История /1. Отечественная история

к.и.н. Черничкина В. А.

Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Россия,

Культура русской провинции:

особенности театрального дела в

последней трети XVIII начале XIX века

(на материалах Владимирской губернии)

Развлекательная культура последней трети XVIIII – начала XIX  века напрямую зависела от общепринятых сословных обычаев и нравов. Развлечения таких сословий, как мещане и купцы отличались традиционностью и народно-обрядовым характером. Популярным видом увеселении у этих сословий было посещение балаганных представлений «скоморошьего театра», а затем и цирковых постановок иностранных – трупп [8]. Досуг дворян в рассматриваемый период насыщается европейскими развлекательными элементами. Здесь среди разнообразных светских досуговых форм выделяется театр.

Театральное дело в провинции  в своем развитии проходит несколько этапов, в каждом из которых  можно выделить  характерные  черты. На первом этапе набольшего расцвета достигает любительский  дворянский театр. Его отличительная особенность заключалась в том, что труппа, могла быть смещенной – на сцене играли крепостные, чиновники и представители светского круга.  Большую роль в развитии подобного типа театра в провинции сыграло учреждение наместничества и губерний. В связи с основанием Владимирского наместничества первый владимирский наместник и генерал-губернатор граф Роман Илларионович Воронцов устроил в своем доме театральное представление – постановка аллегорической пьесы «Торжествующий град Владимир». Это было произведение в одном действии и семи явлениях автором которого  был лейб-гвардии офицер М.И. Проскудин-Горский. Сценическое действие во владимирском представлении было наполнено аллегорическими персонажами, восхваляющими град Владимир, губернатора и конечно же императрицу Екатерину II [8].

Ярким примером классического домашнего театра во Владимире был любительский театр, размещавшийся в доме губернатора И.М. Долгорукова. В светском кругу Долгоруков был известен как любитель и почитатель театра. Сам Иван Михайлович писал о себе: «… Я с самого первого шага в свете всегда работал двум страстям: или любви, или театру» [7].

Спектакли в этом театре давались регулярно два раза в неделю. Роли в представлениях исполняли сам губернатор, его супруга Евгения Сергеевна, их дети и учителя, а также местные жители. 5 сентября 1805 года было дано первое представление – пьеса «Отчаянье без печали». Затем актерская труппа перешла к постановке более серьезных драматических произведений таких писателей как, например, Д.И. Фонвизин. В роли режиссера, постановщика и актрисы выступала Евгения Сергеевна Долгорукова – жена князя. Театральные постановки в доме И.М. Долгорукова помогли выявить многих талантливых людей. В своих воспоминаниях губернатор пишет о владимирском почтовом чиновнике Бабаеве, который превосходно сыграл роль советника в комедии Д.И. Фонвизина «Бригадир»: «Ни в одной труппе нельзя найти в Советничьей роли даже близкого подобия….с Бабаевым…» [6].

Итак, в этот период все театральные развлечения  носили закрытый характер, основными потребителями их были представители «провинциального высшего света». Хотя нередко передовое дворянство содействовало и развитию театрального дела, например, в рамках деятельности учебных заведений города. Так, И.М. Долгорукий передал в ведение  владимирской гимназии не только губернаторский дом, но музыкальные инструменты и часть театрального инвентаря. Впоследствии в стенах губернской гимназии давались театральные представления и проходили музыкальные вечера.

В конце XVIII века складываются новые отношения между городами и окружающими их усадьбами. И определенное место в досуге провинциального дворянства  стал занимать  усадебный крепостной театр. Во Владимирской губернии интересен, как порождение дворянского просветительства крепостной театр графа А.Р. Воронцова, разместившийся в усадьбе «Андреевское».

В село Андреевское театр был переведен из поместья в селе Алабухи Тамбовской губернии в 1794 году. Однако театральное здание  там начали строить годом раньше. В донесении управляющего поместьем отмечалось: «…Театр приходит к отделке, и для писания  кулис потребны краски, о коих реестр  петербургским  живописцам... подан» [2]. Отметим, что граф придавал большое значение  обустройству театрального быта: материалы для отделки театра закупались в Москве и Владимире; красочные декорации, которые «были писаны крепостными художниками личной мастерской Воронцова», были привезены из поместья в Алабухах Тамбовской губернии  и театра на Знаменке в Москве.

Богат и интересен был театральный реквизит, сохранилась «Опись вещам, назначенным для Володимерского театра», в которой значилось множество красиво отделанных театральных костюмов. Среди театральных вещей  были также различные  модные новинки: перья, шпоры, бубенчики, султанчики, венки, веера и т.д. На все эти «мелочи» выделялись достаточно крупные денежные средства [4].

