Гуруев Д.К.

Асп.каф. истории

 государства и права ДГУ

 

 

К вопросу о   развитии

обычного права и правовых институтов в Акуша-Дарго

 

Обычаи горцев, в том числе и правовые, рассматриваются в очень многих дореволюционных этнографических и исторических работах, посвященных Дагестану, описаниях и очерках офицеров, служивших на Кавказе, заметках путешественников и других материалах. Следует, однако, отметить, что в большинстве из них даются лишь самые общие сведения о горских адатах во многом повторяющиеся у различных авторов.

Исключением являются работы М.Ковалевского, Ф.Леонтовича, А.Комарова, Н.Семенова и некоторых других исследователей, изучавших юридическую систему горцев в плане ее исторического Развития.

Поэтому не ограничиваемся рассмотрением их научного вклада в изучение обычного права народов Дагестана.

Среди дореволюционных русских ученых, изучавших историю и этнографию Дагестана, особое место занимает выдающийся по широте и многогранности своих научных интересов, глубокий и талантливый исследователь Максим Максимович Ковалевский.

Интерес М.М.Ковалевского к этнографии горских народов Северного Кавказа был обусловлен ценностью кавказского историко-этнографического материала для характеристики ранних ступеней развития общества. Описанием им рода у различных горских кавказских народов имело в то время большое научное значение.  

В дореволюционный период, помимо целого ряда отдельных работ и статей, издавались материалы по обычному праву народов Дагестана. Они, в основном, включали нормы уголовного права и процесса. В "Сборнике сведений о кавказских горцах" помещены были сборники адатов 60-х годов XIX века пяти округов Кумыкского (VI вып.), Даргинского (VII вып.), Кюринского, Кайтаго-Табасаранского и Самурского (VIII вып.). Наиболее полным из них является сборник адатов даргинских обществ.

В 1899 г. была издана отдельная книга "Адаты Дагестанской области и Закатальского округа», в которую вошли сборники шести округов: Даргинского, Гунибского, Аварского, Кюринского Самурского и Кайтаго-Табасаранского.

Адаты даргинского и южно-дагестанских обществ, ранее изданные в выпусках "Сборника сведений о кавказских горцах" опубликованы в более полном виде. В них отражены и последующие изменения в обычном праве.

 Весьма ценным источником для разработки обычного права даргинцев являются "Материалы по обычному праву даргинцев", собранные большим знатоком права и этнографии Дагестана Баширом Далгат. Частично они были использованы профессором М.М.Ковалевским при написании капитального труда "Закон и обычай на Кавказе" 1890 г. Следует отметить также статью Башира Далгат "Обычное право и родовой строй народов Дагестана", материалы, собранные А.Алиевым, Адаты и обычаи даргинцев, записанные со слов жителей селений Усиша, Урахи, Цудахар".

Сложившиеся в XVII—XVIII вв. в Акуша-Дарго социально-экономические отношения нашли отражение в адатно-право-вых нормах союзов сельских обществ. Адаты ставят в привилегированное положение знать и административных лиц, которые имели «исключительное право на замещение должностей». Согласно адатам Акушинского общества, за убийство мантуша  алум  и штраф взыскивались в четыре раза больше, чем за убийство рядового члена общины,  в два раза больше . В Усишинском обществе «убийство своего кадия» в любом случае, а также убийство карта (шила халала), мангуша и тургака (хъулпула) при исполнении ими служебных обязанностей считалось «карой» (умышленным (убийством) . За нанесение раны административным лицам штраф брался в два раза больше.

О привилегии богатой верхушки и должностных лиц свидетельствуют и такие статьи адатного права верхнедаргинцев, где говорится: «Не допускаются претензии по одному подозрению ни по каким делам, кроме убийства, на старшин, кадиев, картов, мангушей, будунов и гаджиев». «Показание кадиябез присяги считается наравне с показанием двух свидетелей за присягою»[1] и т. д.

В ряде случаев адат даже позволял кадиям и другим административным лицам произвольно разбирать тяжбы и налагать взыскания на виновного. Так, по адатам Усишинского общества «за нанесение мужчине побоев, хотя-бы остались и знаки на теле, и раны», за которые по общему даргинскому адату, сне следует удовлетворение», а также за драку, взыскание с виновных делалось по усмотрению кадия и картов (старшин) . По усмотрению кадия и картов налагались штрафы также за нанесение побоев гаджию и тургаку[2]. Эти нормы адата «говорят не только об особом положении административных лиц, но и о том, что они могли быть использованы ими в своих личных интересах.

