Мартынова Любовь Николаевна

Елецкий государственный университет им. И.А.Бунин

 

Праздники в ДОУ: традиции и современность

 

В федеральных государственных требованиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 года к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, особое место в работе современного ДОУ отводится организации праздников. Согласно направлениям стратегических преобразований, праздники являются специфической формой воспитания и развития дошкольников и позволяют качественно расширить перечень и обогатить их содержание. Показательным моментом является то, что праздник обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются детьми дошкольного возраста особым эмоциональным образом, где взрослые диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании. Согласно ФГТ праздник, как совместная форма взрослых и детей, может повлиять на качество образовательного процесса ДОУ с позиции принципа интеграции всех образовательных областей [1].

Проблема проведения праздников волновала отечественных (Витковская Н.С., Ветлугина Н.А., Джола Д.Н., Кенеман А.В., Мазаев А.М., Палавандишвили М.Л., Радынова О.П., Щербо А.Б. и  др.) и зарубежных учёных (Авиценна, Аль-Фараби, Аристотель, Гиппократ, Пифагор и др.). Сегодня педагогические аспекты проведения праздников в связи с ФГТ и обновлением образовательного процесса ДОУ переосмысливаются. Неслучайно в научной литературе дано большое количество определений  празднику.

Термин «праздник» (от греческого слова Eopuz) часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний («праздник чувств», «праздник эмоций», «праздник души», «праздник сердца»). С праздником ассоциируется чувство весёлого, торжественного, радостного. Ещё древние философы обратили внимание на сущность и многообразие такого явления, как праздники.  

В толковом словаре Д.Н. Ушакова праздник – это «день торжества в память какого-нибудь выдающегося события», «веселье, бал, устраиваемый кем-нибудь», «день массовых игр, развлечений», «счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, приятным событием».

В.И. Даль определяет: «Праздничный день или праздник - день, посвящённый отдыху по уставу церкви или же по случаю и в память гражданского, государственного или по местному обычаю, относящемуся до местности, до лица» [5, с. 250].

С.И. Ожегов характеризует праздник как «день торжества, установленный в честь или в память кого - чего-нибудь, как день, особо отмечаемый обычаем, как день радости и торжества по поводу чего-нибудь, как день игр и развлечений [9].

Учёные эпохи Древней Греции и Рима использовали музыку в психокоррекции (Аристотель, Гиппократ, Платон, Пифагор, и др.). Например, Аристотель относил праздники к области воспитания, просвещения потому, что человеческая природа требует от нас не только умения хорошо трудиться, но и способности быть праздными, ибо праздность есть свобода, как начало всех начал, когда речь идёт о человеке и его жизни. Праздники предпочтительнее труда и есть цель последнего. Они завершают трудовую деятельность и придают ей законченность. А Платон в своих «Законах» рассматривает праздник как вместилище высших ценностей человеческого существования, способах поддержать социальную систему в состоянии равновесия через красочное богатство жизни. Исходным принципом в истолковании сущности праздника является наслаждение, дарованное человеку, наделённого чувством ритма и гармонии.

В Древней Руси мы находим сведения о праздниках у Мономаха Летописца (1068). Многие видные государи и политики считали праздник важным государственным делом, а Пётр Великий специально издавал «Указы» о проведении больших праздников на Руси. Долгое время на Руси праздники отождествлялись с народными традициями, обрядами и обычаями, связанными с православием (например, «Святки», «Масленица», «Пасха» и др.). В начале XX века в России было немало праздников, окрашенных революционной тематикой.

Большое значение для осмысления проблемы организации и проведения детских праздников сегодня имеют теоретические положения и практические разработки. Согласно точки зрения современных авторов (С.И. Бекина, И. Дзержинская, С. Мерзлякова и др.), праздники являются особой формой организации детской художественной деятельности в дошкольных учреждениях. Они соединяют различные виды искусства, способствуют наиболее эмоциональному воздействию и эффективному решению ряда воспитательных задач. Авторы пишут о том, что праздники занимают особое место в эстетическом воспитании дошкольников [2].

