Н.В.Халина

                                          Алтайский государственный университет,

                                                                                                   г. Барнаул

 Методологические «неразрешимости» синхронного лингвистического дискурса

 

Языкознание в условиях постмодернистской парадигмы ориентировано на создание вероятностного описания, способного более адекватно фиксировать различие между «истинно случайным процессом»  и «детерминистическим хаосом». Внутренне случайный процесс, как утверждают  И.Пригожин и И.Стенгерс, порождает временную эволюцию (эволюцию времени), которая характеризуется бесконечно большими размерностями.  Последние смещают обусловленные, принятые границы дистрибуции вещи, явления, события, делая актуальным Differance (понятие центрировано на французском корне differe, благодаря иному правописанию оказывается в состоянии конструировать сопряженную конфигурацию понятий, не обязательно производных от исходной схемы). Difference - это то,  благодаря чему, согласно концепции Ж.Дерриды, движения означивания оказывается возможным лишь тогда,  когда каждый элемент, именуемый «наличным», соотносится с чем-то иным, отличным от него самого. Элемент хранит в себе отголосок, в равной мере относящийся и к так называемому будущему, и так называемому прошлому, и образующий так называемое настоящее в  силу самого отношения к тому, чем он сам не является.

Синхронный лингвистический дискурс, будучи ацентричным множеством паттернов, воспроизводящим характерные контуры информационно-сетевого общества и имплицитную семантику парадигмальных установок постмодернизма, ориентирован категорией Differance.

Мир Differance  - это мир абсолютного исчезновения, пишущийся процедурами «истирания» Бытия и ликвидацией любых следов присутствия человека; это мир человеческого существования, противопоставленный миру Presence, миру Бытия как присутствия.

Особенностью ситуации Differance является то, что противоречия  не разрешаются в имманентности понятия, которое снимает собственные противоречия, а посему диалектическая логика не является той логикой, которая может разрешить профанные (свойственные повседневной действительности) и сакральные «неразрешимости». Естественно  актуальным становится вопрос  о методе и методологии. В поле методологического анализа в условиях парадигмы постмодернизма, как считает В.Е.Кемеров, оказываются  проблемы повседневной жизни людей, их общения и поведения; задачей методологии становится выяснение, конструирование и преобразование схем деятельности, «встроенных» в повседневный опыт человека. Изменяется характер методологии, что обусловлено взаимодействием методологии познания и методологии обыденной деятельности людей. Из методологии общих норм и правил деятельности, по убеждению В.Е.Кемерова, она превращается в методологию постановки и прояснения человеческих проблем, приобретая статус проблемы культуры.

Совокупность текстов культуры, в которых и которыми означивается существование человека, представляет собой, согласно позиции Ж.Дерриды, сплошное поле переноса значений, не останавливающееся ни в одном месте в виде застывшей структуры. В сплошном поле переносных значений возникают различные философские (метафизические) проекты, встречающие  сопротивление со стороны языка. Критический анализ философского и литературного языка, состоящий в объяснении текстов определяется как деконструкция. Результатом анализа становится открытие нового пространства противоречий, которые конституируют философию и объясняются через «неразрешимости». В словарь «неразрешимостей» входят: differance, гимен, дополнительность, итеративность, след, фармакон и пр.

Словарь «неразрешимостей», которые обусловливают специфику лингвистического дискурса, коррелирующего с постмодернистским полем значений, и регулируют игру различных конфликтующих возможностей, содержит следующие единицы: металогика, экзегетика, реальная предельность, универсальный эволюционализм, прагматистский метод мышления, вычисление и распределение.

          Основные принципы металогики сформулированы Ч.Пирсом, пытавшемся создать логику науки, объясняющую процесс приобретения научных знаний. Универсальная  алгебра отношений соотносилась Ч.Пирсом с системой потенциальных графов, для анализа которой актуальным оказался метод просеивании. Используя этот метод в языковедении при наблюдении n-выборки исследовательских программ в ходе  прохождения сообщения по линии связи –  адаптации основных  теоретических положений к лингвистическому дискурсу, возможно обнаруживать ошибки (сбои в программных установках) на линии при передачи сообщения – результатов деятельности лингвистического разума.

