Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалистов

Ткачева Е.А.

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, Украина

 

Артистические умения и режиссура урока

          Педагогический артистизм как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира, способность яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму современного педагога [1, 6].

Неоднозначное отношение к набору необходимых для педагога профессиональных качеств, должен ли учитель обладать артистическими умениями, и будет ли это являться его профессионализмом.

К артистическим умениям, которые применяются в педагогике, относятся: перевоплощение, живость, многообразие жестов и интонации, одухотворённость, мышление, стремление к нестандартности.

Необходимость наличия этих умений в педагогической деятельности очень велика т. к. урок является в определённой степени педагогической пьесой, автором сценария, режиссёром и актёром в одном лице выступает учитель.

Главной задачей артистических умений является выделение логически связанных отрезков урока и выстраивание их в режиссёрскую композицию педагогических событий.

Артистизм учителя заключается в творческой организации всех элементов действия (урок и внеурочная деятельность) с целью создания целостного единого произведения.

На основе изученной литературы, можно выделить три условия режиссуры урока с использованием артистизма:

·        первое условие – творческий замысел;

·        второе условие – цель;

·        третье условие – целостность происходящего.

К этим трём условиям следует подходить творчески, непрестанно созидая новые формы и методы работы.

Обращаясь к теории и практике образования и воспитания, мы видим, что использование театральных действий на уроках и вне его вносит особый вклад в изменение учебного процесса и влияет на роль учителя и учащихся.

     Театральное искусство в урочной и внеурочной деятельности рассматривается как:

·        развитие чуткости, внимания и дисциплинированности;

·        понимание собственного “ Я”;

·        насыщение педагогического мастерства артистическими умениями, разработанными театральным искусством;

·        активизация творчество на уроке, на учебном материале и во внеклассной работе (кружки, клубы).

     Элементы театрального искусства в учебной деятельности – это прежде всего является показателем интереса самого учителя к тому, что происходит на уроке; способность учителя ярко выразить своё отношение к изучаемому материалу; выражение радости успеха на уроке и вне его.

     Живой урок не может обойтись без творческого начала. Как показывает наш опыт, творческое начало присутствует в каждом компоненте процесса обучения и воспитания: способа представления учебного материала, в определении правильных методов работы, в использовании спонтанности на уроке. Наглядные средства обучения, как мы видим, вызывают эстетические переживания и этическое отношение.

     Артистичный учитель – это инициатор борьбы, он чётко должен знать чего он хочет добиться от учащихся, а затем, с помощью своих знаний, умений должен направить их на творчество. В.Ф.Моргун в своих исследованиях пишет, что искусство актёра в первую очередь должно быть социальным, затем жизненным, а в третью – театральным, это утверждение определенно чётко можно отнести и к  педагогической деятельности [2, 125].

     Формула педагогического творческого мастерства выглядит следующим образом:

·        нравственность;

·        профессионализм;

·        артистизм.

     С.Л.Соловейчик по этому поводу высказывает следующие мысли, что учитель не имеет права быть рядовым, он вынужден играть роль прекрасного человека. Эта однажды принята на себя роль, исполняется годами и постепенно становиться характером [3, 79].

     Игра учителя и выведение учащихся на игровой уровень – это положительный момент для их совместной деятельности. Выход на игровой уровень взаимодействия предполагает симпатию друг к другу, стремление к совершенству, так как игра – это столкновение сил и чувств.

     А. С. Макаренко по этому поводу писал: “Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который бы не умел играть… Есть какой – то природный ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность. Это не мёртвая игра, а настоящее отражение тех процессов, которые имеются в вашей душе” [4, 129].

     Профессиональный учитель должен быть актёром, создателем и постановщиком собственного урока, иметь способность к существованию и эффективному воздействию в условиях образовательного процесса, уметь ставить и решать сверхзадачу действия.

     Интеграция театральной педагогикой имеет особый взгляд с точки зрения вузовской педагогики. Она, как мы видим, является одним из значимых путей развития творческой личности. При этом используются эффективные формы деятельности, развивающие комплексные личностные качества, которые дают понять сущность воспитательного взаимодействия, создают условия для формирования важнейшей позиции студента – “Я – учитель”.

 

Литература:

1.     Булатова О.С. Педагогический артистизм / Ольга Сергеевна Булатова. – М.  Академия, 2001  - 282 с.

2.     Моргун В.Ф. Психология личности / Владимир Федорович Моргун. // Вопросы психологии. – 1988. – № 4 – С. 125.

3.     Соловейчик С.Л. Педагогика для всех / Симон Львович Соловейчик.  – М. Первое сентября, 2000 -  496 с.

4.     Макаренко А.С.  Педагогические сочинения: В 8 т. / Антон Семенович Макаренко – М. 1984. – Т. 4. Цель воспитания. – 399 с.