Максимова Е.Л., аспирантка

Санкт Петербургская академия постдипломного

педагогического образования, Россия,

учитель ГБОУ №65 с углубленным

изучением французского языка

Развитие младшего школьника в процессе формирования его культурного поля на уроках литературного чтения

       В ХХI веке обостряется проблема воспитания личности, способной к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социальных и культурных трансформаций. Идея культуросообразного образования основывается, прежде всего, на концепции выдающихся русских философов: Н.А.Бердяева, М.М.Бахтина, П.Ф.Флоренского, которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в качестве ее эпицентра. Культура – это то, что люди делают с природой, с собой, как ведут себя по отношению к окружающим, к самим себе и что они при этом думают и говорят. Культура органически соединяет в человеке его природные и социальные качества, поскольку она дело рук самого человека, который является одновременно и творцом культуры, и ее представителем, носителем – существом культурным. В то же время культура является адаптирующей системой: каждый индивид проходит процесс культурации, то есть вхождения в свою родную культурную среду как целостность.

      Родившийся ребенок попадает в определенную человеческую среду со своей сформировавшейся культурой. Ему предстоит еще стать человеком в полном смысле слова: развиться не только физически, но и усвоить все то, что известно и принято в его окружении, – родную культуру. Культура становится способом «очеловечивания» человека. В отличие от «социализации», которая включает человека в структуру социума, делая его носителем определенных социальных ролей и общественных отношений, культурация формирует человеческую  индивидуальность, сочетая, с одной стороны, особенности самой культуры, а с другой – предполагая возможность выбора тех ценностей, которые данный индивид усваивает. Вначале этот выбор осуществляют семья, школа, другие социальные институты, но в процессе взросления человек принимает самостоятельные решения относительно тех или иных возможностей.

Присвоение всего богатства культуры происходит через зону «ближайшего развития», посредством механизма интериоризации, при главенствующей роли среды и взрослого в ней, и проявляется в культурно предпочитаемой стратегии поведения.

      С точки зрения рассматриваемой нами проблемы развития ребенка в процессе формирования его культурного поля, важно, что в каком бы направлении не двигался (не самоопределялся) ребенок, взаимодействуя с пространством культуры, он развивается, ориентируясь на культурные ценности.

      Культурное поле каждого человека индивидуально, оно формируется под влиянием семьи и окружения, а также в процессе образования, изменяясь как под воздействием благоприятных, так и под влиянием негативных факторов среды. Под культурным полем мы понимаем пространство культуры, освоен- ное (присвоенное) личностью (М.П.Воюшина [1]) под влиянием изучения школьных дисциплин и иных внутренних и внешних сил, влияющих на процесс формирования культурного поля. Это понятие вбирает в себя прежние уровни обучения – знания, умения, развитие и включает новый – поведенческий уровень, проявляющийся как в процессе обучения, так и за рамками учебных ситуаций.

      В результате активности, проявленной личностью, происходит обучение новым приемам освоения и присвоения культуры (процесс культурации). В процессе активного освоения художественного пространства, по мысли М.П.Воюшиной [2]., формируются интересы, которые ведут, в свою очередь, к появлению новых потребностей, и круг не просто замыкается, а начинается новый виток движения. Идею разработки таких структур выдвинул Л.С.Выготский[3] , указав на определенные критерии: способность структуры к развитию, важность внедрения ее на определенном этапе развития ребенка, невозможность ее навязывания, нацеленность на внутренние изменения, происходящие на основе взаимодействия с внешней средой (обучением).

      Внимание учителя чаще всего сосредоточено на знаниях и умениях, спе- циальной работы по формированию мотивов, потребностей, интересов часто не проводится, они формируются стихийно. Для характеристики культурного поля ребенка потребности, интересы, мотивы оказываются важнейшими, а наиболее существенными показателями сформированности культурного поля является активность личности, проявляющаяся в культуросообразном поведении, творчестве, расширении собственного кругозора, сохранении и созидании культурных ценностей. Этот опыт созидания чрезвычайно важен. В процессе формирования культурного поля  школьника важно создавать ситуации, побуждающие ребенка к поступку, к активной деятельности, в процессе которой формируется личность как целостное существо.

Основным «двигателем» процесса культурного развития является сама личность ребенка, проявляющая активность в культуроосвоении.

Стимулом для культуросообразной деятельности ребенка может послужить художественное произведение. Это должен быть текст, доступный младшим школьникам, обладающий различными культурными связями, вызывающий желание перечитать, побуждающий к дальнейшему поиску, анализу, интерпретации. Представляется, что анализ художественного произведения с привлечением междисциплинарного подхода, побуждающего ребенка к выходу в культурный контекст произведения, за рамки изучаемого произведения, можно рассматривать как деятельность, формирующую культурное поле младшего школьника.