В непосредственной связи с усилением социального и имущественного неравенства, с процессом увеличения богатства феодализирующейся знати находились и статьи адатов по имущественным преступлениям, которые, будучи направлены на защиту частной собственности, выражали прежде всего интересы правящей богатой верхушки. Именно с таким положением мы сталкиваемся в адатах всех верхнедаргинских обществ.                                           

Адаты защищали имущество от воровства, грабежа, поджогов, порчи и т. д. Так, по адатам Акушинского общества за воровство было определено возвращение «уворованной» вещи хозяину и сверх того с вора «взыскивалось еще девять вещей одной цены с уворованною». Кроме того, если воровство совершалось со двора, за приход вора во двор, в пользу хозяина взыскивались три барана. Если воровство было доказанным, с вора брали еще штраф в пользу джамаата—7быков. По адатам Мекегинского общества, если «(уворованное» бывало найдено, оно возвращалось хозяину вдвое, а за воровство барана с воравзыскание делалось в десятикратном размере[3]. По адатам Усишинского и Цудахарского обществ хозяину воавращалось «(уворованное» у него в десятикратном размере. За поджог виновник должен был возместить убытки также, как и за воровство [4]. Даже за обрез хвоста лошади с виновного в пользу хозяина взыскивался один бык и один бык в пользу джамаата. За потрату, сверхудовлетворения хозяина, был определен ещ» штраф джамаату или же исполнителю как, например, в Усишииском обществе »[5].

В 60-90-х гг. XIX века работа по собиранию и публикации дагестанских адатов проводилась еще более широко и активно. Собирали адаты военные власти (в частности, начальники округов), русские ученые-правоведы и даже отдельные военврачи[6]. В 1868 г. А. В. Комаров опубликовал работу “Адаты и судопроизводство по ним”; В 1882-1883 гг. Ф. И. Леонтович издал в Одессе «Адаты кавказских горцев»; в 1899 г. в Тифлисе вышел в свет труд И.Я. Сандрыгайло «Адаты Дагестанской области и Закатальского округа».

Из составленных в Дагестане и изданных в 60-х годах XIX века в собрании рукописей сохранились сборники адатов Даргинского, Гунибского, Казикумухского, Андийского, Кайтаго-Табасаранского, Самурского округов и Кюринского ханства[7]. Есть сведения о существовании и других сборников дагестанских адатов, не вошедших в это собрание рукописей.

Для наглядности и убедительности изложения вопросов систематизации адатов обратимся к их сборнику по Даргинскому округу. Он был составлен в 1865 г. администрацией местного управления. Изложенная в сборнике классификация адатов характерна в целом и для других округов, обществ, наибств и аулов Дагестана. Безусловно, между некоторыми, особенно частными адатами, существовали определенные различия в процедуре рассмотрения спора, видах и размерах наказания, что вполне естественно. Однако по содержанию в них доминировала общность и схожесть.

Кодификация норм адатов осуществлялась в основном по следующему варианту. Сначала приводился перечень общих адатов по убийству и  увозу женщин,разврату, воровству, грабежу, потерям и находкам и т.д. Затем давалось описание адатов о порядке предъявления, разбора и удовлетворения претензий по всем делам. При этом значительное внимание уделялось сторонам разбирательства дел (истцу, ответчику) и лицам, рассматривающим споры и конфликты. Весьма детально указывались правила принесения присяги сторонами судебной тяжбы, их родственниками и свидетелями. Наконец, в сборнике достаточно подробно раскрывалось содержание различных видов частных адатов и механизм их реализации на практике в самых разнообразных вариациях.

В сборнике Даргинского округа содержатся следующие адаты:

1) общие для всего округа;

2) частные в каждом из семи обществ, входящих в состав округа;

3) устанавливаемые на некоторые случаи между жителями Даргинского округа и соседних с ним округов.

Жалобы, споры между жителями двух разных сел, принадлежавших к одному обществу, разбирались и решались по общим адатам.

Встречные жалобы жителей одного села, если в обществе, к которому оно принадлежало, существовали соответствующие жалобам частные адаты, рассматривались и решались по частным адатам, а из общих адатов применялись только те, которые в том обществе действовали без изменения.

