Олихова Е.О.

Московский государственный лингвистический университет, Россия

Изменение ценностных ориентаций в эпоху глобализации (на примере КНР XX в.).

Социокультурное, экономическое, политическое развитие современного Китая характеризуется высокими темпами, а также все более возрастающим влиянием (в том числе и культурным) на многие страны мира. В условиях современной глобализации наиболее важные вопросы, связанные с решением общих проблем развития и выживания человечества в целом, актуальны и для Китая. К их числу, несомненно, относятся проблемы перенаселения, демографического кризиса, эмансипации женщин и активизации феминистических тенденций. Китайская культура традиционно обладает устойчивой и древней моделью социокультурных отношений, способствующих сохранению базовых ценностей и идеалов китайского общества, а также позволяющих в условиях современного мира не утратить самобытность культуры. К числу таких моделей относится модель семейных взаимоотношений, которая закрепилась благодаря конфуцианской нравственно-этической концепции и которая широко представлена в мифологии, религии, литературе и искусстве Китая. Китайской культуре свойственна преемственность, уважение древности и почитание старших, что обеспечивало на протяжении более чем двух тысячелетий стабильность и устойчивость существования китайской культуры, конфуцианских норм и традиций. Но под влиянием западной культуры в XX в. у молодого поколения формируются новые ценности и отличное от традиционного конфуцианского отношение к семейным ценностям.

Во-первых, ориентированность на социальный статус и успешность приводит к прагматичному подходу к браку (прагматичность – элемент традиционного менталитета, однако в изменившихся социальных условиях ее применение приводит к иным выводам) [4, c.185, 235].

Во-вторых, у современных китайцев ярче проявлен эгоизм, нежелание тратить свою жизнь на семью (мужа и детей). И особенно это касается женщин, которые более ориентированы на социальную жизнь, а не на семейную в первую очередь. Установка государства жениться как можно позднее, а лучше вообще не жениться, которая активно реализовывалась до 1978 г. [4, c. 58-59], также снизила ценность семейных отношений. В современных условиях экономического роста разваливается семья как ценность и основа сплоченного цельного китайского общества.

В-третьих, под влиянием революций и войн, которые пережил Китай в XX в., еще более стала заметна невысокая ценность жизни как таковой, материнства и семьи. Поколение, рожденное в конце 50-х – начале 60-х гг. невысоко ценит материнство, детей и семью (что приводит к росту числа разводов и нивелированию ценности верности усопшему супругу) [4, c. 34, 157, 165-166, 189, 479; 5]. В то же время, по последним исследованиям, заметно повышение роли женщины в семье, а именно расширение её прав в решении внутрисемейных вопросов, благотворно сказывается на детях. Одной из причин, способствующих повышению роли женщины в семье, - это ее растущий вклад в финансовое благосостояние семьи. Также, в результате свободы нравов во времена революции, игнорирования властью любых вопросов морали кроме политического воспитания и непосредственной идеологической подготовки. По вопросу девственности невесты а также предпочтения жениха из полной семьи перед сиротой мнения расходятся [2, c. 183-184; 3; 4, c. 244-249, 253-254, 323-324]. И также распространяется отношение к семье как к необязательному союзу мужчины и женщины с целью заведения ребенка, союзу, в котором партнер легко заменим [1]. Тем не менее, после начала политики реформ и открытости, официальная пропаганда, возлагая ответственность за плохие нравы на «Банду четырех» и западные влияния, заявляет, что идейное и моральное согласие между супругами – основа крепкого брака, а половые отношения до брака заслуживают осуждения [2, c. 63-64, 69, 71-77].

В-четвертых, изменилось понимание термина «семья» среди молодежи. Старшее поколение понимает под семьей все связи (со всеми детьми, родителями, бабушками, внуками, дядьями и др.), молодое же поколение нередко сужает понятие семьи до «муж, жена, дети» [2, c. 126]. Ценность почитания старших нивелируется. Официальные власти возлагают ответственность за это на «культурную революцию», тем не менее основной причиной является развитие материальных факторов в городской жизни, растущее число работающей и зарабатывающей молодежи, в результате чего нередко традиционное уважение к старшим подменяется отношениями, основанными на соотношении сил [2, c. 129-130].

Таким образом, в целом можно отметить, что влияние процессов глобализации на традиционные культуры, а также на нормы нравственности и морали, в большей степени негативны и приводят к искажению базовых ориентаций национальных культур, трансформации национальных ценностей и углублению социальных проблем.

Список использованной литературы

1.     Ван Мэн Мотылек // Человек и его тень  : сборник повестей  / пер. с кит. ; составление, предисловие, комментарии, справки об авторах А. Н. Желтоховцев. – М. : Молодая гвардия, 1983. – с. 109-178.

2.     Доменак Ж.-Л. Семейные отношения в Китае / Доменак Ж.-Л., Хуа Шанмин; пер. с франц. и послесл. Н.Б. Зубков. – М. : Наука, 1991. – 215 с.

3.     О браке : закон КНР принят на 3-й сессии ВСНП 5-го созыва 10 сентября 1980 г. // Консалтинговая группа Окно в Китай [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://chinalawinfo.ru/civil_law/law_marriage, свободный (Дата обращения: 20.08.2011) – Загл. с экрана.

4.     Чжан Синьсинь Дракон меняет облик: китайцы сегодня // Чжан Синьсинь, Сан Е / пер. с кит. – М. : Прогресс-Академия, 1992 – 496 с.

5.     Dikötter, Frank Mao's Great FamineThe History of China's Most Devastating Catastrophe, 1958-62. City: NY Walker&Company, 2010. – 448 c.