Гуруев Д.К.

Асп.каф.истории

гос. и права ДГУ

 

Адаты    даргинцев  и  правовое регулирование  повседневной жизнедеятельности в Акуша-Дарго.

 

Как известно, сельская община имела большое хозяйственно-адмистративное значение, поскольку в ее распоряжении находились пастбища и леса, занимавшие в экономике Дагестана важнейшее место. Вследствие этого в течение столетий в общинах выработались правовые обычаи, регулирующие административно-хозяйственные отношения. Несмотря на многообразие, вызванное конкретными местными условиями, эти адаты, отразившие определенный уровень социально-экономического развития, и, следовательно, основанные на одинаковых правовых началах, весьма сходны между собой.

Относительно слабая зависимость сельских общин от центральной власти является одной из особенностей политического строя народов Дагестана. В силу этого в дагестанском обычном праве важное место, как по числу, так и по значимости принадлежит правовым обычаям, воплощающим многовековую борьбу общин за сохранение своей административной самостоятельности и самоуправления. Причем это в равной степени относится и к обычному праву феодальных объединений, так как общины и здесь были в значительной степени независимы от власти феодального владетеля[1].

В целях сохранения своей независимости, сельская община очень строго оберегала землю и имущество своих членов, не допуская их отчуждения на сторону. Собственник пахотной земли не имел права продавать ее члену другого дкамаата. В сел. Тидиб было установлено "Если кто либо продаст свой участок земли, то он будет облагаться каждый день штрафом в размере четырех рублей до тех пор, пока он не вернет проданное"[2]. Еще полнее и категоричнее был запрет в сел.Хотода "За тем, кто продал свое имущество, подарил или отчуждал каким-либо путем   в намерении переселиться в другой округ, две шали ежедневно вплоть до его возвращения к себе"[3]. Под угрозой наказания – штрафа количеством 8 овец, также запрещалось сдавать в аренду человеку из другого селения свое недвижимое имущество. Точно такие же адаты действовали и в сел.Гинта, Тлануб, Урада, Хучада и других.

Типичны они и для даргинских вольных общин.

Например: "Жители селения Къали согласились взыскивать штраф два быка с того, кто продал человеку из Цудахара свою пашню, даже размером одной стопы, безразлично на нашей территории или другом месте". Запрещалось продавать недвижимую

собственность: дом, мельницу и т.д. Жители обязывались разрушать проданное строение и мельницу[4].

Недвижимое имущество в качестве штрафа бралось только в том случае, когда у виновного не было других средств для уплаты.

Собственник не мог продать землю или другое недвижимое имущество человека из другого селения и в некоторых случаях своему односельцу, сдавать имущество в аренду, пользоваться им по собственному усмотрению без разрешения общинных властей и т.д.

Пахотная земля или другое недвижимое имущество находилось в собственности отдельных семей. Однако их право собственности ограничивалось джамаатом во всех случаях, когда это признавалось противоречащим интересам общества. В условиях замкнутости и обособленности сельских общин многие гражданско-правовые сделки между жителями рассматривались как ущемляющие интересы общества и объявлялись недозволенными. Так в случае свободной продажи земли богатый аул мог скупить земли у своих соседей, что вело к подрыву самостоятельности более слабых и малочисленных джамаатов. То же самое относится и к другим сделкам.

Как известно, понятие частной собственности включает в себя право пользования, владения и распоряжения. Из приведенных адатов можно установить, что собственник в сельских обществах Дагестана еще в значительной степени был ограничен как в праве распоряжения, так и в праве пользования собственностью.

Несомненно, что частная собственность была ведущей, господствующей формой собственности в нагорном Дагестане задолго до присоединения к России, но тем не менее она еще несла в себе пережитки общинного владения, обусловившее ряд особенностей ее правового положения.

Возникновение адатов, запрещавших свободное обращение со своей собственностью, было связано с тем, что в тот период резко усилился процесс имущественной дифференциации, приводившей к обезземеливанию большинства общинников. Этот процесс внутри общества все более углублялся, встречая противодействие, когда это вело к усилению отдельных общин за счет ослабления других. Местной общинной знати было выгодно скупить мюльки и другое недвижимое имущество у своих разорившихся односельчан, не допуская при этом какой-либо конкуренции со стороны покупателей из других аулов. Преимущества такого приобретения очевидны, так как цены в этом случае диктовались покупателем, а не продавцом, лишенным возможности обратиться к другим покупателям.

Наряду с сохранением общинной самостоятельности, адаты, запрещавшие отчуждение земли и недвижимого имущества членам другой общины, преследовали и интересы административной и духовной знати, обогащавшихся за счет обезземеливающихся общинников.

Адаты, в течение долгого времени ограничивавшие право распоряжения своей землей и другой недвижимой собственностью, в немалой степени тормозили развитие гражданского оборота, что в известной степени отразилось на социально-экономическом уровне нагорного Дагестана.

 



[1] См.: Юшков С.В. К вопросу об особенностях феодализма в Дагестане // Ученые записки Свердловского государственного педагогического института. Вып.1 (исторический). 1938. С.75.

[2] Рукоп.фонд, д.1658.

[3] Там же, д.1662.

[4] Там же, д.1679, с.132.