Конфликты между жителями соседних округов рассматривались и устранялись по общим адатам. Однако в тех случаях, когда между округами, к которым принадлежали спорящие, был установлен особый адат, решение выносилось на его основе. На применение адатов в рассматриваемый период оказывало влияние русское право. В последнее время с появлением русской власти, - писал Б.К.Далгат, - отношения между супругами начали, видимо, изменяться к лучшему сравнительно с прежним временем,  так как власть мужа более или менее начинает слабеть, и права мужа над женой ограничиваются, потому что в прежнее время, по рассказам и даже по устарелым адатам, муж мог делать с женой что угодно, как с рабыней, а теперь, когда начальство стало судить иногда дела супругов и оставлять в стороне некоторые адаты горцев, то власть мужа стала слабеть[8].

Эти и другие наметившиеся перемены вызывали необходимость сбора адатов в целях их изучения и внесения в них корректив, соответствующих изменившимся отношениям, чем и занялась русская администрация. Ее интересовало то, как разбираются дела в горских судах. Для проведения данной работы была составлена, как отмечалось, програм­ма сбора адатов. При этом предусматривалось перевести на русский язык собранные адаты и используемые горцами нормы шариата. К сбору адатов, их переводу и комментированию реше­но было привлечь представителей зарождающейся горской интеллигенции, хорошо знающих арабский язык[9].

Программа предусматривала сбор информации, отражающей:

1. Разделения каждого общества или племени отдельно на сословия, включая и крепостной класс людей.

2. Права и обязанности каждого сословия по отношению к другому, включая и духо­венство.

3. Дела и преступления, которые в каждом обществе должны быть рассматриваемы адатом.

4. Общие обряды суда по обычаям или адату.

5. Права и обязанности каждого сословия.

6. Наследственное право всех сословий.

7. Раздел имений.

8. Обряд духовных завещаний и исполнение по ним.

9. Права и взаимоотношения родителей и их детей.

10. Взаимоотношения между мужем и женой.

11. Меры наказания: за неповиновение князьям и узденям; за преступления всякого рода[10].

На первый взгляд программа охватывает широкий круг вопросов. Реально же она была недостаточно полной и кон­кретной. Правда, впоследствии программа была дополнена указаниями на сбор сведений: о величине калыма; о размерах штрафов, налагаемых за прелюбодеяние, нанесение увечий, насилие, воровство и иные преступления; о зависимых крестьянах, о князьях и других сословиях. При значительном внимании к положениям адатов, характеризующим сословно-классовое деление населения, в про­грамме все же были обойдены вопросы о дифференциации лично сво­бодных узденей, о структуре джамаатов,  роли в них старшин и т. п.

 



[1] Адаты и обычая даргинцев. Рук. фонд Института ИИАЭ ДНЦ РАН

[2] Магомедов P. M.. Общественно-экономический и политический Сой Дагестана в XVIII—начале XIX веков. Махачкала, 1957, С. 134

[3] Памятники обычного права Дагестана XVII—XIX вв. Архивные материалы. Составитель Х.-М. Хашаев. Изд-во «Наука». М., 1965, С. 12

[4] В связи с этим большой интерес представляет своеобразный порядок взимания долга — ишкиль, который у даргинцев известен под названием «хеш».

[5] Памятники обычного права Дагестана XVII—XIX вв. Архивные материалы. Составитель Х.-М. Хашаев. Изд-во «Наука». М., 1965, С. 15

[6] Так, А. Цветов ходил по аулам Кюринского округа, записывал адаты, собирал материалы о местных тухумах. Большую ценность здесь представляют ,  впервые зафиксированные им   лезгинском, агульском, табасаранском и русском языках  местные названия степени родства   (Прим. наше. – Д.Г.).

[7] См.: Рустамов С. Адаты и правосудие. Махачкала, 2000. С.113.

[8] Далгат Б.К. Материалы по обычному праву даргинцев. Рук. фонд ДНЦ РАН , ф.5, оп. , д. 40.

[9] Этими представителями были Хан-Гирей, подполк. Магомед-Гирей Педисов, ген.-майор Азамат-Гирей, майор Кази-Гирей и князь Магомат-Гирей Лоов, кн. Хасай Уцмиев, штабс-кап. Давлет-Мирза Шихалиев, кап. Касим Курумов и кадии Юсуф Кличев и Магомед Казиев.

[10] См.: Гаджиев В.Г. Адаты народов Северного Кавказа. «Отдельный оттиск». Махачкала, 1985. С. 12, 15.