Ухов А.С.

Восточноукраинский национальный университет имени В. Даля (г. Луганск)

Христианство как единотеизм (к вопросу о религиоведческой терминологии)

 

В современной религиоведческой литературе закрепилось мнение, что христианство относится к монотеистическим типам религий. Читаем у И.Н. Яблокова: «В ходе умственного развития в головах людей из многих более или менее ограниченных и ограничивающих друг друга богов возникло представление о едином и единственном Боге монотеистических религий. Монотеистическими являются иудаизм, христианство, ислам, сикхизм»[1. С. 110].

Такое же понимания христианства мы находим в онлайн энциклопедиях, таких как «Кругосвет» и «Википедия», что не удивительно, так как они черпают информацию о религиях из той же самой научной религиоведческой литературы. Вот как определяет «монотеизм» Википедия: «монотеи́зм (букв. «единобожие» — от греч. μόνος, «один» и греч. θεός, «бог») — религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму). Обычно монотеизм также противопоставляется пантеизму. В монотеизме Бог обычно персонифицируется, то есть является определённой «личностью». К монотеистическим религиям относятся, в числе других, иудаизм, ислам и христианство (при условии, что тройственность Бога не ставит под вопрос его единство)».

Можно было бы согласиться с тем, что христиане так же, как иудеи и мусульмане являются монотеистами, если бы не особое понимание Бога в самом христианстве. Религиоведческая наука не должна игнорировать тот факт, что в христианстве Бог принципиально Един в смысле единства, а не единственности. Поэтому термин «монотеизм», указывающий лишь на единственность Бога, не может адекватно отражать сущность христианской веры. В православном Символе веры мы читаем: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя…И во единаго Господа Иисуса Христа…И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго…». Христиане верят в откровение о Боге-Троице (в Святую Троицу) и единственность Бога для них не предмет веры, а, скорее, само собой разумеющийся факт, вытекающий из здравого понимания того, что богов не может быть больше, чем один. Таким образом, монотеизм христианства, таким, каким он предлагается религиоведением, растворен в тринитарном догмате и имеет по отношению к нему второстепенное значение. Известно, что аргументы от монотеизма христианство выдвигало в лице апологетов ранней церкви, когда возникла потребность противопоставления себя языческим верованиям (политеизму и пантеизму). Однако такая полемика с многобожием не сможет нам точно указать во что (в какого Бога) верят христиане. Более или менее четкую кристализацию предмета своей веры христиане приобрели благодаря полемике с тринитарными и христологическими ересями внутри самой церкви. Еще раньше апостолы шли с проповедью не единственного Бога, в отличие от мусульман, а – Единого. Исповедуя Христа, первые, а также современные, более или менее сознательные христиане, исповедуют Троичность, а не чистую монаду Божества. Этот факт не должна упускать религиоведческая наука, дабы не втиснуть христианство в прокрустово ложе вульгарного монотеизма.

По-другому обстоит дело в исламе и иудаизме. В этих религиях Бог понимается как чистая личностная монада. Единство Божества для них то же самое, что и единственность. Исходя из этого, термин «монотеизм» вполне исчерпывающе описывает сущность предмета веры в данных религиях. В молитве «Шма», провозглашающей суть иудаизма — единство Всевышнего и нерасторжимость союза еврейского народа с Творцом, мы читаем: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь — один!». Один, потому, что нет других, и очевидность чистого монотеизма не подлежит сомнению. Читаем так же исламскую шахаду: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк Его». Данное свидетельство веры мусульманина призвано подчеркнуть единственность Бога, что делает очевидным рафинированность исламского монотеизма.

Учитывая выше сказанное, нами предлагается выделить христианство из общего числа монотеистических религий, так как термин «монотеизм» существенно сужает и, даже, искажает содержание христианской веры в Бога-Троицу. Влияние такой религиоведческой классификации религий очевидно в наше время и отражено в современном христианском мировоззрении: «Христиане, несмотря на то, что все они исповедуют ортодоксальную веру в Троицу, в своем религиозном опыте по существу остаются настоящими «монотеистами». Можно даже смело сказать, что если бы учение о Троице было отвергнуто как ложное, подавляющая часть религиозной литературы была бы сохранена почти в неизменном виде»[2, С. 4].

Особый образ богопочитания и богопонимания в христианстве требует и особого термина, выражающего его. Более адекватно сущность христианства, на наш взгляд, может быть выражена в понятии «единотеизм». «Единотеизм» – это не «единобожие», так как данный термин уже закрепил за собой смысл веры в одного, а не в Единого Бога. Как мы уже указали, «единотеизм»– это не «монотеизм», так как «моно» означает одного Бога и не адекватно пониманию единства Божества. В том случае, если мы все же хотим определить христианство как единобожие, то обязаны будем наполнить данный термин соответствующим смыслом, а именно смыслом, который вкладывается в понятие «единотеизм». Но, в таком случае, иудаизм и ислам уже не смогут описываться русским понятием «единобожие», а – только греческим термином «монотеизм», который дословно переводится как «однобожие».

Что касается греческого или латинского аналогов понятия «единотеизм», то очевидно, что они должны содержать в себе первую часть понятия «единосущного», взятого из греческого или латинского вариантов Символа веры (homoousion или consubstantialitas).

 

 

Литература.

1.     Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. – М.: Гардарики, 2000. – 536 с.

2.     Rahner K. Theological Investigations. London, 1966. 4:79