       Экзегетика как совокупность приемов толкования текстов  в контексте постмодернизма возвращается в фокус своей значимости, что связано с конституированием коммуникативной программы в современной философии языка: поствитгенштейновская трактовка языковой игры как реализуемой посредством обоюдно значимой коммуникативной процедуры предполагает отказ от произвольной интерпретации текста и возврат к выработанной в экзегетике трактовке понимания как реконструкции имманентного смысла.

Универсальный эволюционизм представляет собой соединение системных представлений, теории самоорганизации, общения теории биологической эволюции. На первый план выдвигается  наиболее важное для любого  живого объекта – его формообразующие (и самовоспроизводящие) факторы, а также телеономические аспекты их глобального поведения. Реальные  механизмы функционирования в живом формообразующих процессов  обеспечивается  когерентными логиками. Когерентные логики,  или интуиционистские логики, И.А.Акчурин интерпретирует как допускающие особое семантическое толкование на объектах,  способных интерпретировать определенное «онтологическое  развитие»:  появление существенно новых объектов, возникновение между ними новых связей при обязательном сохранении старых связей.

Прагматистский метод мышления, в соответствии с концепцией У.Джеймса, пытается истолковать каждое мнение, указывая на его практические следствия. Он не означает каких-либо определенных результатов, представляет только известное отошение к вещам. Прагматистский метод вскрывает социальную логику текста, составляющей которой  являются принципы самопроизвольного восполнения сообщения, получаемого от знаковой системы, до обширного информационного донесения, характеризующие интеллектуальные (ментальные) возможности интерпретатора – наблюдателя. Интерпретация, осуществляемая наблюдателем, будучи реализацией прагматистского метода мышления, трактуется в ее логическом аспекте: символические утверждения, о которых известно, что они имеют связь с  наблюдаемыми явлениями и ведут к результатам, подтверждаемым наблюдением, считает Б.Рассел, не рассматриваются как  «истинные» или как «ложные», но как гипотезы, содержащие определенные величины. Совокупность тех значений переменных, которые делают гипотезу истинной, есть «интерпретация». Процесс интерпретации состоит в нахождении постоянного значения для класса терминов, которые, будучи пока еще неопределенными, потребуют определений, когда аксиомы будут «интерпретированы» (практическое понимание).

Проблемы распределения процессов вычислений становятся актуальными и в лингвистической среде, среде масштабируемой, для  которой характерен  набор  конфигурации  вычислительных ресурсов – методологий как форм деятельности, поддерживающих онтологическую работу, научное исследование, которые опираются  на моделирование  объектов и нарратив (историческое исследование).

Вычисление предстает как совокупность распределенных форм, в которых  функционализируется пространство деятельности исследователя и организуется поиск решения. В самом материале решения должны быть вычленены структурные компоненты (ресурсы) – средства, сделавшие решение возможным. Структурные новообразования выступают  в функции средства, в материале мышления, соответственно позициям СМД-методологии, они могут быть осознаны, функционализированы и описаны как средства, решающие проблемную ситуацию. Подобные новообразования на нынешнем этапе развития лингвистической науки представляют собой интерсубъективно описанные знания, открывающие особенности синхронного состояния мышления. Язык выступает как множество состояний информационного процесса, в котором выделяются теги – метки, характеризующие участие языковой системы в решении проблемных задач, стоящих перед мышлением. 

Итак,  «неразрешимости» в ситуации Differance игру конфликтующих возможностей лингвистического разума,  семантически подготавливают носителя естественного языка, по образному выражению М.Кастельса, к ежедневному серфингу в реальной виртуальности. Постижение последней осуществляется преимущество  с помощью сетевой логики – бинарной логики включения/исключения, раскрывающей смысл и функции  «пространства потоков», которые зависят от потоков, протекающих в сети. Возможно предположить, что «неразрешимости», будучи  активизированы требованиями-отрицаниями оперирующего субъекта, который, как считают А.Ж.Греймас и Ж.Фонтаний, вызывает  при  порождении им элементарных структур высказывания к жизни новую категорию,  выступают в качестве  модели сети отношений, в которой  противоречия и противоположности «расщепляют» категорию  на несколько терминов.