Полева И. А.

доцент Карагандинского  государственного  университета им. Е.А.Букетова

                                                  Полева Д.О.

                                  студентка 3 курса юридического факультета

 

Понятие, принципы и основные направления деятельности

светского государства

 

         В статье 1 Конституции Республики Казахстан закрепляется, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством. Изучив законодательство и практику государственно-конфессиональных взаимоотношений, можно прийти к выводу, что наиболее удачной формой закрепления в законодательстве светского характера государства является следующая формулировка “название государства - утверждает себя светским”. Этот вопрос имеет принципиально важное значение, поскольку неудачный вариант может дать возможность отхода от светских принципов государства.

Если говорить о задачах светского государства, то можно воспользоваться высказыванием Джона Локка: “Задача государства – обеспечить свободу каждого следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон”.

При изучении вопросов формирования светского государства в Республике Казахстан и других государствах мы сталкиваемся со многими неисследованными или малоизученными вопросами. Одним из них является вопрос о направлениях деятельности светского государства в области религии или атеизма.

Существуют направления деятельности, присущие всем государствам, например, идеологическая, экономическая и так далее. Также верно и то, что у различных государств основные направления деятельности во взаимоотношениях с религиозными объединениями, верующими отличаются друг от друга. Например, в религиозных государствах обеспечение деятельности, в том числе и финансовой, религиозных объединений, исповедующих государственную религию, является одним из основных направлений деятельности такого государства. Поскольку защита государственной религии и религиозных объединений, исповедующих ее, от различных посягательств является необходимым для защиты основ существующего в религиозных государствах строя, религиозному государству присуща контрольная функция.

Основные направления деятельности светского государства в области религии или атеизма находятся во взаимосвязи с принципами взаимоотношений государственных органов и религиозных объединений, верующих.

Если говорить об основных принципах светского государства, то среди них, в первую очередь, необходимо назвать принцип защиты прав и свобод человека и гражданина, независимо от его отношения к религии или убеждениям. Именно нейтралитет государства в отношении религии или убеждений позволяет признать высшей ценностью человека, его жизнь, права и свободы. Анализируя положение религиозных меньшинств в религиозных государствах и государствах с атеистической идеологией, можно сделать вывод, что даже при наличии нормы закона, гласящей о защите прав и свобод человека и гражданина, в таких государствах на первом месте стоит защита интересов  какой-либо группы.

Другим основным принципом является равноправие граждан, независимо от их отношения к религии или убеждениям. В светском государстве не должно быть ущемления прав и свобод одного индивида и привилегированного положения другого на базе их отношения к религии или убеждениям. Важным принципом взаимоотношений государственных органов и религиозных объединений является равноправие последних. Поскольку светское государство придерживается нейтралитета в отношении религии и убеждений, оно должно предоставлять религиозным объединениям равные возможности и условия для их деятельности.

Основным принципом взаимоотношений государственных органов и религиозных объединений является также невмешательство в деятельность друг друга. Конечно, это не означает, что они не взаимодействуют вообще. Взаимодействие государственных органов и религиозных объединений касается ограниченного круга вопросов, исключающих давления друг на друга.

Основными целями светского государства можно назвать достижение блага всеми гражданами, независимо от их отношения к религии и иным убеждениям, преодоление противоречий между различными группами населения, исповедующими различные убеждения, сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов на почве религии.

 Проанализировав положения религиозных объединений в различных государствах мира, можно прийти к выводу, что, по сути, ни одно из них не может называться светским государством, поскольку в некоторых государствах религия играет большую роль в политической жизни страны, например, в США, в других государство вмешивается в деятельность религиозных объединений более, чем это требуется для сохранения мира и безопасности.

Возможно, что светское государство является идеальным типом государства, реализовать которое на практике никогда не будет возможным, как и правовое государство. Однако стремиться к этому идеалу необходимо, поскольку это будет способствовать, во-первых, построению правового государства и, во-вторых, наиболее полному достижению взаимопонимания между различными группами населения.

Литература

1        Конституция Республики Казахстан //Комментарий. Под ред. Сапаргалиева Г.С. − Алматы, 1998. − 432 с.

2.Самуэл П. Хантингтон. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка. − М., 2000. − 227 с.