Аманбаева З.С.

Россия, г.Уфа, Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

Героическое начало в эпосе «Урал-батыр»

 

Народ Южного Урала создал богатый фольклор, связанный с ранним периодом их истории. В произведениях устного народного творчества художественно отражены воззрения древних башкир о природе, их житейская мудрость, психология, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия.

Эпический жанр устной поэзии народов Южного Урала обширен по своему объему и весьма многообразен по стилевым особенностям. Башкирский эпос, как и эпическое творчество других народов, зарождается в эпоху разложения первобытнообщинного строя и достигает своего совершенства в эпоху феодализма. В начале XX в. были зафиксированы бытовавшие среди башкир крупные произведения с оригинальными сюжетами: «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», сказания о животных «Кара-юрга» («Вороной иноходец»), «Акхак-кола» («Хромой Саврасый»), «Конгур-буга» («Бурый бык») и др. В 1981 г. впервые обнаружен эпос «Узак-Тузак — последний из рода Балабашняков». В то же время у башкир широко распространены сюжеты, встречающиеся в фольклоре других тюркских народов («Алпамыша и Барсынхылу», «Кузыкурпяс и Маянхылу» и другие).

Народный эпос вобрал в себя множество романических, приключенческих, фантастических, комических и трагических повествований, проливающих свет на различные стороны человеческой жизни. Этот неповторимый "синтез" различных видов и жанров народного искусства, однако, подчинен одной доминанте - героическому началу, составляя единый, самобытный художественный сплав.

В силу своей природы героический эпос отличается своеобразной всеохватностью в изображении народной жизни в ее многочисленных аспектах, но определяющая его черта - это тяготение к проблемам общенационального масштаба. Этим главным образом и отличается героический эпос от других повествовательных жанров словесного искусства. В отличие от сказки, исторической песни, баллады или предания, в эпосе мы находим обширные картины народной жизни, подводящие к большим историческим обобщениям [1].

Памятники эпической поэзии народов мира представляют различные эпохи развития человечества. Если сказания о Гильгамеше и героический эпос древней Индии "Махабхарата" вышли из глубин веков до нашей эры, то - армянский эпос о сасунских храбрецах сложился в IX веке, киргизский "Манас", калмыцкий "Джангар" и героическая поэма "Кёр-оглы" созданы в более близкое от нас время.

Отдаленные друг от друга, эти страницы истории мировой эпической поэзии тем не менее содержат ряд художественных универсалий, ряд общих черт повествования, таких, как потрясающие поединки богатырей с драконами, дивами-змеями и другими чудовищами, или обрисовка богатырских коней, чудесное рождение героев, сказочное добывание богатырских доспехов. И вместе с тем каждый эпос своим идейно-художественным содержанием удивительно оригинален и неповторим, как самобытна историческая жизнь народа и неповторима эпоха, в которой зародился данный памятник.

Это особенно очевидно при сопоставлении эпических сказаний, содержащих идентичные сюжетные компоненты. В сказаниях о Гильгамеше и героическом эпосе "Урал-батыр" имеются, например, следующие сходные параллели: герой башкирского эпоса, так же как и Гильгамеш, обладает сверхмогучей физической силой; он, так же как и Гильгамеш, уничтожает архистрашных чудовищ и, наконец, Урал-батыр, так же как и Гильгамеш, отправляется на поиски бессмертия, идя навстречу фантастическим опасностям. Эти древние сюжетные универсалии как бы выдвигают на одну эстетическую плоскость памятники словесного искусства, отдаленные друг от друга тысячелетиями [2].

Устное повествование в ходе своего существования и развития вбирает в себя человеческую память на протяжении длительного исторического времени, образуя так называемые "наслоения" в идейно-художественном содержании эпоса. В сказаниях кавказских народов о нартах, например, мы находим приметы общественной жизни эпохи и матриархата и патриархата, отдаленных друг от друга тысячелетиями. Башкирский "Урал-батыр" содержит мотивы древних представлений о фантастических временах сотворения мира и, одновременно, в этом же поэтическом произведении нашли свое отражение идеи эпохи классового антагонизма.

В литературе встречается определение исторической природы эпических сказаний как художественного воспоминания народа о прошлом. Однако в эпосе взгляд народа устремлен не только в прошлое, но и в будущее. Описание в вавилонском эпосе "золотого века", когда все люди говорили на одном языке, живя в полном согласии, не было ядовитых насекомых, а быки и овцы паслись на зеленых лугах, не опасаясь нападения хищных зверей, - этот идиллический мир, так же как и священное дерево в эпосе якутов и алтае-саянских народов или страна Бумба в калмыцком эпосе, являются не воспоминаниями, а мечтой. Желаемое в эпосе зачастую изображается в форме былого.

Но сюжет сказания «Урал-батыр» отнюдь не единственный памятник, возникший у колыбели эпического творчества башкирского народа. Имеется много сюжетов, передаваемых в форме легенд, которые смыкаются с эпосом «Урал-батыр» как по мотивам, так и по идейно-тематическому содержанию. Возможно, «Урал-батыр» возник и оформился как эпос именно на основе этих легенд, путем свода их воедино каким-либо безымянным мастером слова, народным сэсэном, а потом, пройдя известную отшлифовку, занял прочное место в эпическом репертуаре. Во всяком случае, приступая к разбору сюжета «Урал-батыра» нельзя миновать и те древние сюжеты, которые сгруппированы вокруг этого памятника. Некоторые из них известны по записям И.И. Лепехина  и П.И. Рычкова. Подробнее о них говорится в позднейших записях, сделанных В.И. Далем, В.М. Лоссиевским и др. [3].

Героический эпос хранит, как в гигантской копилке духовных сокровищ человечества, алмазные россыпи народной мудрости. Эпос рождается, формируется и развивается в течение веков, впитывая в свою плоть и кровь типические черты опыта общественного развития народа, накопленного на протяжении длительного исторического времени. В течение ряда веков многочисленные поколения безыменных поэтов и певцов шлифовали идеи и сюжеты сказаний, сохраняя для потомства жар души наших предков, их наставления, их мечты и ожидания. Именно в этом и заключена нетленность памятников устной поэзии, вечно живая жизнь эпоса, его способность оплодотворять идеями и художественными образами искусство общества. Именно этим объясняется тот факт, что многие спектакли театров оперы и балета, многие произведения живописи и скульптуры выдающихся мастеров и многие талантливые книги современных поэтов и писателей созданы и создаются по мотивам народного эпоса.

Литература:

1.     Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Том 1. Поэзия и проза Древнего Востока/ Ред. В. Санович.- М.: 'Художественная литература', 1973.

2.     Киреев А.Н. «Урал батыр» и «Акбузат»// Башкирский фольклор. Вып. IV. 85 лет записи башкирского народного эпоса «Урал-батыр»: Сб. статей.   Уфа: Гилем, 2000.

3.     Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1970.