Вся  организация театрального дела в этом поместье приближалась к уровню профессионального. Граф Воронцов непосредственно сам руководил своим детищем. Он разрабатывал репертуар, был и режиссером, и театральным педагогом, давал ценные указания актерам. Отличительной чертой было то, что он серьезно подходил к профессиональной подготовке актеров,  так, в усадьбе была создана специальная школа, кроме того, все артисты получали жалованье – по двум разрядам, «смотря по способности к исполнению ролей». Но главное – это то, что их, впрочем, как и всех дворовых, графом «накрепко запрещено было наказывать за что бы то ни было розгами» [5].

На протяжении всего существования деятельность  театра в Андреевском носила постоянный характер. Спектакли проходили три раза в неделю в  весенний и осенний период, а летом назначались репетиции.

Репертуар воронцовского театра был богат количественно, в него входило более 90 пьес. Основу составляла русская драматургия. В репертуаре театра также была представлена зарубежная классика - пьесы Мольера, произведения Вольтера, Руссо [9].

В начале XIX века все большее количество дворян-помещиков пускается в предпринимательскую торговую деятельность. Начинаются регулярные выезды трупп  усадебного театра в города. В связи  этим он начинает все чаще становиться театром городским. Постепенно возникают предпосылки в развитии провинциального коммерческого театра. Во Владимирской губернии предпринимательская деятельность в сфере театра  связана с именами Николая Никитича Названова и Екатерины Ивановной Барсуковой.

Театр Названова, как крепостной, во Владимирской губернии представлял собой явление довольно крупное. Он был одним из немногих театров, доступных широкой публике. Театр был основан в селе Приклоне, Меленковского уезда, в 20-х годах XIX века. В 1832 году труппа приезжает во Владимир впервые. В это время репертуар театра составлял всего 18 пьес. Через 10 лет труппа Названова снова приезжает во Владимир. К этому времени репертуар театра насчитывал уже 55 пьес, большинство из их составляли  популярные тогда оперы-водевили [3].

О театре шуйской помещицы Барсуковой  известно  совсем  немного. Еще в 20-х годах XIX столетия, а именно в 1823 году, Барсукова  обратилась к Владимирскому губернатору с просьбой об открытии театра.  Но о дальнейшем развитии театрального дела Барсуковой практически  ничего не известно. Есть только обрывочные сведения о том, что в 1841 году эта помещица открыла театр в городе Шуе, который просуществовал сравнительно недолго: «наступившие холода и отсутствие возможности отыскать отапливаемое помещение  заставили театр в первых числах ноября закрыться» [1].

В конце 40-х годов XIX века  во  Владимирской  губернии  крепостной  театр вообще перестал существовать, даже как коммерческое предприятие. На его смену приходит публичный постоянный театр, который был организован во Владимире в 1848 году, в правление губернатора Петра Михайловича Донаурова.

Итак, первоначально театральное развитие в культуре провинции, прежде всего, было связано с дворянским досугом и носило «закрытый интимный» характер. Особенности театрального репертуара и быта напрямую зависели от интересов и финансовых возможностей владельца. Затем крепостной театр встает на коммерческую ниву, тем самым расширяя круг заинтересованной публики. Постепенно театр входит в жизнь горожан, становится публичным и необходимым элементом культурного быта всех сословий.

Литература

1.     Богданов, Л. Страницы из жизни крепостных театров Владимирского края / Л. Богданов. – Владимир: Изд-во Владимирского окружного научного краеведческого общества, 1930.  – С. 57

2.      Государственный архив Владимирской области (ГАВО). Ф-Р. 410. Оп. 1. Д. 614. Л. 17.

3.     ГАВО. Ф. 14. Оп. 1 Д. 8771. Л. 140.

4.     ГАВО. Ф. 602. Оп. 1. Д. 35. Л. 57.

5.     Гуревич, Л. История русского театрального быта / Л. Гуревич. – М., 1939 –Т. 1. – С. 226.

6.     Долгоруков,  И.М.  Капище Моего сердца, или словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в  течение моей жизни. – Ковров: изд-во «БЭСТ - В»,  1997. – С. 343.

7.     Долгоруков, И.М. Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни. В 2-х т. – Спб.: Наука, 2005. – Т. 1. – С. 126.

8.     Повседневная жизнь провинциального города Владимира в последней трети  XVIII –  первой  половине XIX в.: Монография / И.И. Шулус, Н.В. Киприянова, Н.В. Мягтина, В.А. Черничкина; / под. ред. И.И. Шулус – Владимир: изд-во ВлГУ,  2009. – С. 149, 172.

9.     Щеглова, С. Воронцовский крепостной театр / С. Щеглова. // Язык и литература  – Л., 1926. – Т. 1. – С. 340.