Педагогические науки /2.Проблемы подготовки специалистов

К.п.н. Брунчукова Н.М.

Смоленский государственный университет, Россия

Подготовка учителя начальных классов к преподаванию основы религиозной культуры и светской этики

 

Конец ХХ – начало ХХI века – переломный  этап в жизни  общества, который определил новые жизненные ориентиры в экономике, политике, образовании.

Так,  в 90 – е годы в качестве идеала рассматривалась личность, свободная  в своем самоопределении и развитии, «освобожденная»  от ценностей,  национальных традиций, обязательств перед обществом, что не могло не оказать негативного влияния на общественную нравственность, гражданское самосознание.  

«В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются  жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок». [1, с.4]

Нынешнее поколение молодежи оказалось без  надежных нравственных ориентиров, Разрушение традиционных форм социализации выявило неготовность большинства из них включаться в новые общественные отношения.

Сегодня на новом этапе развития России проблема воспитания высоконравственного гражданина, осознающего ответственность  за свою судьбу и судьбу своей Родины,  является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Так,  2009 год  для российского учительства прошел  под знаком национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направленной на модернизацию и развитие системы общего образования страны, главная задача которой состоит в раскрытии способностей каждого ученика, воспитании личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. По замыслу разработчиков в качестве основополагающих  направлений должны выступать:

   обновление госстандартов, система поддержки талантливых детей;

  развитие учительского потенциала;

  создание современной инфраструктуры;

  развитие воспитательного потенциала, психолого-педагогическая поддержка каждого ученика.

Методологической основой нового Федерального государственного образовательного  Стандарта общего образования является Концепция
духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина России.

В основе духовно-нравственного развития, воспитания и социализации ребенка лежат такие базовые национальные ценности как: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии,  искусство и литература,  природа,  человечество.

В рамках решения  поставленных задач 5 ноября 2009 г. Правительство России утвердило план проведения эксперимента по преподаванию основ мировых религий и светской этики. Иными словами, приоритетом развития образования становится формирование духовно-нравственной культуры учащихся, разработка и внедрение предметов данной тематики в учебный план школы.

2009-2011 года  убедительно доказали необходимость и значимость такой работы. С 2012-2013 г.г. в учебный план  начальной школы  вводится преподавание новой предметной области «Духовно-нравственная культура  народов России», состоящая из 6 модулей:

1. Основы православной культуры.

2. Основы исламской культуры.

3. Основы иудейской культуры.

4. Основы буддийской культуры.

5. История религий в России.

6. Основы светской этики.

Новые предметы  будут изучаться в 4 классе. Предполагается, что предварять  процесс изучения данной предметной области будет  единое для всех учащихся (независимо от их выбора модуля) введение. Цель которого заключается в раскрытии общих понятий нравственности, традиционных моральных норм в жизни человека и общества, понятие религии. Затем, согласно выбору учащихся будут  изучаться  либо основы православной (иудейской, буддийской, исламской) культуры, либо  основы светской этики, либо  история религий в России. 

Основная задача данных предметов состоит не столько в  освоении новых знаний, приобретении новых  умений, сколько в обретении и  усвоении нравственного фундамента, который содержит основные нравственные ценности и нормы жизни нашей цивилизации. Так как именно это определяет дальнейший путь развития общества, его благосостояние и благополучие.

Значимость данного предметного  блока, его разноплановость и многофункциональность требуют  специальной подготовки специалистов.

Данная предметная  область находится на стыке многих наук: философии, истории, этики, культурологии, психологии, педагогики, религиоведении и других, что создает определенные трудности в ее  комплексном изучении.

На данном этапе идет активный процесс подготовки учителей для работы по данным модулям, который требует достаточно большого объема знаний в области мировых религий, а также светской этики.

В виду того, что с будущего учебного года данный предметный блок вводится в программу  начальной школы как обязательный, то подготовка идет по нескольким направлениям: в рамках курсов повышения квалификации учителей начальных классов; через элективные курсы  в вузе.

В рамках данной статьи остановимся на подготовке к работе по объединенному курсу «Основы религиозной культуры и Светской этики», основная цель которого состоит в формировании у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Так,  в курсе «Ценности этического воспитания  современного младшего школьника: методический аспект» рассматриваются  основные принципы построения и преподавания данного курса, задачи, содержание, а также методические подходы к  изучению заявленных модулей.  На занятиях  проводится  анализ учебников, и определяются  наиболее интересные и эффективные методы и приемы работы с заданиями учебника; разрабатываются фрагменты и  конспекты уроков.

Очень интересная работа предусматривается по  освоению слов-символов, которые выражают своеобразие символики религиозной культуры и светской этики, в рамках которой учащиеся знакомятся с текстами, повествующими о конкретном языковом символе; самостоятельно  ищут примеры такой символики, связанной с конкретными культурными традициями (Например: Христос, Мухаммед, Будда, намаз, крещение, Библия, Коран, Тора и т.д.).

В процессе подготовки студенты  осваивают новые области знаний, расширяют активный словарный запас; зачастую по-новому определяют роль религии в истории народа и взаимоотношениях между людьми; осознают значимость изучения  религиозных и национальных традиций в определении  нравственного выбора, что способствует изменению типа  педагогического мышления в целом. Будущий учитель должен видеть основу эффективности образования, значит, основу успешности и благополучия свой страны.

Литература:

1.    А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина России – М.: Просвещение, 2010.