделить концепции природы Колриджа.         Понятие природы в философии всегда служило предметом ожесточенных споров. Поэтому ее определение имело первостепенное значение. Колридж четко разграничивал понятия объективной природы и субъективного разума, ее познающего.  Колридж начинает поиски общего принципа, по которому развиваются и природа, и человек. Таким принципом для него стал принцип органического единства духа и природы. Согласно этому принципу каждая частица, какой бы мелкой она ни была, содержит в себе свойства всей материальном Вселенной.

Но будучи органически едины, дух и природа внутренне противоречивы. Единство предполагает органическое слияние самых разных явлений. Это множество в единстве встречается на всех этапах развития. И самое мельчайшее явление столь же противоречиво и неповторимо, как и мир в целом. Индивидуализация достигает высшего воплощения в человеке. С него начинается новая ступень развития природы, вновь переходящей в сознание.

По мнению Колриджа, природа проявляется лишь в сознании и неотделима от него.

Хотя эстетические взгляды Колриджа не были приведены в стройную, единую систему, они сыграли огромную роль в становлении теории искусства романтизма в Англии, отразив существеннейшую перемену в его теории и практике.

У. Ворсворт своей философией искусства более всего обязан английским эстетикам позднего Просвещения. Он исходит из основанной Хетчесоном, Рейнольдсом, Кеймсом теории вкуса, рассматривающей вкус как черту, постепенно воспитываемую и необходимую для формирования полноценной личности.

У философов и эстетиков XVIII в. Вордсворт заимствует рационалистическое восприятие природы. Радикально пересматривая просветительские теории – преклонение перед разумом, веру в возможность возвысить личность при условии воздействия на окружающую среду, -  Вордсворт сохраняет просветительские идеи естественного человека и природного равенства людей, наследует руссоистский идеал природы, веру в ее доброе начало.

В предисловии ко второму изданию «Лирических баллад» поэт провозгласил, что именно природа способна рождать в тонко чувствующей душе самые разные переживания и чувства, поэтому его поэзия отмечена совершенно новым восприятием природы.

Так, природа в понимании Вордсворта, как и его предшественников, имеет двоякий смысл – внешнего окружающего нас мира и внутренней натуры Человека. Согласно философии Вордсворта, человек в своей сознательной и нравственной жизни следует природе не задумываясь, поскольку природные образы и уроки, отложенные в памяти, всплывают по зову поэта в моменты успокоения и умиротворения, наполняя реальность особым этическим смыслом.  Вордсворту важно, чтобы природа обладала положительными силами, которые помогают оживить утраченные радости и приятные эмоции у человека.

Поэтому задачей поэзии для Вордсворта является обращение к жизни простых людей, изображение обыденного. Поэту удалось открыть возвышенное и прекрасное в душе простого человека. Вордсворт писал о том, что надо выйти навстречу людям, которые ведут самую простую жизнь и более всего соответствующую природе. Поэт считает нужным изображать сельскую жизнь, простой язык, естественность чувств и впечатлений от общения с прекрасной природой.

Эти идеи Вордсворта вырабатывались постепенно, видоизменялись с течением времени, но в главных своих чертах были устойчивы. Все они вели к стремлению найти простейший и вернейший путь воспитания через поэзию и ее принципы.

Намечая  новый  этап  в  развитии  эстетики,  литературная  теория поэтов «Озерной школы» имеет не только историческое значение. В идеалистической форме, свойственной общему движению философской мысли эпохи Романтизма, они выдвинули замечательные по своей глубине  положе­ния, принципиально важные для оценки литературного процесса как в прошлом,  так и в настоящем.  Идеализм философских и эстетических воззрений соединяется у «лейкистов» с диалектическим подходом, кото­рый особенно проявлялся в понимании природы сознания и искусства.

 

Литература:

1.     Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. – М.: Наука, 1978. – 225 с.

2.     Дьяконова Н. Я., Яковлева Г. В. Философско-эстетические воззрения С. Т. Кольриджа. // Кольридж С. Т.  Избранные труды. – М., 1987. – С. 8-37.

3.     Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. – 306 с.

4.     Самарин Р. М. История английской литературы. – М., 1953. – Т. 2. «Озерная школа». – 328 с.

5.     Сиповская, М.П. К вопросу о творческом методе Вордсворта // Филологические науки. – 1987. –  № 6. – С. 27-33.

6.     Gaull M. W. Wordsworth. // Gaull M.  English Romanticism. The Human Context. N.Y., London., 1988.