Политология/6. Проблемы взаимодействия власти и общественности (отечественный и зарубежный опыт)

 

Сазонова Ольга Олеговна

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского, Украина

 

РЕЛИГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

В данное время происходит активное использование политическими партиями религии, как инструмента воздействия на широкие массы населения. Это можно наблюдать в различных регионах, в странах с различным уровнем экономического развития, где распространены различные вероисповедания. Не обошло явление активизации «религиозной деятельности» политических партий и Украину, а смутное время так называемых реформ еще в большей степени способствовало усилению этой деятельности. Для современной Украины весьма актуальным является вопрос о зависимости политических и религиозных ценностей у населения. Религия имеет значительный потенциал для формирования у украинцев новой трудовой этики, адекватной современным требованиям и вызовам.

Целью данного исследования является анализ использования религии, как инструмента политической власти в современном обществе.

Исследованию этой темы посвящено множество работ, как украинских, так и зарубежных ученых, таких как Боднарук М. Р., Егорчюк А. Д., Новикова С. Д., Якина М. К.,Тимонов В. Т. и другие.

В последнее время в современном мире происходит заметная активизация религиозных учреждений, которые непосредственно стараются участвовать в решении целого ряда актуальных проблем современности.

Религия может быть использована и используется политикой как средство сохранения власти. Из двух типов средств сохранения власти – физическое принуждение, насилие или угроза насилием и манипулирование сознанием людей – все большую роль приобретает второе. И здесь наряду с многочисленными светскими концепциями, призванными ориентировать сознание людей на поддержку того или иного политического режима, важное значение имеет религия, на протяжении веков учившая массы тому, что всякая власть от Бога [4, с. 111].

С другой же стороны в канонических религиозных текстах можно найти немало идей, с помощью которых можно оправдать выступления против существующей политической власти.

Для современной Украины весьма актуальным является вопрос о зависимости экономических и религиозных ценностей у населения. Религия имеет значительный потенциал для формирования у украинцев новой трудовой этики, адекватной современным требованиям и вызовам.

Вероисповедное и конфессиональное самоопределение граждан Украины по данным социологов выглядит следующим образом: подавляющее большинство граждан (68,8%) относят себя к православным; 6,9% - к Греко-католицизму; 2,2% - к протестантизму; 0,8% - римо-католицизму; 0,7% - исламу; по 0,1% - иудаизму, индуизму, язычеству. На протяжении 2004-2006 гг. отмечалось устойчивая тенденция к росту численности верующих и усиления разнообразия в их вероисповедной и конфессиональной принадлежности [1, с. 85].  

В современной Украине действуют религиозные организации 120 конфессий, течений и направлений. Доминирующие позиции занимает православие, к которому относится более 52% общей численности церковно-религиозных организаций. Вторую позицию по численности организаций занимает Украинская Греко-католическая церковь – более 28% религиозных организаций [3, с. 5].

В условиях переходного периода, социально-политической нестабильности, обострения различного рода общественных противоречий роль религии в социуме возрастает в значительной мере в силу того, что противоборствующие политические группы стремятся с максимальной пользой для себя использовать возможности конфессий.

Но это вовсе не означает, что стабилизация общественных отношений и устойчивость социально-политического развития изменят положение в сторону ослабления роли религии. В стабильных демократических обществах роль методов политического урегулирования общественных отношений постепенно идет к понижению. Возрастает авторитет нравственных и религиозных норм. Особенно наглядно это можно видеть в ходе избирательных кампаний.

Проблема использования религии, как инструмента политической власти в современном обществе находит законодательное решение. Если религиозные сообщества берут участие в деятельности политических партий или выдвигают кандидатов, поддерживают кандидатов, агитируют за них, то тем самым они нарушают ст.5 действующего закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях».

Одновременно та же самая статья позволяет священнослужителям принимать участие в политической деятельности как гражданам Украины. Церковь как религиозная организация граждан не может быть отделена от общества, и граждане, так или иначе, берут участие в политической жизни. Но не как церковь, не как религиозное сообщество, а как граждане.

Что касается участия священнослужителей в политической деятельности, то закон это позволяет, но на практике это вопрос определяется уже внутренними правилами той ил иной церкви.

Таким образом, религия продолжает оставаться и сегодня одной из важнейших сфер общественной жизни, оказывающей заметное влияние на формирование мировоззренческой ориентации сотен миллионов людей, а через нее на их политическое сознание и политическое поведение. Сказывается влияние религии и на принимаемых государственной властью политических решениях. В силу этого изучение и понимание характера взаимоотношений политики с религией, научный анализ этой сложной проблемы поможет установлению доверия между представителями различных конфессий и разрешению этноконфессиональных конфликтов.

На новом этапе трансформации украинской экономики предстоит повысить роль религии и церкви. Необходимо изменить концептуальные основы государственно-церковных отношений, перейти от фактического протекционизма к социальному партнерству государства и церкви. Украинское общество ищет основы экономического возрождения страны в православном мировоззрении, соборности, социальном христианстве, общественной солидарности. Церковно-религиозная ситуация в Украине отличается тем, что в Украине нет доминирующей церкви. Современные политические группы рассматривают религию и церковь как инструменты реализации политических целей, религия становится дизайном политического поведения.

Правительство Украины стоит перед необходимостью изменить макроэкономическую структурную политику, бюджетную и антимонопольную политику, предпринять меры для развития предпринимательства. 

В этом процессе очень важным может быть активизация религиозного фактора макро- и микроструктурных экономических трансформаций.

 

Литература:

1. Дудар Н., Шангіна Л. Релігія і віра в житті українців // Національна безпека і оборона. – 2005. - № 10. – С. 83-98.

2. Церква у формуванні громадянської відповідальності суспільства: Україна – рік 2006// Національна безпека і оборона. – 2006. - № 3. – С. 22-29.

3. Концепція державно-конфесійних відносин в Україні. // Національна безпека і оборона. – 2004. - № 3. – С. 3-7.

4. Грабовець О., Яковенко Ю. Релігія як соціальна технологія консолідації соціуму // Соціологія: теорія, методи, маркетинг. – 2001. - № 3. – С. 111-122.