Память и дистантная технология обучения, или о скрытых смыслах понятия «новые технологии»

Макаров А.И., к.филос.н.

Волгоградский государственный университет

 

Cловосочетание «новые технологии» оказывает сегодня серьёзное суггестивное воздействие на сознание преподавателей и менеджеров вузов. Вместе с тем, наш анализ показывает, что оно является метафорой, а не понятием в строгом смысле слова. Более того, оно зачастую функционирует в качестве «слова-амебы», т.е. слова, которое имеет сильный манипуляционный потенциал, связанный с переключением сознания из рационального режима обработки информации в иррациональный. С помощью этого словосочетания сегодня порождаются мотивы действия как у людей, принимающих решения по реформированию высшей школы, так и у непосредственных исполнителей этих решений. Это делает крайне актуальным задачу выявления смыслов, стоящих за этой метафорой. Феномен смысла мы рассматриваем в функционально-психологическом аспекте. Смыслы – это триггеры, т.е. такие элементы текста, которые способны запускать моторику мышления в определенном направлении. Смыслы заставляют развиваться мысли в определённых рамках (фреймах) и, таким образом,  они определяют поведение человека. Наше предварительное исследование семантических связей словосочетания «новые технологии» позволили предположить, что с ним теснейшим образом связано другое слово-амеба «эффективность». Ещё раз отметим, что нас будут интересовать эти слова в качестве метафоры, а не понятия.

Слова «новые технологии» и «эффективность» обладают сильным суггестивным потенциалом потому, что является ключевыми концептами современной мифологии техницизма. Под мифологией техницизма мы понимаем некритическое отношение к таким ценностям современной культуры как техника и технология. В сфере реформирования высшей школы мифология техницизма поддерживает продвижение неклассических форм обучения и  служит идеологической основой для третирование классического образования. Как любая идеология, мифология техницизма призвана утвердить особый взгляд на человека, и в частности, - на то, как человек должен быть образован, сформирован как личность, вписывающаяся в определенные общественные отношения. Возникают серьёзные опасения, что те принципы, которые пытаются продвинуть в качестве основы современных образовательных технологий, формируют человека, сознание которого переполнено хаотической пляской информационных сообщений. К одной из таких технологий может быть отнесена технология дистантного обучения. Следует оговориться, что сама по себе эта технология ни хороша, ни плоха. Наша критика дистантного обучения относится к попыткам его внедрения в сферу высшего гуманитарного образования в качестве доминирующей формы обучения. Локальное применение дистантных техник, например, для дополнительного образования домохозяек, для переобучения с помощью тектов-инструкций  уже сформировавшихся специалистов не вызывает особых возражений. В этих случаях оно ни чем не будет отличаться от внеаудиторных форм обучения, которые при нормальной организации учебного процесса, могут сочетаться с аудиторной работой в качестве факультативного режима.

Принципы, лежащие в основе этой технологии – тиражируемость, рецикличность, эффективность. Принцип тиражируемости воплощен в приемах бесконечного копирования оригинала и доказательства того, что копия ничуть ни хуже оригинала. Это, конечно же, - лукавство, которое зиждется на том, что многие не понимают  что полноценное качество «вещи» неразделимо с ее созданием (например, качество исполнения музыкального произведения неразделимо с ее исполнителем, дух не разделен с телом). Принцип рецикличности, или повторяемости, воплощен в гипнозе повторения одного и того же. Это – основа всевозможных форм дрессуры – от цирковой до интеллектуальной. Принцип эффективностиэто центральный принцип устройства экономики и культуры современного общества потребления. Совсем недавно он проявился в полную силу: слово «эффективность» далеко не случайно распространилось на все сферы культуры. Дело здесь в том, что на последнем этапе современной экономики, эффективность достигается в основном исключительно за счет минимизации затрат на производство продукта. Поэтому не нужно больше связывать эффективность с повышение качества, эффективность – это, прежде всего, снижение затрат на производство продукта, - что, объективно, связано как раз с понижением качества. Вопрос качества в «эффективной экономике» заменяется вопросом об удовлетворении спроса. Качество теперь – производная спроса. Качество больше не есть атрибут вещи, услуги или других сфер реального, качество – это атрибут виртуальной реальности представлений о реальном. Эффективность становится результатом маркетинга, т.е. игрой со знаками, а вовсе не свойством реального продукта.

