Соискатель Васильева Т.Е.1, к.ф.н. проф. Панченко О.Г.2

1ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»,

Лесосибирский филиал, г. Лесосибирск, Россия

2АПКиППРО «Академия повышения квалификации и профессиональной  переподготовки работников образования», г. Москва, Россия

Роль общественной инициативы и музейной педагогики в сохранении культурного и природного наследия человечества

 З. Странский подчеркивал, что музей это особое научное и культурное учреждение, которое выбирает и собирает природные и общественные объекты, являющиеся подлинными ценностями, использующимися в научных и культурных целях. Тем самым в музее проявляется специфическое отношение человека к действительности [11].

Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями [8]. Основная цель музейной педагогики – приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Понятие «Музейная педагогика» впервые было сформулировано в конце XIX века в Германии (Э.А. Росмелер, А. Лихтварк, А. Рейхвейн). Е.Б. Медведева, изучая становление музейной педагогики в Германии и России, отмечает, что она первоначально трактовалось как направление музейной работы с учащимися [6].

С возрастанием социальной роли музеев в обществе в 60-е годы XX века музейная педагогика начала формироваться и как особая область знаний и исследований. Первые центры музейной педагогики появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге. Отечественное определение музейной педагогики родилось в 1989 году в НИИ культурологи, когда М.Ю. Юхневич предложил определять музейную педагогику как научную дисциплину, находящуюся на стыке музееведения, педагогики и педагогической психологии, которая занимается исследованием принципов, методов и форм реализации образовательной деятельности музеев, предметом которой являются образовательные аспекты музейной коммуникации [10].

Центральным в музейной педагогике является понятие музейной культуры, трактуемой как степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации. В широком смысле музейная культура – это ценностное отношение человека к действительности, уважение к истории человечества, умение оценивать в повседневной жизни предметы музейного значения. Большое значение на развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М.М. Бахтина, Б.С. Библера [2, 3]. В соответствии с этой теорией музей воспринимается как место осуществления культурно-исторического диалога, поиска новых форм общения с культурными ценностями. Музейная педагогика основана на погружении личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства, памятники природы, экзотические предметы и исторические реликвии. В музее человек приобщается к культурным ценностям (осматривая выставленные коллекции и получая информацию о них), учится понимать конкретные проявления всеобщего [7].

В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и индивидуальной жизни человека, она в своем аспекте решает вопрос – каким быть человеку в этом постоянно меняющемся мире. Педагогическая цель работы любого музея, сотрудничающего со школой, - это формирование эмоционально-личностного отношения ребёнка к ценностям культурного наследия в системе художественно-эстетического воспитания, что даёт ему постижение мира культуры посредством знакомства с подлинниками всего того, что определяет понятие Культуры. Новая образовательная ситуация, сложившаяся в России в начале XXI века, объективно меняет представление о задачах и принципах музейной деятельности. Концепции монологического воздействия на аудиторию уступают место концепции коммуникационного подхода [5].

В.Г. Ванслова отмечает, что музейная педагогика может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, помочь человеку стать творческой личностью, сформировать такую систему ценностей, при которой самым главным оказываются не материальные, а человеческие отношения. Она включает ребенка, человека в сферу культуры [4].

Из выше сказанного вытекает, что музейная педагогика определяется как междисциплинарная область научного знания, формирующаяся на пересечении педагогики, психологии, искусствоведения, музееведения, которая занимается исследованием задач, принципов, методов, форм реализации образовательной деятельности музеев и ориентирована на передачу культурного опыта в условиях музейной среды. Говоря об уникальности музея, еще раз подчеркнем, что опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры – то главное, чего не могут обеспечить другие институты цивилизации [12].

В.П. Астафьев писал: «Господи! Где наш предел? Где остановка? Укажи нам, окончательно заблудившимся, путь к иной жизни, к свету и разуму!.. И прости нас, Господи! Прости и помилуй. Может, мы еще успеем покаяться и что-то полезное и разумное сделать на этой земле, и научим разумно, не по-нашему, распоряжаться жизнью своей и волей наших детей и внуков. Прости нас на все времена, наблюдай нас и веди к солнцу, пока оно не погаснет…» [1].