Известный русский фольклорист И.М. Снегирёв отмечает: «Самое слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд - знаменательное действие, принятый способ  совершения торжественных действий: последний содержится в первом» [11, с.7].

Например, А.В. Бенифанд даёт следующую трактовку: «Праздники - специфическое социальное явление, представляющее собой форму активного отдыха, основанного на самодеятельности субъектов и способствующего восстановлению и развитию физических и духовных сил посредством создания особого эмоционального состояния [3, с.32].

А.М. Мазаев полагает, что «…с давних пор и до нашего времени с понятием праздника связывается не просто свободное от работы время, не просто отдых, а свободное время в назначении важного социально-культурного акта, созидающего общечеловеческие ценности. Ими являются: положительная оценка свободы, праздности, веселья и т. п., которые представляются благодаря празднику не как исключительные состояния, а как равноправная и существенно необходимая доля всего хода жизни».

Н.С. Витковская, А.Б. Щербо, Д.Н. Джола и другие отмечают, что праздник - это средство эстетического воспитания, объясняя это тем, что в ходе его подготовки и проведения дети включаются в эстетическую деятельность [4].

Так, Г.П. Чёрный  пришёл к выводу, что «праздники были и остаются одной из сложных, вызывающих большие трудности форм работы современной школы. Он даёт и другое определение празднику: «Праздник - сам по себе представляет эстетико-социальное явление. Это делает его эффективным средством формирования нравственных чувств и навыков нравственного поведения». Особая форма общения людей - одно из средств вовлечения человека в круг идей и переживаний всего народа» [13, с.7].

С таким определением согласен известный липецкий педагог С.А. Шмаков, который определяет праздники как неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса. «Праздники, - по мнению автора, - это рентген характера растущего юного человека. … Они приобщают детей к мировой национальной культуре, к народному досугу, важнейшей частью которых они, праздники, являются» [14, с.10]. Значение праздников, по мнению С.А. Шмакова, развлекая - поучать, к тому же в процессе его подготовки и проведения реализуются основные положения личностно-ориентированного подхода, который стремительно завоёвывает сегодня образовательное пространство России.

И.Дзержинская рассматривает праздники как своеобразный итог определённого периода общевоспитательной работы с детьми. Здесь можно узнать об их достижениях: насколько правильно звучит пение, выразительны и точны движения в плясках и играх, разнообразны выражения и интонации при чтении стихотворений.

Л.Редькина отмечает, что праздники повышают детский интерес к познавательной деятельности, способствуют формированию таких черт личности, как чувство товарищества, ответственность за порученное дело и др.

Интересны высказывания Р.М. Римбург о роли праздников в воспитании детей. Автор полагает, что разнообразные праздники и знание детьми традиций сплачивают их друг с другом, создают связь между возрастными группами, помогают детям осознать себя частичкой большого целого [10].

В.М. Косминская считает целесообразным рассматривать праздники во взаимодействии его содержания и подготовки к нему. По мнению автора, правильное соотношение этих составляющих позволит выяснить «зависимость детских переживаний от содержания праздника и метода его проведения» [6,  с. 23-25].

Е.А. Флёрина видит особенность праздников в том, что «праздник для ребёнка есть момент большой и активной радости. Этот момент «должен быть выдвинут в проведении праздника на первый план, но именно этого не получается из-за перегрузки детей в период подготовки к празднику. В результате - ни содержание, ни форма не даёт детям эмоционального захвата». По её мнению, главная задача праздников - это приобщение детей к коллективным эмоциям [12, с. 22-31].

С.И. Бекина пришла к выводу, что при организации и проведении праздников в ДОУ желательно использовать местные традиции, обычаи, учитывать условия и особенности города или села. Важно использовать поисковые ситуации, когда дети применяют свой накопленный опыт в танцевальных, игровых импровизациях [2].

Н.А. Ветлугина находит, что сценарий каждого праздника отражает его основную идею и имеет свои традиции проведения. Он состоит из коллективных и индивидуальных выступлений детей, зрелищных моментов. Особое место  Н.А. Ветлугина отводит народным песням, играм, хороводам, традиционным для данной местности.