Таким образом, процесс формирования культурного поля может быть успешным, если он органично входит в учебную работу ребенка, связан с задачами, решаемыми на уроке, и в то же время выходит за рамки учебной деятельности, побуждая ребенка к самостоятельному поиску.

Поведение ребенка (как процесс становления культурного поля) должно стать объектом пристального внимания. О результатах обучения мы судим, не выходя за рамки учебной ситуации. А что происходит, когда ребенок покидает класс? Все ли дети, продемонстрировавшие глубокие знания  на уроке читают самостоятельно, тянутся к хорошей книге, а не к массовой литературе? Ответ очевиден: высокие школьные отметки отнюдь не гарантируют культуросообразное поведение.

Чрезвычайно важным представляется вопрос о развитии мотивации, кругозора, принятии решений, о формировании потребностей в культуросообразном поведении не только в процессе обучения, но и за рамками школы. С этой целью было проведено исследование в четвертых классах школы №60 и №65 Выборгского района Санкт-Петербурга.

После прочтения сказки братьев Гримм «Спящая красавица» детям было предложено выполнить задания в следующей последовательности:

1) Представь себя на месте учителя и письменно задай к сказке братьев Гримм «Спящая красавица» вопросы, которые помогут остальным ученикам разобраться в прочитанном.

2) Предложи свои варианты ответов на заданные тобой вопросы.

3) Ответь на вопросы.

А) Знаешь ли ты какие-либо произведения, которые созданы на сюжет сказки «Спящая красавица»? Если знаешь, запиши.

Б) Хотел бы узнать, какие произведения созданы на сюжет этой сказки?

В) Как ты думаешь, где и как можно узнать об этом?

      Остановимся более подробно на содержании заданий и вопросов, которые относятся к теме нашего обсуждения.

Цель третьего задания: побудить ребёнка к «выходу» в культурный контекст  произведения, к установлению различных связей с другими видами искусств. Выполнение предложенных заданий абсолютно добровольно, отметки детям не ставились. Через неделю мы снова вернулись к вопросам: Какие произведения, которые созданы по сюжету сказки «Спящая красавица» ты узнал? Где и как ты об этом узнал? Те учащиеся, которые его выполнили, познакомили с результатами своей работы. Анализ выполнения учащимися задания позволил изучить активность младшего школьника после прочтения произведения, направленную на освоение и присвоение культурного пространства, как в процессе обучения, так и за рамками учебной ситуации (его потребностей, интересов, мотивов, знаний, умений).      Если ребёнок узнавал о произведениях, которые созданы на сюжет сказки «Спящая красавица» и находил их, делился информацией о том, как об этом узнал,  это расценивалось нами, как включение приобретенного в процессе деятельности опыта в культурное поле личности.

Для того чтобы проследить, как ребенок начинает самостоятельно взаимодействовать с пространством культуры, мы проанализировали третье задание. При анализе мы использовали балльную шкалу, отражающую поведение ученика. Конечно, присвоение баллов носит условный характер.

Преобладание в классе низкого количества баллов (1-2) свидетельствует о недостаточной мотивированности детей, отсутствии опыта подобной работы.

Если преобладающий балл от 3 до 4, то налицо заинтересованность и активность, но желания продолжать этот вид деятельности не возникает. Учителю надо менять формы работы, возможно, усложнять деятельность, создавая ребенку пространство для дальнейшего роста.

Максимальное количество баллов от 5 до 6  говорит об активности процесса становления культурного поля, верно выбранной методике работы.

Нами была создана методическая система, в которой было предусмотрено регулярное подкрепление интереса к заданиям, создание проблемных ситуаций, групповое выполнение заданий с созданием ситуации ответственности за свою часть работы в группе, выделены приемы совместной работы учителя и учеников на уроке и виды самостоятельной работы, направленные на формирование культурного поля учащегося.

Формулировки заданий зависят от содержания произведения. Назначение этих заданий – побудить ребенка к выходу в культурный контекст произведения, установлению различных связей, позволяющих более глубоко воспринять прочитанное, расширяющих представления детей о связи разных видов искусств. Это могут быть задания:

·        на поиск дополнительной информации, связанной с автором, персонажем, историческими фактами, упоминаемыми в произведении;

·        на интерпретацию текста;

·        на сравнение вариантов перевода;

·        на перевод текста на другой язык;

·        на активизацию ассоциативных связей с другими видами искусств (близость сюжета, общность темы);

·        на поиск иллюстраций к произведению и сопоставление иллюстраций разных художников и т.д.

