УДК 338.246

К вопросу применения генных технологий при рассмотрении уголовных дел по факту подмены и продажи

А.А. Байузакова, Д.А.Байузаков, РК, г. Тараз

В последние годы в Республике Казахстан в связи с изменением политической, социально-экономической и криминогенной ситуации отмечается значительный рост числа тяжких преступлений, в том числе против жизни, здо­ровья и достоинства граждан. Увеличилось число заказных и циничных убийств, половых преступлений.

Специфика криминалистики как прикладной науки в отличие от наук фундаментальных и чисто технических дисциплин состоит в том, что она соединяет в себе как разработку или выбор из арсенала большой науки фундаментальных принципов и разработку криминалистической технологии, так и внедрение, адаптацию, опытную проверку эффективности криминалистических методов и средств в условиях расследования конкретных преступлений. Задачи практического криминалистического исследования состоят в установлении истины по конкретному уголовному делу, т.е. истины единичного факта [1,2,3].

Хромосомы каждой пары называются гомологичными. Линейные последовательности генов в них одинаковы, размер соответствующих гомологичным хромосомам молекул ДНК один и тот же. Исключение составляют половые хромосомы X и Y. Они сильно отличаются друг от друга по размеру и содержанию генов [5,6].

Использование ДНК-маркеров Х-хромосомы в криминалистической практике до настоящего времени не получило достаточно широкого распространения в отличие от маркеров Y-хромосомы, несмотря на очевидно неоспоримое преимущество перед аутосомными ДНК-маркерами при решении ряда задач, касающихся установления сложных родственных отношений, когда аутосомные локусы не могут быть достаточно информативны. Вместе с тем на сегодняшний день практика применения ДНК-маркеров Х-хромосомы остается без информационной поддержки: генетическая структура народонаселения Казахстана по ДНК-маркерам Х-хромосомы совершенно не изучена, что создает трудности при расчете уровня достоверности экспертного вывода при работе с ДНК-маркерами Х-хромосомы [4,6].

Таким образом, судебно-экспертное исследование маркеров Х-хромосомы чаще всего используется в случае, когда предполагаемого отца уже нет в живых, а биологический образец предполагаемого отца недоступен (отсутствие патологоанатомического материала). В подобной ситуации использование ДНК-маркеров Х-хромосомы позволяет провести установление отцовства косвенным путем. Рассмотрим конкретные пути решения экспертной задачи по установлению биологического отцовства.

Ситуация 1: Необходимо установить отцовство умершего в отношении дочери, родившейся в гражданском браке (предполагаемые сводные сестры). Достоверно известно, что у умершего имеется вторая дочь (например, от первого брака), в отношении которой отцовство умершего не подвергается сомнению. Для экспертного исследования необходимо предоставить биологические образцы предполагаемой дочери и ее матери, а также биологические образцы дочери от первого брака и ее матери.

Решение задачи: Из генотипа предполагаемой дочери «вычитаются» признаки, унаследованные от матери. Из генотипа дочери от первого брака «вычитаются» признаки, унаследованные ребенком от матери (жены умершего в первом браке).  В случае подтверждения истинного биологического отцовства умершего «отцовская» совокупность унаследованных признаков Х-хромосомы у обоих детей должна полностью совпадать: оба ребенка являются сводными сестрами по отцу [5].

Ситуация 2: Необходимо установить является ли малолетний ребенок Ж биологическим сыном К.

Решение задачи: Экспертным исследованием устанавливаются генотипы предоставленных образцов. В соответствии с законами наследования в геноме ребенка должны присутствовать только такие аллели, которые обнаруживаются у биологической матери и биологического отца этого ребенка.

В результате проведенных исследований установлено, что в одиннадцати из пятнадцати исследованных аутосомных локусов в генетическом профиле ребенка – Ж., присутствуют отцовские (не материнские) аллели,  не свойственные генотипу гр. К.,  а именно: D8S1179-13, D21S11-32.2, D7S820-10, CSF1PO-11, D13S317-8,10, D2S1338-24, D19S433-14.2, vWA-14, TPOX-13, D18S51-16, FGA-20 которые, очевидно, произошли от другого мужчины – истинного (биологического) отца ребенка [5]. В данном случае установлено исключение уже по одиннадцати  локусам.  Данный факт свидетельствует о том, что отцовство гр. К.  в отношении ребенка – Ж., исключается. Отцовство гр. К.  в отношении ребенка – Ж. исключается.

Технологии ДНК-идентификации биологических следов человека в настоящее время являются неотъемлемой частью судебной экспертизы и судебно-следственной практики в целом. Постоянное развитие базовых научных направлений (генетики, молекулярной биологии) обуславливает совершенствование экспертных технологий, что в конечном итоге определяет расширение возможностей получения доказательственной информации при исследовании экспертных объектов в ходе решения судебно-следственных экспертных задач.

Список использованной литературы

1. Jeffreys AJ., Wilson V., Thein S.L. Individual-specific "fingerprints" of human DNA // Nature. 1985. V. 316. P. 76.

2. Gill P., Jeffreys AJ., Werrett D.J. Forensic application of DNA "Fingerprints" // Nature. 1985. V. 318. P. 577.

4. http://www.dnalab.ru/