Пономаренко Елена Валерьевна

Южно-Казахстанский государственный университет им. М.Ауезова,

Республика Казахстан

 

Политеория экологического образования и воспитания

 

Экологическое образование и воспитание сегодня переживает этап интенсивного развития, пересматриваются его основы, методология, идет поиск путей повышения эффективности функционирования. На смену теории экологического образования и воспитания приходит целостная политеория, интегрирующая в себе представления о человеке как природном и одновременно социокультурном существе, о единстве Природы и Человека и их взаимообусловленности. Чтобы воспроизвести единую цельную картину мира в сознании обучаемых, необходимо строить образовательный процесс согласно учению о ноосфере, которое начало формироваться В.И.Вернадским в начале XX столетия.

В.И.Вернадский был одним из первых, кто понял, что весь лик Земли, ее ландшафт, океан, структура атмосферы - все это порождение жизни. Ученый развернул широкую программу эволюции биосферы с момента его возникновения и до настоящего времени. В.И.Вернадский полагал жизнь космическим явлением. Из его учения следует, что феномен жизни, возникновение живого вещества является естественным этапом развития материи. Наша планета и космос представляются ныне как единая система, в которой жизнь, живое вещество связывают в единое целое, процессы, протекающие на Земле, с процессами космического происхождения.

Породив Человека, Природа «избрала» еще один могучий катализатор мирового процесса развития. Воздействие человека на мир природы растет столь быстро, что он превращается в основную геологообразующую силу. Человек должен принять на себя ответственность за будущее развитие природы. Развитие окружающей среды и общества становятся неразрывными. Биосфера должна перейти в сферу разума - в ноосферу. Широко распространено толкование ноосферы как сферы разума, части биосферы, которая оказывается под влиянием человека и преобразуется им. Однако ноосфера - это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направлять развитие биосферы в интересах Человека, его будущего. Развитие ноосферы ныне может предполагать, что человек уже сможет разумно распоряжаться своим могуществом и обеспечить такое взаимоотношение с окружающей средой, которое позволит развиваться и обществу, и Природе.

Определения биосферы и ноосферы даны В.И.Вернадским: «Биосфера включает в себя земную тропосферу, океаны и тонкую пленку в континентальных областях, уходящую на глубину не менее, чем на три километра. Человек стремится увеличить размеры биосферы. Биосферу определяют как область жизни»; «ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше» [1]. Биосфера существовала до появления на Земле человека, человек же вне биосферы существовать не может. Значит, выполнение принципа совместного развития требует от человечества определенных ограничений.

Отсюда цель современного экологического образования и воспитания, на наш взгляд, заключается в формировании экологически ответственной личности. Вместо пассивной «защиты природы» или заботы о ее «рациональном» использовании центр тяжести надо переносить на регулирование искусственной среды. Чтобы признать научную мысль как силу, способную усовершенствовать биосферу до ноосферы, надо научить личность определять границы воздействия разума.

Современное экологическое образование можно условно подразделить на различные сферы педагогического воздействия: 1) природосообразная педагогика (обучение должно быть построено во взаимосвязи с природой, ибо она дает человеку жизненную, моральную, духовную энергию); 2) прагматическая педагогика (все направляется на формирование понятия «Я - человек, личность»); 3) экзистенциальная педагогика (обучение и воспитание ведется с учетом уникальности, неповторимости человека, сотворенного природой); 4) психоаналитическая педагогика (учет возможностей, способностей каждого, индивидуализация и дифференциация обучения); 5) ноосферная педагогика (развитие природных задатков, умений, способностей, необходимых для предстоящей жизни); 6) экологическая педагогика (учет фактора внутренних и внешних условий обучения) [2].

Ноосферный подход к экологическому образованию предполагает учесть, что все изучаемые предметы отражают окружающий мир природы. Если традиционное обучение шло от частного к общему, то в экологическом образовании взято за основу интегративное обучение, т.е. обучение от общего к частному.

Интеграция является основополагающей категорией педагогики, определяющей характерный для образования способ духовной деятельности. Для традиционной эмпирической педагогики выражение «интеграция образования» представляется неуместным. Эмпирическая наука имеет дело с чувственно воспринимаемой данностью образования, а теоретико-педагогическое мышление открывает иные возможности, оно позволяет моделировать образовательный процесс. Теоретический подход снимает принципиальные ограничения, существующие на эмпирическом уровне. Интеграция - это характерный для культуры в целом и образования в особенности способ работы с информацией, знаниями, обеспечивающей развитие сознания. Идеи интеграции и гуманитаризации как ориентиры перестройки учреждений образования определяют направления развития экологической педагогики [3].

Развивающее обучение, как известно, предполагает выявление потенциальных возможностей теоретического мышления. Деятельность обучаемого заключается в том, что он каждодневно получает знания и это составляет основное содержание его жизни. Таким образом, учебная деятельность личности, имея ноосферное содержание в процессе индивидуализации и гуманитаризации экологического образования и воспитания, должна способствовать формированию экологически ответственной личности.

Основное направление ноосферного подхода - реализация в жизнь девиза «Человек - Венец природы». Необходимо помочь обучаемым в формировании экологического менталитета, цивилизованных, гуманистических представлений о жизни и обществе. Это будут представители нового поколения людей, люди, у которых идеалом и главным мерилом будет человечность.

Философия современного экологического образования - личностно-ориентированная программа образования, непосредственно направленная на формирование экологически ответственной личности. Изначальный смысл любого знания - познать законы мира, от которого зависит наша общая судьба. С этой точки зрения, вся совокупность наук, рожденных человеческим разумом, есть составная часть общей науки о том, как человеку следует жить на Земле, чем он должен руководствоваться в своем поведении, для того, чтобы не только сохранить самого себя, но и обеспечить будущее своим детям, внукам, своему народу и человечеству в целом.

 

Список использованных источников:

 

1.     Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М.: Наука, 1991.

2.     Маслова В.Л. Ноосферное образование: технология, методология, методика. – М.: Высшая школа, 1998.

3.     Романов К. Культурная антропология образования. – СПб.: ГУМП, 2003.