Дистантнтная технология, - это частный случай применения принципов эффективности, тиражируемости, рецикличности. Эти принципы являются основой современной массовой культуры, и обеспечивающего ее типа педагогики, т.н. «кодирующей педагогики». Этим термином в теории педагогики обозначается такая технология формирования структуры сознания обучаемого, которая основана на многократном повторении небольшого набора мировоззренческих принципов, которые упаковываются в яркую, но схематизированную информационную обертку. К разряду кодирующей педагогики относятся рекламные технологии, технологии средств массовой информации и другие сферы пропаганды. Схематизм сообщений не заметен для потребителя, так как при их трансляции на человека может обрушиваться огромный вал разрозненной информации. Такая информация может подаваться и под видом набора специальных курсов, ориентированных на узкие проблемы и ситуации, актуальность которых ограничивается очень коротким временем. В сфере образования такой вид педагогики использовался раньше в учреждениях дошкольного образования, когда нужно сфокусировать сознание ребенка, для того, чтобы он мог ориентироваться в мире взрослых, сознание которых сужено в целях устройства совместного общежития, требующего среднего поведения и усредненных мыслей. Проблема состоит в том, что последнее время, такой тип технологий начинает активно пропагандироваться применительно к высшей школе. Он неадекватен традиционным целям высшего образования или целям классического университетского образования. Проанализируем дистантную технологию в контексте когнитологических теорий памяти и проблемы социо-культурных последствий распространения технологий «фрагментарного мышления».

Тип «фрагментарного» или «клипового мышления»  противоположен системному мышлению, - в том его виде, в котором оно было целью технологии классического образования. Память – это функция не только, и не столько, сознания, - сколько бессознательных процессов. А это значит, что при запоминании важно не только заучивание и понимание, но не менее важно забывание и непонимание, Студент должен, в какой-то мере, не понять преподаваемый материал, чтобы забыть его.  И лишь в определенных условиях эта забытая информация будет извлечена и использована для понимания в будущем той ситуации, о которой шла речь в прошлом. Таким образом, традиционное понимание образования основывается на представлении о том, что путь человека от незнания к знанию пролегает через общение, вызывающее повышения эмоционального фона. Знание – не тождественно информации. У познания есть информационный аспект, но это понятие шире. Оно включает в себя процесс осмысления информации. Ученый - это не тот, кто много помнит, а тот, кто умен. Феномен ума, или интеллекта связан с комбинаторикой  запоминания и, одновременно, забывания: забывать не существенное для решения задачи и вспоминать существенное – вот алгоритм интеллектуальной работы мозга. Когда мы оперативно забываем и воспоминаем, мы оперируем образами в рамках особых схематизмов мышления. Процесс вытеснения образов и их вызывание происходит в режиме инсайда. Такая способность сознания не является элементарной или природной данностью. Это искусственно возникающая способность. Это сложный процесс, в результате которого, информационное поле знаков взаимодействует с полем смыслов, что предполагает повышенный эмоциональный фон. Речь идёт, например, об удивлении, которое необходимо для образования. Удивление задаёт ритм вибрациям сознания и памяти, в результате которых информация сгущается в смыслы и образы памяти. Здесь нужно сказать и о мимесисе – биологической предпосылке подражать. Это – основа любого нашего опыта, во всяком случае его первичных уровней, когда опытные данные восприятия сопрягаются с идеями, схемами мышления. Мимесис предполагает коммуникацию живого с живым. Другими словами, эта способность к мимесису, на которой основано классическое образование, аналогична процессу инфицирования организма, а не процессу передачи данных от компьютера к  компьютеру. Без миметизма не формируется основа мыслительных процессов - смыслы. Классическое образование предполагает участие студента в поле живой устной речи, отличной от обыденной речи, которой владеют сверстники и обыватели. Письменная речь тоже вызывает смыслообразование, но она вторична, менее продуктивна для вхождения студента в интеллектуальную среду.

Резюмируя, можно заметить, что методика дистантного образования коррелирует с массовой культурой. Она, как и массовая культура, удовлетворяет задаче приспособления к инстинктивным потребностям организма и продуцированию равновесных состояний психики. Назовем это принципом поверхности, - это такой режим сознания, при котором отсутствует рефлексия, придающая сознанию многомерность. Эффектом многомерности сознания является такие нетривиальные качества сознания как самосознание и мышление, т.е. то, что обозначается метафорой «интеллект». Интеллект и есть цель классического образования. Нерв дистантного обучения – это попытка обойтись без раздражающих психику парадоксов текста, которые составляют основу живой лекции и семинара. Письменная, пусть даже иллюстративная презентация блоков информации настраивает на механическое запоминание.