Филологические науки/ 2.Риторика и стилистика.

Ларионова О. И.

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет, Украина

Стилистика портретных описаний образа персонажа в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

 

Творческое наследие Ф.М. Достоевского по объему, глубине и широте содержания, многообразию и важности проблематики, художественному богатству и совершенству, идейно-эмоциональному воздействию на читателей является вершиной мировой литературной классики и находится в центре неослабного внимания как читателей, так и исследователей. Вокруг него вот уже более ста лет идет ожесточенная идеологическая борьба самых разных литературных школ и направлений. И это неудивительно, потому что само творчество писателя – поле битвы такого же множества идей и точек зрения.

Настоящая статья посвящена установлению стилистических особенностей образа персонажа в одном из самых значительных произведений Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Изучением особенностей языка и стиля Ф.М. Достоевского занимались такие ученые: М. М. Бахтин, Н.М. Чирков, Г. К. Щенников, Р.Г. Назиров и другие.

Актуальность работы заключается в том, что современной стилистической наукой в недостаточной степени изучены стилистические приемы воплощения образа персонажа в произведениях Ф. М. Достоевского, в науке еще не создана типология портретных описаний образов персонажа данного автора. Выявление и описание этих приемов необходимо лингвистике. Кроме того, актуальность данной работы обусловлена необходимостью изучения индивидуального стиля писателя; а также необходимостью создания и совершенствования методических рекомендаций по литературе, что будет способствовать более адекватному постижению семантики художественных произведений.

Научная новизна данной статьи заключается в том, что в работе впервые классифицируется типология портретных описаний образов персонажей данного произведения, вскрываются приемы воссоздания их внутренних состояний.

Цель–составить типологию портретных описаний на примере произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Художественное произведение многогранно. В повести или романе читатель находит изображение быта опреде­ленного времени, исторических событий, узнает о поли­тических и философских идеях, волновавших автора и его современников; в произведении ставятся морально-этические и психологические проблемы; литература име­ет большое познавательное и воспитательное значение. Философ, историк, психолог, педагог или лингвист могут использовать литературу как материал для историчес­кого, педагогического или лингвистического изучения. И все же литературное сочинение прежде всего произ­ведение искусства.

Литературный персонаж – обобщение и в то же время конкретная личность. Создать образ персонажа – значит не только наделить его чертами характера и сообщить ему определенный строй мыслей и чувств, но и заставить читателя увидеть его, услышать, заинтересоваться его судьбой окружающей его обстановкой.

Портрет персонажа – описание его наружности: лица, фигуры, одежды. С ним тесно связано изображение видимых свойств поведения: жестов, мимики, походки, манеры держаться.

Наглядное представление о персонаже читатель получает из описания его мыслей, чувств, поступков, из речевой характеристики, так что портретное описание может и отсутствовать. Главный интерес к человеку в литературе сосредоточен не на его внешнем облике, а на особенностях его внутреннего мира. Но в тех произведениях, где портрет присутствует, он становится одним из важных средств создания образа персонажа.

Подобно тому, как автор создает для своего героя такие жизненные положения, в которых его характер выразится наиболее ярко, так и, рисуя его внешность, он выбирает детали, которые дадут наиболее ясное представление о нем.

Каждый мастер художественного слова наряду с общими закономерностями построения портрета использует особые, в наибольшей мере отражающие его мироощущение, образное мышление, соответствующее идейно-эстетическому замыслу произведения.

Портретная живопись Ф.М. Достоевского не является в этом смысле исключением. С одной стороны, она, отражая определенное состояние развития поэтического языка, является продуктом своей эпохи. А с другой стороны – содержит яркие, запоминающиеся портреты действующих лиц, новаторство в создании которых состоит в том, что наряду с традиционными способами портретных характеристик писатель широко использует новые. У Достоевского индивидуально-неповторимое преобладает над социально-типическим. Подробное перечисление черт наружности уступает место кратким выразительным деталям, возникающим по ходу повествования:

«Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом» [5, 43].

С точки зрения структуры в романе Ф. М. Достоевского портретное описание образа персонажа может быть концентрированным и деконцентрированым.

Концентрированное портретное описание – это единая портретная номинация, не воспроизводимая и не дополняемая в ходе текстового развертывания. Концентрированный портрет может быть как очень кратким, так и подробным, как портрет Петра Петровича Лужина. Портрет Лужина подчеркивает и заостряет до гротеска отдельные характерные черты внешнего облика. Сатирический пафос автора делает рисунок исключительно метким и выразительным. Портрет может служить примером словесно-художественного шаржа. Автор старается подчеркнуть нелепость внешнего облика данного персонажа: бакенбарды в виде котлет, наряд только что от портного. В портрете поражает четкость рисунка, стремление художника к точности и обстоятельности в передаче черт лица и фигуры.

Деконцентрированный портрет, в отличие от концентрированного, это неоднократно воспроизводимое в ходе текстового развертывания портретное единство, образующее цепочку, звенья которой имеют различную степень удаленности друг от друга. Если концентрированный портрет представляет собой монокомпонентное единство, то деконцентрированный портрет – это многокомпонентное единство, каждое звено которого способствует созданию более полного и запоминающегося образа персонажа. Узнавание персонажа в деконцентрированном портрете основано на повторяемости в звеньях портретной цепочки ведущего признака, характерного для описываемого действующего лица и названного в первом звене портретной цепочки. Так, например, описание внешности Сони Мармеладовой представляет собой деконцентрированное портретное единство, состоящее из двух звеньев, в каждом из которых ведущим признаком является лексический повтор «голубые глаза».

