М.Ч.Калыбекова, к.и.н.,доцент кафедры «Истории и культуры Казахстана»ИМиД КазНПУ им. Абаяи

К.К. Байоралова, преподаватель Алматинского государственного колледжасервиса и технологии

 

ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССЫ В КАЗАХСТАНЕ

Resume

The deportation greatly influenced upon the population structure in Republic. Increasing the population, peoples’ removal from different regions of the former USSR resulted in the large amount of not local people in Kazakhstan.

There are more than 100 nationalities in Kazakhstan. Everyone has found a second Motherland, full value spiritual and social life without infringements

         Казахстан – государство многонациональное и многоконфессиональное, в настоящее время переживающее решающий этап реформирования всей социально-экономической структуры. Для нас сохранение межэтнического согласия, создание в обществе атмосферы диалога и взаимопонимания – важнейшая составляющая гражданского мира и политической стабильности. Полиэтнический и поликультурный Казахстан рассматривает единство и  согласие как необходимую ценность, обогащающую спектр возможностей для устойчивого развития страны, ускоренной системной модернизации. Казахстан сохранил характер дружелюбия и активного сотрудничества многочисленных этносов. Республика обрела уникальный опыт межэтнического согласия и мирного сосуществования народов. Об этом говорилось в Послании главы  государства Н.А.Назарбаева народу страны следующее: «Мы известны миру своей толерантностью, межэтническим, межконфессиальным согласием и диалогом. Растущий миротворческий потенциал нашей страны должен и дальше бережно сохраняться и развиваться» [1].

                                         

Общность исторической судьбы народов Казахстана сложилась в течение многих десятилетий в результате совместного проживания на территории Казахстана. В разное время различными путями и способами разные народности переселились в Казахстан, и, многие из них оказались здесь не по своей воле. Отдельные народы и этнические группы остались жить в Казахстане навсегда. Все они были участниками и свидетелями политических, экономических, культурных, социальных событий, которые происходили в Казахстане в течение многих лет. После обретения независимости Республики Казахстан все граждане признали новое государство и выразили желание совместно строить новое государство.

В условиях, когда Казахстан стремится достичь демократии и построить  общество гражданского согласия, в котором проживают более 120 наций и народностей, условием для сохранения этнической уникальности республики является интеграция всех этих народов. В связи с этим Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев выдвинул идею о единстве и согласии казахстанцев: «У казахстанского народа, выдержавшего испытание временем богатая и сложная история. Сегодня она должна помочь всем народам, живущим в Казахстане, лучше понять корни нашего единства и исключить любые исторические упреки, либо заглядывая в прошлое, нужно видеть будущее» [2].

И это нетрудно проследить по судьбам представителей самых разных национальностей. Как известно, одним из первых подверглись насильственному переселению корейцы.

В 2007 году исполнилось 70 лет со дня проживания корейцев на своей новой, вновь обретенной Родине. Эта одна из многочисленных диаспор, насчитывающая свыше 110 тысяч человек, которая никогда не забывает о теплом участии казахов в своей судьбе.   

         В 1990 году образовалась Ассоциация корейцев Казахстана, которая разработала программу возрождения национальной культуры и языка. В вузах и школах формируются корейские группы, создано научно-техническое общество «Кахак». Ежегодно проводятся фестивали культуры и искусства корейцев Казахстана. Активными проводниками корейской национальной культуры выступает Государственный корейский театр музыкальной комедии, газета «Коре-ильба», теле-радио программы на корейском языке  [3, С.391].

         Среди других народностей, населяющих Республику Казахстан,  живут и турки, которые также подверглись депортации во время Великой Отечественной войны. Выжить на чужбине годы унижения туркам помогли сердечное отношение, бескорыстие, человечность местного населения, о чем они помнят всегда. Хотя еще в 1956 году был снят жесткий комендантский режим, до последнего  времени они не могли вернуться на Родину.

         Сегодня во всех регионах бывшего Советского Союза число турков составляет 500-600 тысяч человек. Они разбросаны по 46 республикам, областям, краям бывшего СССР, оторваны друг от друга, не имеют возможности развивать свой язык, общаться между собой. Остается неосуществимым основное право народа жить компактно на своей Родине. Ускоряется процесс ассимиляции, забывается язык, национальные обычаи и традиции.

         Малочисленная и не имеющая возможности и условий для роста, карьеры и развития турецкая интеллигенция, активисты общества «Туркия» и в условиях советского тоталитаризма пытались сохранить этническое и культурное наследие.

         В 1961 году, в период «оттепели», был образован Временный Организационный Комитет (ВОК), который в мае 1990 г. был переименован в общество «Ватан» (что значит Родина), но в период расцвета советского социализма деятельность общества турков оказалась малоуспешной. О возвращении турок на историческую родину не могло быть и речи, связи с  Турецкой Республикой отсутствовали. Не могло быть и речи о развитии культуры, открытии школ, классов с преподаванием турецкого языка.

