Исмаилов М.А.

Проф д.ю.н. ДГУ

 

 Обычное   право  народов Дагестана в трудах Ф.И.Леонтовича.

 

Что касается работы «Перевод с арабского о существующих в Бежидском округе адатов» (адатов Бежтинского округа), то она попала к И.Бентковскому. На Кавказ И. Бентковский попал, по-видимому, по тем же причинам, что и другие польские переселенцы, так или иначе связанные с участием в национально-освободительном движении.

Каждый джамаат имел собственный кодекс норм и правил общежития. Джамааты, объединявшиеся в политический союз, имели общий сведенный кодекс. Сведение статей не было механическим: в кодексах «вольных» обществ нашли отражение нормы, одинаковые для всех сёл по уголовным, имущественным и нравственным преступлениям, а также те, которые выражали интересы союза, т.е. не могли быть содержанием кодекса отдельного джамаата[i].

О постоянном развитии и изменении адатов свиде­тельствуют также дошедшие до нас своды норм адата отдельных джамаатов. Существует превратное мнение, будто эти норматив­ные тексты были созданы сразу и потом уже не менялись. Еще в 80-е годы XX в. В.Г.Гаджиев совершенно верно отметил, что «дошедшие до нас в записях сборники адатов состоят из разновременно возникших пла­стов ряда вставок и глосс, внесенных сознательно и бессознательно многочисленными копиистами и другими лицами, в руках которых находились данные памятники»[ii].

Таким образом, нормы обычного права до их всеобщего признания как адатов проходили долгое испытание жизнью и своеобразную школу. Лишь потом на сходах, собраниях людей. Они приобретали статус "адата", что четко зафиксировано в безупречной канонической фразе Гидатлинских адатов: «Сила и мощь принадлежит только Аллаху. Старейшины гидатлинского общества согласились ради торжества справедливости принять следующее»[iii].

Изложенное указывает на то, что, благодаря специфике своего возникновения и дальнейшего развития адат становился действенным и эффективным средством, регулирующим отношения между народами Дагестана.

Адатно-правовые системы по всему Дагестану были едины.   “В своих общих основаниях все эти адаты в настоящее время представляют много сходных черт, - отмечал Ф.И. Леонтович, - тем не менее, каждая община доселе строго держится своих домашних обычаев…”[iv]. Действительно, в отдельных местностях Дагестана наряду с общими адатами целого племени или общества существовали и “частные” адаты, имеющие свои особенности. Так, Ф.И. Леонтович пишет: «У кавказских горцев, установилось чрезвычайное разнообразие адатов: не только каждое племя, но и каждая община, аул, чуть ли не каждый дом и семья, имеют свои особые адаты, живут по своим “домашним обряда»[v].

  Ф. И. Леонтович не признает, что феодалы приспосабливали родовые адаты к своим интересам и вводили новые адаты. К такому выводу он пришел, изучив адаты Умма-хана Аварского и уцмия Рустам-хана Кайтагского, убедительно подтверждающие его утверждение. Вместе с тем мнение Ф.И. Леонтовича производно от общей ошибочной позиции – от отрицания им формирования феодальных отношений в Да­гестане.

По вопросу о социальном строе горцев и их образе жизни Ф. И. Леонтович  . «Но и между своими, — пишет он, — дозволяется воровство. Та­ков институт барамты, о котором говорится впервые в сбор­нике кайтагских адатов XVII в. (уцмия Рустем-хана)»[vi]. Эта точка зрения в своей основе не верна, поскольку, как мы уже упоминали, источниками обычного права народов Дагестана были: третейский суд; судебно-правовая практика феодальных правителей; договоры между селами и внутри сел; деятельность сельских джамаатов.

Ф.И. Леонтович отмечал, что адаты «...дают возмож­ности для ближайшего ознакомления с правовым бытом народов и для «сравнительного правоведения». По его сло­вам, в них сохранилось «немало институтов глубокой ста­рины»[vii].

 Большинство исследователей склонно полагать, что адатно-правовые нормы возникли путем маслиата. (араб. маслахат – «мировое добровольное соглашение между членами данного общества»), о чем свидетельствует А. К. Леонтович. Он пишет: «Главным органом образования адата кавказских горцев являлось третейство, мировой суд посредников»[viii]. Далее – мировое разбирательство дел, «происходящих от несогласия между членами общества», служило преобладающим источником адата. При этом адатно-правовая норма через маслиат могла воз­никнуть в любое время.   Если же посредники встречали затруднение в разбирательстве сложных дел и сами оказывались не в состоянии при­нять определенное решение, они обращались в соседние села или даже в другие владения к более авторитетным судьям.

Нами уже отмечалось, что почти в каждом сельском обществе, независимо от того, входило ли оно в их союз или в состав феодального владения, взаимоотношения его членов регулировались местними адатами.  Дагестану принадлежат древнейшие сборники местных адатов. 

«Из древнейших сборников дагестанских адатов, - указывал Ф.И. Леонтович, - нам известны в настоящее время четыре памятника: Сборник адатов аварского народа, составленный в XI в. (хиджры. – М.И.) Омар-ханом (Умма-ханом) Аварским; Сборник адатов Кайтаха XII в. Он составлен местным уцмием Рустам-ханом; Сборник Кайтагских адатов, XVI в. Он составлен Кайтагским уцмием Ахметом, сыном уцмия Гасан – Али;  Бежитские адаты».  Далее он отмечал: «Есть основание думать, что собственно «перевод» адатов Бежидского округа составлен в новое время (чуть ли не в 60-х годах), в виде извлечения из нескольких древних арабских сборников, бывших исстари в употреблении в отдельных «наибствах» округа и сведенных в нашем «переводе» в один общий сборник» [ix].

В русле сравнительного исследования можно сделать вы­вод, что земельные отношения в Дагестане и в целом на Кавказе в XIX в. были сродни славянскому общинному землепользованию. Ф.И. Леонтович неоднократно отмечал, что «простой сво­бодный народ пользуется по своему произволу землей, лесом в местах своего жительства не платя ни князьям, ни дворянам и никому никакой положительной подати»[x].

 



[i] См.: Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в ХVII-начале ХIХ вв. М., 1988. С.165.

[ii] См.: Гаджиев В.Г. Адаты народов Северного Кавказа. «Отдельный оттиск». – Махачкала, 1985. – С.12.

[iii] См.: Гидатлинские адаты… – С.12.

[iv] Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1883. Вып. 1.. С.24-25.

[v] Леонтович Ф.И. Указ. соч. С. 24.

[vi] Леонтович Ф.И. Указ. соч. С.76.

[vii]  Там же  С.36.

[viii]  Там же  С.36.

[ix]Там же     С.23, 42-48.  

[x] Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1883. Вып. 1.