Коренецкая Ирина

Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова,

старший преподаватель кафедры иностранных языков

 

Речевая коммуникация и взаимопонимание в проблемном поле современного образования (опыт интроспекции)

 

2008 год в Европейском союзе объявлен годом диалога культур. Обстоятельства, требующие сегодня от нас напряженной работы мысли для поиска способов эффективной реализации новых образовательных задач, предлагают и большие возможности.

Современные социальные, экономические, политические трудности, как вызов, требуют мета-артикуляции взаимопонимания как всеобъемлющего фона жизнедеятельности человека в образовательном пространстве. Дело в том, что учащийся должен не только владеть иностранным языком как средством коммуникации, что не является единственным и достаточным условием успешного взаимодействия с представителями иных культур, но и должен быть готов и способен к интеграции в мультикультурное сообщество и культурному самоопределению в нем.

Общенаучное требование всестороннего обоснования изучаемой проблемы, необходимость предельной объективности и преодоления наукообразной раздробленности и веерной направленности исследовательских усилий диктуют следующую логику повествования: от актуальности и научной аргументации к практической композиции педагогики взаимопонимания.

Не вызывает сомнения, что успешная речевая коммуникация требует адекватного взаимопонимания двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам. К сожалению, обладая большим запасом слов, знанием грамматических правил и пр., учащиеся нередко отличаются функциональной неграмотностью. Далеко не все из них умеют сопоставить имеющиеся знания с реальной ситуацией общения. Именно умение сопоставить и выявить общее и различное в родном и изучаемом языке и культуре способствует становлению коммуникативной компетенции.

Итак, современное мировое сообщество в силу своей мультикультурности и полиэтничности выдвигает перед системой образования целый комплекс теоретических и практических проблем, связанных с решением задачи мирного сосуществования и взаимного обогащения различных культур.

В свете сказанного, важное условие успеха общения в мультикультурном сообществе - обеспечение взаимопонимания посредством создания единого коммуникативно-прагматического пространства.

Рассмотрим внутреннее пространство  программы-практики становления взаимопонимания: категориальный аппарат и «арсенал» педагогических средств, облигаторных в процессе «взращивания» отношений между школьниками на новом витке развития социума. Взаимопонимание - это один из основных способов постижения человека, его «второй природы», момент освоения действительности, сложившийся во взаимоотношениях, благодаря которому возможно взаимодействие и сотрудничество, предполагающие заинтересованное отношение субъекта понимания, своеобразное его «вживание» в изучаемую реальность. Без понимания взаимодействие не состоится. Понимая другого человека и ощущая ответное понимание, мы застрахованы от ошибок. Люди на планете едины, едина их культура, а различия не столь существенны, чтобы говорить о принципиальных барьерах.

Если рассматривать взаимопонимание как совокупный духовный продукт жизнедеятельности всех людей, а связь отдельных индивидов с нравственными общностями как необходимое условие существования в этом мире, то взаимопонимание можно трактовать, во-первых, как восхождение к культуре. Во-вторых, если взаимопонимание – это ценность, которой нельзя научить как знаниям, если взаимопонимание не является альтернативой объяснения, так как объяснение – это подведение под истину, а понимание – подведение под ценность, если взаимопонимание предполагает разные системы ценностей, то взаимопонимание есть восхождение к ценностям. В-третьих, если взаимопонимание предполагает наличие собственного опыта, выбора «понимающего» способа бытия себя в мире, то педагогическое обеспечение взаимопонимания предполагает восхождение к себе. При этом если взаимопонимание есть «образ бытия», то содержание воспитания составляют разнообразные способы бытия, жизненные проявления (радость, взаимопомощь, выбор, кризис, надежда, любовь, стыд), реализуемые в разнообразных ситуациях педагогического взаимодействия. В-четвертых, если взаимопонимание – это проникновение в духовный мир человека, переживание, переход от собственных мыслей к мыслям другого человека, извлечение и интерпретация смыслов его жизненных проявлений, перенос в другую жизнь, то педагогическое обеспечение взаимопонимания - восхождение к Другому.

Реализация перечисленных четырёх восхождений возможна в диалоге. Диалог можно рассмотреть в трех аспектах.

- Диалог как взаимопонимание. Взаимопонимание выступает важнейшей предпосылкой и одновременно результатом диалога. Понимание рождает жалость, сочувствие, сострадание, стремление помочь другому человеку. Результатом взаимопонимания является уменьшение нетерпимости внутри коллектива по отношению к Другому, к любым проявлениям «инаковости», к человеку как таковому.

