Аспирант, Аманжолова  С.К.

Таразкий педагогический институт, г.Тараз

ВИДЫ ОСНОВНЫХ ДЕЛЕНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Права человека являются универсальными моральными правами фундаментального характера, которые принадлежат каждому лицу в его взаимоотношениях с государством. Концепция прав человека зиждется на трёх положениях:

• первое - каждая власть ограничена;

• второе - в каждый человек располагает своим автономным миром, вмешиваться в который не может никакая власть;

• третье - каждый человек, защищая свои права, может предъявлять претензии к государству.

Права человека относятся к категории моральных прав. Однако они отличаются от других моральных прав целым рядом отличительных признаков. Моральное право может принадлежать индивидууму благодаря его достижениям или социальному статусу. Права человека, напротив,  универсальны; они принадлежат всем людям во всех ситуациях, и, невзирая на их социальное положение. Если некоторые моральные права приобретаются человеком, права человека присущи ему как таковому, каждое лицо нарождается на свет уже наделенное такими правами. Права человека неотчуждаемы, что означает, что человека нельзя лишить таких прав, и что человек не может добровольно отказаться от них, в то время как от других моральных прав человек может в добровольном порядке отказаться частично или полностью, временно или навсегда.

И, наконец, если при предъявлении претензий по поводу нарушения каких-либо других моральных прав человек должен представлять доказательства обладания такими правами, в отношении прав человека таких доказательств не требуется: они принадлежат лицу по праву рождения человеком. Более того, права человека сами по себе являются достаточным основанием для предъявления базирующихся на них претензий. Способность предъявления претензий является наиважнейшим аспектом прав человека.

Человек без прав может просить, обращаться с петицией, или умолять тех, от кого зависит его жизнь. Просьба, обращение с петициями, мольба есть результат неравенства положения, которое поощряет порабощение.

Предъявление претензий, напротив, подразумевает определенное базовое соответствие человека в той или иной ситуации, несмотря на фактические, и зачастую желательные различия в социальном положении и иерархии властей. Оно также подразумевает свободу. Раб или слуга умоляет, свободный индивидуум требует. Требование есть важный ингредиент человеческого достоинства. Защита достоинства, в свою очередь, является одной из основных функций защиты прав человека. Другие функции последней напрямую связаны с достоинством и свободой. В отличие от других моральных или юридических прав, права человека предъявляются государству. Человек находится в неравном положении по отношению к государству. Государство может навязывать свою волю людям и использовать применительно к ним силу принуждения при навязывании своих решений. Фигурально выражаясь, государство размахивает над головами людей мечом. На практике меч находится в руках отдельных государственных должностных лиц, которые не свободны от всех человеческих слабостей, страстей, интересов. Они могут злоупотреблять своей «мечесильной» властью. Таким образом, людям нужен щит для обороны от неправедного использования меча. Права человека и образуют такой щит, который обеспечивает граждан чувством безопасности в их противостоянии с государством.(2) В зависимости от характера отражения правовой действительности правосознание разделяется на:

1.Правовую- идеологию;

      2.правовую-психологию.
  - Правовая идеология, будучи главной, профилирующей частью правосознания, представляет собой совокупность идей, творений, взглядов, представлений, принципов, которые в общем, концентрированном виде отражают и оценивают правовую действительность. Это, в первую очередь, теоретико-философское, а также и обыденно-бытовое осмысление права как целостного инструмента регулирования важнейших сфер общественных отношений, его необходимости и социальной роли, путей дальнейшего развития. Она включает в себя такие концептуально оформленные идеи и теории, как обеспечение и защита собственности, прав и свобод личности, народовластие, господство закона в государстве, независимость правосудия, защита природы и рациональное использование ее богатств, борьба с преступностью, развитие и укрепление сотрудничества между государствами и народами.
     Сегодня в нашей стране неизмеримо возрастает потребность в создании обновленной государственно-правовой идеологии, отрицающей диктат, правовой нигилизм и оправдание произвола, исповедующей идеи правового государства, законности и цивилизованного гражданского общества.  -Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности. Это стихийная психологическая реакция личности, социального коллектива на юридические установления и их действие, качество и уровень правотворчества, борьбы с правонарушениями, действенность работы судов и иных правоприменительных органов. Возмущение или, наоборот, равнодушие относительно конкретных актов неправомерного поведения, огорчение по поводу неспособности правоохранительных органов переломить криминогенную обстановку в стране, радость, чувство гордости в связи с принятием нужного закона формируют область правовой психологии.
     Эффективность законодательства, всей правоприменительной практики во многом зависит от психологического настроя общества, человеческих чувств и оценок. По субъективному составу правосознание можно классифицировать на:

o        общественное;

o        коллективное;

o        групповое;

o  индивидуальное.

