Ливча О. А., Полякова С. С.

Восточно-Казахстанский государственный технический университет

 им. Д. Серикбаева, Казахстан

Восточно-Казахстанский государственный университет

им. С. Аманжолова, Казахстан

 ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕС-АЭРОБИКОЙ

Важнейший фактор, определяющий жизнь нового тысячелетия, - борьба за здоровье в условиях все ухудшающейся экологии, постоянного стресса, гиподинамии. Высокий уровень интеллектуальных и психоэмоциональных нагрузок и гипокинезии приводит к быстрому утомлению, снижению работоспособности, повышению заболеваемости и как следствие – снижение интереса  к учебному труду и профессиональному росту. Панацеей от всех болезней в двадцать первом веке становится здоровый образ жизни, который немыслим без активных занятий физическими упражнениями. В настоящее время у женщин, которые следят за своим здоровьем, лидирующую позицию по популярности занимает фитнес-аэробика. Одна из главных причин такой популярности заключается в большом разнообразии ее видов: классическая, степ, аква, тай-бо, памп, слайд, пилатес, йога, powerstrike, flexble strength training и многие другие – всего более 40 видов, которые постоянно развиваются и совершенствуются. Однако такое разнообразие аэробики создает определенные методические проблемы в дозировании физической нагрузки, так как вышеперечисленные виды существенно отличаются друг от друга по многим показателям, и, прежде всего, по величине тренировочного воздействия, которое они оказывают на организм занимающихся. Оздоровительные программы фитнес-аэробики привлекают своей доступностью, эмоциональностью, возможностью улучшить фигуру, осанку, развить физические качества. Однако  сложность объективного определения индивидуальной величины нагрузки сдерживает широкое применение этого средства физического воспитания. Чаще тренировки строятся с учетом самочувствия занимающихся и интуиции преподавателя, которому бывает трудно визуально проследить динамику физического состояния и вовремя дать соответствующие рекомендации, оценить эффективность и оздоровительную ценность предложенной методики. Поэтому многие из приступивших к занятиям фитнес-аэробикой превышают допустимый уровень нагрузки. Это приводит к перетренировке, травмам, потере мотивации. В связи с этим является важным вопрос оптимизации физической нагрузки в процессе занятий фитнес-аэробикой.

         В педагогическом эксперименте приняли участие 20 женщин (студенты и преподаватели ВКГТУ им. Д. Серикбаева) в возрасте 20-35 лет, имеющих средний уровень физической подготовленности и занимающихся регулярно фитнес аэробикой в течение 2008-2009 учебного года. Разработка программ включала подбор средств различных видов физической активности, составление целенаправленных комплексов упражнений, определение параметров нагрузки. Суть эксперимента заключалась в том, что последовательно в течение трех недель проводили по три занятия в одном недельном цикле (понедельник, среда, пятница) в одно и то же время (17-18 ч). Общая продолжительность каждого – 60 минут, включая разминку. Женщины выполняли комплексы упражнений средней сложности: на первой неделе – классической аэробики, на второй – степ-аэробики, на третьей – powerstrike. В каждом недельном цикле темп музыкального сопровождения от занятия к занятию постепенно повышался: на первом занятии – 126-130 акц/мин, на втором – 131-135 акц/мин, на третьем – 136-140 акц/мин. В течение каждых пяти минут во время всего занятия у испытуемых фиксировали ЧСС. Затем определяли минимальную, максимальную и среднюю ЧСС. Получены результаты, характеризующие динамику основных статистических показателей ЧСС женщин в зависимости от темпа выполнения различных видов оздоровительной аэробики. Они свидетельствуют, что средняя величина ЧСС при выполнении комплекса упражнений классической аэробики, гармонично сочетающего в себе физическую нагрузку на различные части тела, в течение всего занятия у испытуемых была самой высокой при среднем темпе музыки (131-135 акц/мин) и составила 138 уд/мин. С дальнейшим повышением темпа музыкального сопровождения этот показатель уменьшился и стал практически равным самому низкому темпу музыки (126-130 акц/мин). Почти такая же динамика свойственна средней максимальной и средней минимальной величинам ЧСС у занимающихся.

        При выполнении женщинами комплекса упражнений степ-аэробики, которая считается наиболее физически трудной, с преимущественной нагрузкой на нижнюю часть тела, в течение 60 минут занятий средняя величина ЧСС при различном темпе выполнения упражнений была значительно выше, чем на занятиях классической аэробикой. Причем самый высокий показатель средней ЧСС (145 уд/мин) зафиксирован при минимальном темпе музыки (131-135 акц/мин). С дальнейшим повышением темпа музыкального сопровождения до 136-140 акц/мин ЧСС уменьшилась в среднем на 15 уд/мин. Такая же ситуация сложилась и со средней и максимальной величиной ЧСС. То есть установленная зависимость ЧСС от темпа музыки имеет практически отрицательную линейную характеристику. А это свидетельствует о большой вариативности реакций сердечно-сосудистой системы на возрастающие физические нагрузки при занятиях степ-аэробикой.

Аналогичная картина наблюдалась и при выполнении комплекса упражнений powerstrike, который в равной степени воздействует на верхний и нижний пояс тела. Однако средние показатели ЧСС во время занятий powerstrike при различном темпе музыкального сопровождения были существенно ниже, чем те, которые зафиксированы при исследовании не только степ-аэробики, но и классического ее исполнения. Средняя величина ЧСС у женщин в течение всего занятия была самой высокой при минимальном темпе музыки (126-130 акц/мин). С дальнейшим повышением темпа музыкального сопровождения этот показатель хотя и незначительно, но уменьшался, при этом средняя минимальная и максимальная ЧСС наибольших своих значений достигла во время выполнения в среднем темпе (131-135 акц/мин).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Выявленная зависимость ЧСС от темпа музыкального сопровождения на занятиях классической аэробикой позволяет утверждать, что для молодых женщин среднего уровня функциональной подготовленности оптимальной физической нагрузкой оздоровительной направленности обладают комплексы упражнений средней сложности, выполняемые с интенсивностью, соответствующей темпу музыки – 131-135 акц/мин.

2. Для молодых женщин среднего уровня функциональной подготовленности при занятиях степ-аэробикой и powerstrike наиболее оптимально их музыкальное сопровождение в темпе 126-130 акц/мин. Дальнейшее повышение темпа музыки приводит к снижению исследуемого показателя. Причина такого снижения заключается, прежде всего, в уменьшении амплитуды выполнения упражнений за счет повышения их темпа, а, следовательно, и физической нагрузки занимающихся. То есть амплитуда выполнения упражнений в степ-аэробике для данной категории лиц в большей мере влияет на величину физической нагрузки, чем их темп.

        Предлагаемый подход к оптимизации физической нагрузки в процессе занятий фитнес-аэробикой может быть использован в работе с различным контингентом, независимо от его возраста, пола и уровня функциональной подготовленности и будет являться эффективным средством повышения общей физической подготовленности и работоспособности, развития физических качеств. А также будет стимулировать появление у студенток интереса к своему здоровью и физическому состоянию, способствовать формированию потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями. Очевидно, что появление современных и усовершенствованных фитнес-программ – естественный процесс, который необходим для дальнейшего прогресса в сфере физической культуры и отечественной системы физического воспитания.