Также, в романе Достоевского можно отметить случаи, когда портретное описание не следует сразу после ввода персонажа в действие. Писатель как бы выбирает для описания момент, наиболее удобный для его восприятия читателем. Характерный тому пример портрет Пульхерии Романовны Раскольниковой, ведь автор описывает ее далеко не при первой встрече читателя с ней. Ф. М. Достоевский словно ищет подходящий момент, и когда читатель уже просто сам себе рисует внешность этой героини, свыкается с мыслью, что она именно такая, какой он себе ее и представляет и на основании этого делает выводы для себя, автор вводит портретное описание Пульхерии Раскольниковой. А это заставляет читателей непроизвольно сравнивать авторское описание с портретом, сложившимся у них на основании собственных выводов.

Однако у Ф.М. Достоевского, кроме статического описания, используются портреты персонажей, которые представляют собой «динамическое описание» [4, 38]. Сущность «динамического описания» - одновременное протекание действий в ограниченном пространстве.

Динамическое описание передает не стабильные, свойственные конкретному лицу черты внешности, а изменяющееся выражение лица персонажа как результат душевной борьбы, как реакцию на действие окружающих. Динамическое описание служит средством создания острых, тонких психологических характеристик, которые помогают понять внутреннее состояние героя.

Хотя писатель не очень часто употребляет динамическое описание в портретах, однако роль их неоценима, так как, описывая, персонаж крупным планом, оно помогает глубже понять образ героя, через внешние черты понять внутренний мир изображаемого персонажа.

С точки зрения количества описываемых персонажей, анализируя данное произведение, мы можем выделить следующие виды портретов:

а) одиночный портрет, представляющий внешность одного персонажа;

б) сдвоенный портрет, в котором дается описание двух персонажей;

в) групповой портрет, передающий внешность трех или более персонажей;

В основу данной типологии портретных описаний положена классификация портретов образов персонажей, разработанная И.А. Быковой. Согласно этой классификации портретные описания персонажей в романе Ф.М. Достоевского подразделяются: по количеству описываемых персонажей (одиночный, сдвоенный, групповой) и по структуре (концентрированный и деконцентрированный).

На основе, проведенного анализа можно выделить такие основные функции портретных описаний:

1. Функция характеризации. Эта функция предполагает наличие в портретном описании слов, которые обладают оценочным значением. Слова с оценочным значением – это те слова, в которых заложена положительная или отрицательная характеристика персонажа, то есть слова, которые выявляют через внешние черты, его внутренние качества.

       Например: «Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая»[35, 42]. Слово «злые» имеет отрицательную оценку, как бы подготавливая читателя к тому, что старушка хитрая, жадная, несговорчивая.

       И наоборот, положительную оценку, симпатию вызывает портрет Пульхерии Раскольниковой: «Пульхерия Александровна была чувствительна, впрочем не до приторности, робка и уступчива, но до известной черты: она могла многое уступить, на многое могла согласиться…, но всегда была такая черта честности, правил и крайних убеждений, за которую никакие обстоятельства не могли заставить ее переступить» [35, 229].

       2. Текстообразующая функция. Основным средством реализации данной функции является портретная цепочка, которая, с одной стороны, представляет собой перечисление внешних свойств и черт персонажа, потенциально неограниченных, а с другой – построена на повторяемости отдельных моментов внешности, создающих портретное единство.

       Например: «Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом»[35, 43];

«Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке»[35, 111]. Второе звено портретной цепочки старухи соотносится с ее описанием-характеристикой, создавая более яркий образ «злой и старой вдовицы»[35, 44], подчеркивающее обыденность всей ее жизни.

       3. Психологическая функция. Эта функция занимает большое место в романе Достоевского «Преступление и наказание», она помогает выявить сущность духовного мира героя.

       Например: «…Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом…Увидав неожиданно полную комнату людей, она не то что сконфузилась, но совсем потерялась, оробела, как маленький ребенок, и даже сделала было движение уйти назад»[35, 259]. Из примера видна неуверенность Сони в себе, стыд из-за того, что она «девушка с желтым билетом»[35, 17], боязнь быть осужденной.

Функции портрета персонажа в романе Достоевского «Преступление и наказание» многообразны, и приведенный выше список не является исчерпывающим.

Подводя итоги, можно сказать, что Достоевский, как и многие другие мастера художественного слова, наряду с общими закономерностями построения портрета использует свои, которые в наибольшей мере соответствуют его мироощущению и отражают его образное мышление, а именно это и свидетельствует об индивидуальном стиле писателя.

Очень часто в портретах персонажей нет последовательной зарисовки наружности героя целиком. Есть отдельные выхваченные детали, которые выделяют наиболее запоминающееся и выразительное в изображении человека. Автор явно использует данные детали для того, чтобы передать неуловимое и индивидуальное.

Основными средствами, которыми писатель воздействует на читателей, являются: концентрированные и деконцентрированные портреты, статическое и динамическое описания. Данные средства заставляют читателей представить не только внешний облик персонажа, но и проникнуть в его внутренний мир.

Каждый портрет у Достоевского выполняет свою определенную функцию (психологическую, текстообразующую, характеризации).

 

Литература:

1.     Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Сов. Писатель, 1963. – 485с.

2.     Быкова И.А. Портрет в прозе А.П. Чехова. – Харьков, 1997.

3.     Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. Избранные труды. - М.: Наука, 1990.

4.     Гассиева В.З. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в оценке советского литературоведения. – Орджоникидзе, 1977.

5.     Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – Л.: Художественная литература. Ленингр. отд-ние, 1974. – 559с.

6.     Кирпотин В.Я. Достоевский-художник. Этюды и исследования. – М.: Сов. Писатель, 1972. – 319с.

7.     Чирков Н. М. О стиле Достоевского – М.: Наука, 1967.

8.     Щенников Г.К. Художественное мышление Ф.М. Достоевского. – Свердловск: Сред.-Урал. изд-во, 1978. – 175с.