  -Общественное правосознание - это сумма накопленных на протяжении веков человеческой цивилизацией оценок, знаний, представлений о праве, сумма достижений юридической мысли и культуры. Создаваясь и развиваясь через правосознание отдельных индивидов, оно неизмеримо полнее и глубже, чем представления каждого конкретного человека о праве.

     Коллективное правосознание отражает представления отдельных достаточно широких по составу социальных слоев населения, выделяемых по различным основаниям (классы, сословия, нации, религиозные конфессии, население того или иного региона, пенсионеры, молодежь, военнослужащие и т.д.). Оно, базируясь на основных идеях общественного правосознания, вместе с тем содержит ряд особенностей, отражающих специфические интересы соответствующих слоев, которые обеспечиваются или должны обеспечиваться в законодательстве соответствующего государства. Групповое правосознание выражает интересы и потребности того или иного социального коллектива, профессионального сообщества (воины-афганцы, лица, пострадавшие от Чернобыльской аварии, шахтерские коллективы, вынужденные переселенцы и др.). Оно, отражая в принципе общественное правосознание, имеет свои особенности и в ряде случаев противопоставляется правовым идеям иных коллективов и групп (например шахтеры и работники энергетического блока). Индивидуальное правосознание - совокупность правовых взглядов и чувств каждого конкретного индивида. Будучи в принципе неспособным полно и глубоко охватить весь комплекс правовых явлений в обществе, оно отражает лишь некоторые наиболее существенные его черты. При этом, в силу разных способностей индивида, форм участия его в общественной жизни, несовпадающих условий жизни, труда, быта, различия в уровне правосознания отдельных личностей бывают довольно значительны. У одних оно может быть глубоким, максимально приближенным к общественному, у других - ограниченным, отстающим от общего уровня общественных, правовых взглядов. Такие различия всегда следует иметь в виду при организации правового воспитания, пропаганде законодательства. В зависимости от глубины и всесторонности познания закона и иных правовых явлений правосознание делится на:

    -Обыденное правосознание - массовые представления людей, их оценки, эмоции по поводу права и законности, стереотипы поведения. Они порождаются повседневными условиями жизни людей, их практическим опытом, носят эмпирический характер и сводятся, в первую очередь, к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, определяемым каждодневными нуждами людей.   -Профессиональное правосознание - взгляды, традиции, убеждения, складывающиеся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы (судьи, прокурорские работники, адвокаты, юрисконсульты, депутаты представительных органов и т.д.). От него во многом зависят выработка осознанных правовых установок и ценностных ориентаций в юриспруденции и их использование в периодической практике, реализация достижений теоретической мысли, принципов и ценностей права.     Профессиональное правосознание формируется, с одной стороны, на основе юридической практики, но, с другой стороны, от него зависит демократический, подлинно гуманистический потенциал и по-настоящему профессиональный уровень такой практики.  -Научное (теоретическое) правосознание - теории, концепции, взгляды, выражающие в концентрированном виде - в монографических работах, научных статьях и комментариях законов и юридической практики, лекциях и беседах ученых-юристов, преподавателей юридических дисциплин и других источниках - глубокое и всестороннее теоретическое осмысление права. Оно имеет первостепенное значение в определении перспектив развития законодательства, основных направлений совершенствования конституционно-правовой политики, проведения судебной, экономической, пенсионной, налоговой и других правовых реформ.(3)

         Правосознание, таким образом, отражает правовую действительность в форме юридических знаний и умений ими пользоваться, оценочных отношений к праву и к практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях.(1)

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Интернет w.w. Мы мире права, аграрный колледж. @.ru     

2. Интернет w.w.ВВЕДЕНИЕ В КОНЦЕПЦИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. Виктор Осятыньский @.ru 

3. «Юридическая психология»  учебник для вузов. М.И.Еникеев. «Норма-Инфра» 1999г