Л.И. Михайлова отмечает воспитательное значение праздников в дошкольном учреждении: «Ребёнок обогащается впечатлениями, он разучивает стихи, песни, пляски; слушает рассказы, рассматривает иллюстрации. Весь этот материал приобретает особую силу воздействия на ребёнка, благодаря эмоциональным переживаниям, связанным с праздником». Благодаря эмоциональным переживаниям, связанным с праздниками, у ребёнка расширяется «умственный кругозор», т.к. ребёнок знакомится с новыми образами и получает яркие впечатления, в которых и заключается идея праздников [7].

Некоторые авторы (И. Мельцер, З. Богуславская и др.) считают, что наибольшее оживление детей происходит в период подготовки к праздникам. Меняется характер детской деятельности, которая становится более эмоциональной, окрашенной, выразительной, что особо значимо и ценно в современных условиях, так как именно праздники позволяют детям преодолеть трудности эмоционального развития, раскрыться, приобрести качественно новую модель эмоционального поведения, проявить себя в новом качестве. Праздники в ДОУ способствует закреплению знаний об общественных взаимоотношениях между сверстниками и взрослыми, социальной и природной средой, сформировать радостное, жизнеутверждающее настроение (Е.А. Медведева, Л.Н. Комисарова, О.Л. Сергеева и др.) [8].

Проанализировав отношение к праздникам в разные исторические периоды можно отметить, что праздник неотделим от полученных детьми ранее знаний, умений, навыков и т.д. Это чудесная и загадочная страна, где современный ребёнок дошкольного возраста может войти в неё и чувствовать себя там как дома: безмятежно, спокойно и уверенно. Изучая традиции и современные требования, предъявляемые к проведению праздников, необходимо отметить, самым важным является соблюдение особенностей организации взаимодействия, взаимопонимания, сотрудничества, эмоционального комфорта взрослых и детей.

Таким образом, в современных условиях стала необходимость перед осмыслением роли праздника в прошлом, и в образовательном процессе современных дошкольных учреждений. Сегодня место праздника в современном образовательном процессе ДОУ определяется как центральное, так как он позволяет обеспечить общее развитие детей дошкольного возраста, создаёт фундамент для приобретения знаний, умений и навыков, освоения различных видов деятельности, вхождение в общественные процессы, развитие общих и специальных способностей.

 

Литература

1. Афонькина. Ю.А. Мониторинг качества освоения общеобразовательной программы дошкольного образования. Средняя группа/Ю.А.Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2012.

2. Бекина, С.И. Праздник в детском саду / Сост. С.И.Бекина. - М., 1990.

3. Бенифанд, А.В. Праздник: сущность, история, современность/ А.В.Бенифанд. - Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 1986.

4. Витковский, Н.С. Формирование эстетической культуры младших школьников  / Н.С.Витковский и др. – Киев, 1980.

5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия / В.И.Даль - М.: Эксмо-Пресс, 2000. 

6. Косминская, В.М. Праздники в детском саду / В.М.Косминская // Дошкольное воспитание. – 1940. - № 11-12.

7. Михайлова, Л.И. О праздниках в детском саду / Л.И.Михайлова // Дошкольное воспитание. – 1947. - № 2. – С. 28-34.

8. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова, Г.Р.Шашкина, О.Л.Сергеева; под ред. Е.А.Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка /под ред. Н.Ю.Шведовой.  - М., 1984.

10. Римбург, Р.И. Роль традиций в воспитании детей дошкольного возраста. Сб. науч. трудов: Нравственное воспитание дошкольников / Р.И.Ринбург. – Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена. – 1975.

11. Снегирёв, И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И.М.Снегирёв. – Вып. 1. – М., 2002.

12.Флёрина, Е.А. Праздник в дошкольном учреждении / Е.А.Флёрина // Дошкольное воспитание. – 1946.

13. Чёрный, Г.П. Торжественно, красиво, памятно / Г.П.Чёрный. – М, 1989.

14. Шмаков, С.А. Нетрадиционные праздники в школе / С.А.Шмаков. – М.: Новая школа. – 1994.