Санхаева А.Н.

Карагандинский государственный университет им.Е.А.Букетова, Казахстан

Психолого-педагогическая характеристика

развития творческих способностей будущих педагогов

 

В период радикальной перестройки общества еще острее стала потребность в людях способных творчески решать многообразные сложные проблемы. Ужесточившиеся требования к личности в современном мире, обусловили и нарастающие тенденции глобальных изменений в сфере образования. Средние специальные и высшие учебные заведения осуществляют социальный заказ общества по подготовке к профессиональной деятельности будущих педагогов, но молодым специалистам требуется не мало времени, чтобы адаптироваться к характеру педагогической деятельности. Во время обучения студентам необходимо овладеть не только определенными знаниями, умениями и навыками, но и способностью творчески применять их в изменяющихся условиях производства [1].

Таким образом, возросшие требования к образовательной и профессиональной подготовке молодого поколения требуют быстрой адаптации к условиям производства, уверенности в разнообразных практических ситуациях.

Творческое отношение к деятельности – важнейшее качество специалиста любой профессии.

Творчество является целеустремленным, упорным, направленным трудом. Оно требует максимальной активности интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Любую работу можно сделать привлекательной и интересной, если в ней имеется элемент творчества. При этом процесс творчества надо понимать широко, он проявляется у человека при любой деятельности.

Исследования педагогов и психологов показали, что истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом не произвольны и жизненно необходимы. Именно в определенные годы детства обнаруживаются возрастные предпосылки творчества [2].

Творчество студентов может быть рассмотрено как переходный этап от низшего уровня творчества к высшему. Исследователи считают, что  допустимо говорить о низшем и высшем уровнях творчества. Первый состоит в использовании уже существующих знаний – в расширении их применения… Творчество «высшего уровня» связано с созданием какой-то совершенно новой концепции [3].

Если в первые годы обучения студентов в вузе творчество студентов по знанию результатов является в основном субъективным и по уровню низшим, то в последующие годы оно у отдельных студентов переходит на высший уровень и носит субъективно-объективный характер, а в некоторых случаях имеет и объективное значение.

В начале процесса обучения в вузе познавательная деятельность студентов начинается с субъективного творчества, то есть в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла он «открывает новое» только для себя, так как ее научные факты, усваиваемые ими, открытые учеными, известны обществу.

Затем, когда студент проводит исследования в процессе выполнения научных работ, проектов, творчество приобретает субъективно-объективное значение.

Активная творческая деятельность в процессе обучения формирует у студентов ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере личности будущего педагога.

Созданные условия учебно-творческого процесса; ситуативные и личностные факторы, влияющие на результативность творческой деятельности, анализ особенностей творческого мышления и другое позволили разработать правила – рекомендации для развития творческого потенциала студентов. Не подавлять интуицию; опираться на положительные эмоции; поощрять склонность к рискованному поведению; формировать уверенность в своих силах; стимулировать попытки к стремлению самостоятельного решения; развивать воображение и фантазию; использовать проблемные  и эвристические методы и приемы решение творческих задач.

Творческую активность личности можно развивать, только приобщая ее к работе, требующей творческого подхода.

Современная психология и дидактика раскрыли большую роль решения задач в развитии познавательной активности обучаемых.

Постановка задач, создание проблемной ситуации является необходимым условием («пусковым этапом») в развитии творческой активности обучающихся. Психология утверждает, что всякая мыслительная деятельность есть решение задачи.

Многочисленные исследования, проведенные психологами и дидактами, показали, что решение поисковых задач способствует развитию творческой активности студентов [4].

В решении учебных задач могут возникать различные ситуации. В частности, возможно репродуктивные ситуации, требующие от студентов применения ранее известного алгоритма, способа, приема деятельности.

Творческая ситуация - это ситуация, требующая разрешения некоторого диалектического противоречия.

Творческими ситуациями есть основание считать такие для студента, выходом из которых является поиск нового метода, приема, средства деятельности, и которые одновременно стимулируют развитие творческих способностей личности [4].

Разумеется, создание проблемной ситуации, включение познавательных задач в процессе обучения не достаточны для обеспечения оптимальных условий активного усвоения знаний, развития творческой активности обучающихся.

Творческая активность есть стремление студента проникнуть в сущность изучаемых вещей, явлений, стремление к применению новых приемов преодоления затруднений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания, решения задач.

В познавательной деятельности студента творческая активность характеризуется направленностью его действий на глубокое выявление свойств вещей, явлений, а иногда на создание новых духовных и материальных общественно значимых ценностей.

Творческая активность вызывает положительное эмоциональное состояние – подъем, радость проникновения в суть явлений, открытий.

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно дать следующее определение творчества – это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью.

В соответствии с определением творчества можно выделить 7 стадий (уровней) развития творческой личности:

1-я стадия развития характеризуется устойчиво проявляющимся интересом, ясно выраженной мотивационной направленностью личности на определенный вид творческой деятельности. Эту стадию можно условно назвать стадией избирательной мотивационно-творческой направленности личности на определенный вид деятельности. На этой стадии развития личность как бы интуитивно ощущает, в какой сфере творческой деятельности она может проявить себя наилучшим образом.

2-я стадия развития характеризуется повышенной интеллектуальной чувствительностью личности к усмотрению противоречий и проблем в определенной сфере творческой деятельности. Ее можно назвать стадией интеллектуально-творческой активности личности.

3-я стадия развития характеризуется повышенной профессионально-творческой активностью личности в определенном виде деятельности. Характерно интенсивное творческое овладение профессиональными приемами, методами, средствами соответствующего вида деятельности.

4-я стадия развития  может быть охарактеризована как стадия первых значительных творческих достижений личности.

5-я стадия развития характеризуется высокой, устойчивой творческой продуктивностью личности. Для этой стадии характерно формирование индивидуального творческого стиля деятельности и мастерства.

6-я стадия развития творческой личности может быть охарактеризована как стадия расцвета таланта. Данная личность не просто имеет устойчивые творческие достижения, а личность далеко превосходит достижения современников в определенной сфере творческой деятельности.

7-я стадия развития творческой личности характеризуется как гениальность. Гениальность характерна для наивысшего уровня развития творческих способностей личности.

Таким образом, творческие способности студентов – это синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обуславливающих уровни ее результативности.

 

Литература:

1. Хмель Н.Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса. – Алматы: АГУ им.Абая, 2002. – 108с.

2. Психология общих способностей/ Дружинин В.Н. – СПб.: Питер, 2000. – 359с.

3. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности/ П.И.Пидкасистый, Н.А.Воробьева. – М.: Пед. общ-во России, 2007. – 191с.

4. Основы педагогического мастерства: Упражнения. Тесты. Советы начинающему педагогу/ сост. Т.П.Смолькина, 2002. – 87с.