Виктор Петрович родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края, прошел характерные для своего поколения этапы жизненного пути: рабфак, работа, война.

Более двухсот книг издано в нашей стране и за рубежом, по произведениям Астафьева сняты кинофильмы, поставлены спектакли. Его всегда отличали высокая гражданская позиция, честность и правдивость в отражении переломных моментов истории нашей страны.

В 1994 году учрежден Фонд В.П. Астафьева, который ежегодно проводит конкурс творческой молодежи края. Памятником В.П. Астафьеву стала библиотека в селе Овсянка Красноярского края, построенная по его инициативе и ставшая центром Всероссийских конференций «Литературные встречи в русской провинции».

Двадцать девятого ноября 2001 года перестало биться сердце Виктора Петровича Астафьева. Он был гордостью российской литературы, духовным светочем для многих поколений его земляков, камертоном, с которым сверяли свои дела и поступки. Виктор Петрович оставил потомкам неоценимое наследие – его произведения будут жить в веках, неся величавый, сотканный из ярчайших народных узоров великий русский язык.

На этих проникновенных строках, на богатейшем творческом наследии Астафьева будут воспитываться новые поколения его соотечественников, пронося память о писателе через третье тысячелетие.

Первого сентября 2002 года  в общеобразовательной школе № 46, поселка Подтесово Енисейского района Красноярского края, был открыт музей им. В.П. Астафьева. Это было связано с присвоением школе имени писателя.

Как и мечтал Виктор Петрович Астафьев, в музее соединяется просветительская и исследовательская деятельность. В музее проводятся лекции, семинары, круглые столы, встречи с педагогами из высшей школы (Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет»), писателями-сибиряками, художниками, представителей науки, для бесед и консультаций. Именно такую форму образования – самообразование под руководством опытных наставников, специалистов в той или иной области знания – особенно ценил Астафьев. Так же организуются литературные, музыкальные, художественные вечера, видео и слайд – просмотры, экскурсии по астафьевским местам в поселке Овсянка Красноярского края. И одновременно ведется углубленная научная работа по изучению наследия В.П. Астафьева.

Таким образом, участие музеев в образовательном процессе способствует художественно-эстетическому, нравственному, патриотическому воспитанию и поисково-исследовательской деятельности учащихся. Оно дает возможность школьникам изучить историю родного края, включая культурные наследия своих земляков. Кроме того, музеи позволяют разнообразить культурный досуг учащихся, способствуют знакомству ребят с интересными людьми [14].

Литература:

1.           Астафьев, В.П. Последний поклон [Текст] / В.П. Астафьев. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.

2.           Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин. – 4-е   изд. – М.: Сов. Россия, 1979. – 318 с.

3.           Библер, В.С. От наукоучения – к логике культуры: два философских введения в 21 век [Текст] / В.С. Библер. – М.: Политиздат, 1991. – 412 с.

4.           Ванслова, Е.Г. Музейная педагогика [Текст] / Е.Г. Ванслова // Воспитание школьников. – 2000. - № 5. – С. 27-42.

5.           Грусман, В.М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев [Текст]: дис. … канд. пед. наук / В.М. Грусман. – СПб., 2001. – 190 с.

6.           Медведева, Е.Б. Становление музейной педагогики в Германии и России [Текст]: дис. … канд. ист. наук / Е.Б. Медведева. – М., 1999. – 193 с.

7.           Новорусский, М.В. Музеи и их образовательное значение. В помощь семье и школе [Текст] / М.В. Новорусский; сост. Н.Н. Бахтин и [др.]. – М., 1911. – 38с.

8.           Панченко, О.Г. Живой музей – хранилище культурного и природного наследия (по материалам проекта «Школьный литературно-краеведческий музей как центр культурной жизни микрорайона») [Текст] / О.Г. Панченко. – М.: АПКиПРО, 2004. – 24 с. 

9.           Российская Педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т. 1. – С. 597-600с.

10.       Юхневич, М.Ю. Педагогические, учебные и детские музеи России [Текст] / М.Ю. Юхневич. – М.: Просвещение, 1991. – 165 с.

11.       Stransky, Z. Uvod do muzeologie / Z. Stransky. – Brno, 1972. – S. 30-48.