- Диалог как общение. Он предполагает совместный поиск ценностей и смыслов, самоосмысление и взаимопонимание, умение транслировать вовне в вербальной и невербальной форме свой внутренний мир. Результатом диалога-общения выступает интенсивное развитие самосознания и изменение характера взаимоотношений: основой взаимоотношения становится понимание Другого.

 - Диалог как поступок. Такой диалог требует выработки собственного отношения к Другому, понимания Другого. Диалог–поступок может выступать в двух формах – в форме внешних, практических действий (оказание помощи Другому) и в форме духовного поступка (внутреннее неприятие пошлости, безнравственности). Результат диалога–поступка – это формирование у учащегося опыта взаимопонимания и его выражения к тем, кто его окружает.

При осуществлении диалога необходимо иметь в виду следующее.

1) Диалог направлен на решение задач духовного воспитания. 2) Диалог – это общение целостного человека с целостным человеком. 3) Диалог – это не только говорение, но и молчание. 4) В процессе диалога необходимо удерживать себя от попыток вторжения в духовный мир собеседника. 4) В диалоге происходит определение ответственности субъекта за выбор им той или иной позиции в деятельности. 5) Диалог требует напряжения внутренних сил его участников, связанного как с необходимостью понять Другого, так и с усилиями быть понятым. 6) В диалогическом взаимодействии присутствует иррациональный компонент, который порождает феномен «опережающего понимания», позволяющий почувствовать то, что еще не сказано. 

Пожалуй, важнейшим результатом диалога может быть изменение отрицательного вектора духовного становления субъекта на положительный, приобретение нового качества (способности к взаимопониманию). Однако это возможно при условии адекватной реализации основных функций диалога. Во-первых, в диалоге осуществляется обмен информацией между учащимися. Далее, диалог выполняет так называемую регуляционно-коммуникативную функцию. В диалоге вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей. Не удивительно, что именно в диалоге ребенок познает и переживает свою значимость. Поэтому его правильная направленность становится источником, одним из важнейших путей становления человека. Наконец, диалог регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и, в конечном счете, формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется деятельность, и который в немалой степени определяет само мироощущение. В реальном диалоге все его функции органически сливаются, независимо от его формы.

Учителю следует развивать у ребят умения не только слушать, но и слышать собеседника, способствовать восхождению к Другому с учетом его ценностей на основе собственного жизненного опыта.

Если умение «вчувствоваться» в Другого не развито, взаимодействие является бедным, формальным, с конфликтами, трениями. Субъект ожесточается, замыкается из-за отсутствия чуткости, заинтересованного внимания к себе, сопереживания. Он уже по привычке считает необходимым защитно-угрожающую позу. Следовательно, требуется поменять приоритеты: на первом месте должны стоять не цели обучения, а совместная деятельность, глубокое и неформальное общение, дружеское чувство. Субъекту важно ощущать, что с его мнением считаются, доверяют ему и поэтому советуются.

Более того, чтобы диалог состоялся важно научить субъектов проявлять уважительное отношений к собеседнику, демонстрировать доверие, отказаться от сарказма и усмешек. В диалоге субъект учится особым человеческим отношениям - доверительным, заботливым. Стремление к диалогу, общению связано у человека с поиском защищенности, понимания, со стремлением понять самого себя, найти свое место среди людей, в мире, свое будущее.

Подлинный диалог – это как бы зонтик, укрывшись под которым можно приобрести и сохранить тот образ «Я», который в наибольшей мере удовлетворяет самого человека.

Чем богаче и свободнее собеседники в выражении своих мыслей, тем достижимее их полное взаимопонимание.

Подлинный диалог (по мнению Амонашвили, И.П. Волкова, И.П. Иванова, Е.Н. Ильина, В. Караковского, С.Н. Лысенковой, Л.А. и Б.П. Никитиных, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, В.Ф. Матвеева, С.Л. Соловейчика) есть нравственное и экзистенциальное со-бытие, которое требует от субъектов рефлексии, импровизации, внимания, эмпатии, со-чувствия, со-участия. Посредниками общения со-бытия становятся слово, интонация, мимика, жест.

Резюмируя всё вышеизложенное, скажем, что именно взаимопонимание  и диалог создает в речевой коммуникации своеобразную «общую крышу», положительный фон, меняя отношения между «Мы» и «Вы» на «Ты» и «Вы».