      Вариантов таких заданий много, суть одна – выход за рамки текста литературного произведения в культурное пространство, требующий от ребенка деятельности. Мы учитывали и такие условия как:

·        добровольность участия в работе;

·        возможность выбора понравившегося задания;

·        направленность на развитие активности каждого ученика;

·        необходимость выполнять задание в свободное время, отсутствие его прямой связи с учебной работой.

     В методической системе обращается внимание на анализ художественного произведения с привлечением диалога искусств,  междисциплинарного подхода.

В изучение каждого из произведений можно выделить четыре этапа:

·                         чтение и анализ художественного текста (с привлечением междисциплинарного подхода, диалога искусств)

·                         поиск связей текста с пространством культуры (финал урока остаётся открытым)

·                         самостоятельный выбор ребенком задания (выбираю задание и выполняю, потому что интересно, потому что мне это посильно)

·                         анализ достигнутого в культуросообразной деятельности (что я узнал, пережил, что нового открылось мне в прочитанном тексте), рефлексия

Таким образом, данные уроки способствовали:

·                         развитию представления о сложности понимания авторского замысла литературного произведения, неоднозначности его интерпретаций;

·                         знакомству с новым видом связей в культурном пространстве (страноведение, декоративно прикладное искусство, окружающий мир и др.);

·                         приобретению новых знаний и умений;

·                         развитию интереса к чтению.

Задачей эксперементатора было: вызвать первичную потребность в культуросообразном поведении и наблюдать, как будет вести себя ребенок.

После проведения уроков по новой методической системе  мы повторили  эксперимент (методика контрольного эксперимента повторяла методику констатирующего эксперимента).

Внедрение предложенной методической системы положительно повлияло на развитие читательского восприятия учащихся и на рост количества устанавливаемых ими ассоциативных связей в пространстве культуры. Количественные данные приведены в таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

Сопоставление динамики развития поведения ученика, направленного на освоение культурного пространства

(количество учащихся в %)

 

поведение ученика, направленное на освоение культурного пространства

нулевой срез

итоговый срез

количество учащихся в %

контроль-

ные классы

эксперимен

тальные классы

контроль-

ные классы

эксперимен

тальные классы

0 баллов

0

2

0

0

1-2 балла

58

33

51,2

20

3-4 балла

37

42

41,9

48,9

5-6 баллов

5

23

6,9

31,1

   

      Наблюдается положительная динамика в поведении учащихся, направленная на освоение культурного пространства.

Повышению уровня читательского восприятия, качества творческих работ, расширению кругозора, развитию культуротворческих интересов учащихся в процессе целостного анализа произведения, способствовал открытый финал урока, вариативность заданий и их направленность на удовлетворение разнообразных интересов учащихся, сопоставление текстов, написанных на языках различных видов искусств, перевод литературного текста на языки других видов искусств.

      Приобретению определённого опыта культуросообразной деятельности способствуют разные источники: библиотека, интернет, учитель, родители, одноклассники, театр, выставка, музей, кинотеатр.

Наиболее часто выбираемыми, среди указанных учащимися источников является Интернет. В современном обществе это самый доступный источник информации. Приятно отметить, что 72%  и 74% учащихся контрольных классов, а 53% и 55% экспериментальных классов пользуются библиотекой и эти показатели на этапе нулевого и контрольного среза сохранялись. Таким образом, Интернет и обращение в библиотеку занимают лидирующие позиции. После формирующего эксперимента в экспериментальных классах были названы ещё и такие источники информации как: реклама, афиша.

      В экспериментальных классах учащиеся выполняли задания, связанные с языками искусств, обращались к поиску картин, иллюстраций разных художников, к поиску музыкальных произведений, искали песни, сказки, национальные костюмы, знакомились с культурой других народов, проявляли более высокую активность, поэтому и обращений к разным источникам информации больше. В контрольных классах учащиеся мало выполняли заданий, связанных с поиском дополнительной информации, поэтому их опыт работы с источниками информации небольшой и источников они указывают мало.

Анализ полученных результатов позволил сделать следующий вывод: ребёнок в начальной школе готов проявлять активность, это позволяет использовать потенциал культуротворческих заданий.

Литература:

1. Воюшина М.П. Культурное поле младшего школьника как объект метаметодического исследования. // Метаметодика как перспективное направление развития частных методик (материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции 1-2 декабря 2004 года). – СПб.: Изд-во «Сударыня», 2005. – С. 9-14.

2. Воюшина М.П. Как ребенок взаимодействует с пространством культуры. // Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения: Сб. статей по материалам Первой межвузовской научно-практической конференции / Под ред. З.А.Гриценко. – М.:, МГПУ, 2007.– С.8 -16.

3. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. – 1991. – № 4. – С. 5-18.