         С целью решения ряда актуальных, жизненно важных проблем этнокультурного характера, стоящих перед турецкой диаспорой Казахстана, активистами в феврале 1991 года была создана общественная организация – Республиканский турецкий национально-культурный центр «Туркия», переименованный в 1996 году в общество «Туркия» Казахстана, главной задачей которого является: способствовать тесному сближению двух братских народов, всестороннему взаимному обогащению народов Казахстана, улучшению межнациональных отношений, подготовка национальных кадров посредством обучения турецкой молодежи в учебных заведениях Казахстана и Турции. А наиглавнейшей задачей общества турков «Туркия» в Казахстане является возрождение языка и культуры народа. Эта задача является главной и для других депортированных в Казахстан народов.

         Сейчас обновленная и реорганизованная структура общества турков Казахстана «Туркия» динамично расширяет сеть своих филиалов по всей республике и координирует свою деятельность с родственными обществами турок бывших республик Советского Союза и мира. Республиканский центр общества находится в г. Алматы, а его областные и районные филиалы функционируют в городах и селах.

          Так с обретением независимости Республики Казахстан возрождается самосознание и этническая культура ее отдельных диаспор.

         В настоящее время в Казахстане работает культурный центр поляков «Полония». Работа центра направлена на поддержание связей между двумя народами в области культуры, просвещения и образования.

         Также активизировал свою работу культурный центр чеченцев и ингушей «Вайнах». После восстановления Чечено-Ингушской АССР основная масса этих людей выехала на свою этническую родину. Однако значительная часть из них осталась жить в Казахстане. Отныне Казахстан стал для народов Северного Кавказа вместе с другими  народами, общим домом. Они стали полноправными гражданами государства. Перед ними постепенно открывают двери учебных заведений, госучреждений, хозяйственных органов. Стал полнее использоваться духовный потенциал народа, появляются первые газеты, книги, радиопередачи на национальном языке.

         Совершенно естественно, что наметившееся равенство прав и социальной справедливости, улучшение морально-психологического климата по отношению к чеченцам и ингушам способствовали подъему творческого потенциала вчерашних спецпереселенцев. В последние десятилетия существенно изменилась социальная структура чечено-ингушского населения: заметно вырос удельный вес людей умственного труда, изменилось соотношение сельского и городского населения, появились крупные специалисты в экономической сфере, науке и образовании.      Этнополитические и культурные связи народов Кавказа и казахского народа уходят в глубь веков. Например, язык чеченцев и ингушей, в результате исторического взаимодействия протонахов с народами Передней Азии, древнесемитскими этносами, вобрал в себя большое количество тюркских, арабских, персидских слов. В быт чеченцев и ингушей прочно вошли элементы быта и культуры других народов и наоборот.

         Но вместе тем, в вайнахской общине еще достаточно много нерешенных проблем. Они касаются всех сфер жизни без исключения. Слишком велик груз негативных последствий тоталитарной политики в прошлом. Накопились значительные проблемы в сохранении и развитии самобытности национальной культуры, традиций, языка. С аналогичными проблемами имеют дело и другие этнические меньшинства.

         В последнее время в рамках мероприятий, связанных с «Годом общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий», «Годом национальной истории и народного единства», стратегией «Казахстан -2030», провозглашенных Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым, возникла потенциальная возможность существенно изменить положение диаспоры.

         В последнее время в общественном сознании наметилась тенденция к объективному анализу чеченского феномена. Делается попытка осудить ту историческую несправедливость, которой на протяжении веков подвергался этот народ.

         Следует отметить, что, несмотря на чудовищные проявления геноцида тоталитарного режима, корни дружбы народов, особенно укрепившиеся в тяжелые годы Великой Отечественной войны, каждый народ хранит свято.

         Десятилетия проживания представителей разных народов выработали особый казахстанский менталитет, «выраженный в стремлении к людскому единению и слиянию народных и бытовых традиций». Поэтому в Казахстане на любом празднике звучат песни на многих языках, исполняются танцы разных народов.

         Единение народов было закалено еще в годы суровых испытаний сталинского режима. С полной уверенностью можно сказать, что казахстанский народ выдержал и испытания последних лет – трудности становления независимости и государственности.

         Сегодня одной из важнейших проблем политики государства становится формирование новой казахстанской гражданственности. Приоритетом нашего государства является стремление к политическому и гражданскому единству, общности интересов и судеб граждан разных национальностей которое составляет основу государственной политики Республики Казахстан.

 

          Список использованной литературы:

 1 Назарбаев Н.А. Послание президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда. 2005. 19 февраля.

2 Назарбаев Н. А. Пять лет независимости. Алматы, Казахстан, 1996. - 251 с.

3 Депортированные в Казахстан народы: время и судьбы. Алматы, «Арыс»- «Казахстан», 1998. -428 с.