Шевченко С.А., Самиева О.Б. 

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

г. Петропавловск

Традиции и обычаи как отражение духовной культуры народа

 

         Этнос понимает как исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая единым языком и культурой, а также самосознанием. Л.Н. Гумилев отмечает, что «именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретных народов». Любой этнос всегда проявляет себя как сложная социальная система. Поэтому он имеет массу различных характеристик, с одной стороны, сходных с другими общностями, а с другой – выделяющих его среди них. К признакам, выражающим системные свойства существующего этноса и отделяющим его от других, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения.

Проблема этнотрадиций и обычаев дискуссионна в науке. По мнению Н. Сарсенбаева, она рассматривается как категория социальной психологии. Данное положение вызывало возражение со стороны некоторых ученых. А.Кукубаева в своей работе «Очерки этнопсихологии» отмечает, что традиции и обычаи возникают на основе морали самого общества. Н. Джандильдин подчеркивает, что этнотрадиции и обычаи обусловлены социальными условиями этносов, поэтому не могут быть компонентами национальной психологии. По его мнению, традиции и национальная психология есть состояние души нации, то традиции и обычаи реализуются не в психике этнической личности, а в самой жизни. Особенностью традиций и обычаев является то, что они отличаются устойчивостью и передаются из поколения в поколение. Значит,  через традиции передается национальное своеобразие народа. Поэтому можно сказать, что исчезновение традиций (равно как и языка) приводит к исчезновению самого народа. Только сохранив все самое ценное у народа, можно состояться как нация.

Традиционная культура казахов – сложное явление, связанное с древними мировоззренческими предписаниями многих поколений. Она является одним из элементов национального самосознания народа и в своей основе содержит устные способы передачи жизненного опыта людей. Благодаря традициям можно усвоить опыт предшествующих поколений, сформировать духовно-нравственные ценности и идеалы.

Духовные идеалы отражают своеобразие исторического развития и культуру народа. В.Г. Крысько отмечает, что национальная культура – это совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых ею основных способов взаимодействия с природой и представителями других этнических общностей. Культура цементирует жизнь нации, обеспечивая функционирование ее социальных институтов, наполняя их полноценным, значимым для всех содержанием, проявляясь в специфических интересах, складе ума и образе жизни, традициях и моральных нормах, образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения.

Духовные ценности своих предков своего народа, уважение к традициям и обычаям, любовь к родному краю, почитание непреложных образцов поведения формируют чувство национального достоинства. Именно в характеристиках национального достоинства этнопсихологи видят первооснову таких явлений как национальная гордость и патриотизм. Национальная гордость понимается учеными как патриотическое чувство любви к своей Родине и народу. Патриотизм – сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, оно проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов.  Содержанием  патриотизма являются любовь к  Отечеству, преданность  Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить интересам Родины и защищать ее от врагов.

Отдельные элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языкам, традициям и обычаям своего народа начали формироваться еще в глубокой древности. С возникновением классов и государственности содержание патриотизма становится качественно иным, поскольку выражает уже отношение к Родине, Отечеству через присущие классу и государству специфические интересы. В условиях формирования наций, образования национальных государств патриотизм становится неотъемлемой частью сознания всего общества. Каждый человек имеет представление о чувствах национальной гордости и патриотизма, поскольку в любой культуре, у любого народа их формирование занимает важное место в воспитании всех поколений.

Чувство национальной гордости и патриотизма казахского народа формируется благодаря его богатой духовной культуре, которую можно представить в виде целостной системы ценностей. Носителями нравственных ценностей являются аксакалы (старейшины), на почитании которых строится воспитание в семье. Прежде всего, это проявляется в уважительном отношении к взрослым и родителям. При обращении к старшим по возрасту к первым словам их имени прибавляли афориксы субъективно-оценочной формы. Уважительное отношение к старшим формировалось у человека с детства. При этом обращались к ним только на «вы». В такой атмосфере в семье формировались нормальные взаимоотношения между родителями и детьми.

         Национальные традиции и обычаи казахов связаны с мировоззренческими предписаниями многих поколений степного края. Они до сих пор остаются регуляторами повседневной жизни, элементом национального самосознания. Так, наиболее распространенной формой приема гостей является «қонақ осы», который представляется как ритуализированное угощение с заранее определенным поведением ее участников, где каждый из них выполняет свою определенную роль. В этом ритуале форма проявления гостеприимства связана с бытовым общением, где удовлетворение материально-бытовых потребностей строго сочетается со сложной системой взаимоотношений между его участниками. Более того, само гостеприимство вызывает чувство собственного достоинства: у гостя появляются положительные эмоции (поднимается настроение), а сам хозяин благодарен за приход гостя именно в его дом. Таким образом, создаются условия для эмпатии с обеих сторон (сопереживания), что в итоге раскрывает богатство души самого хозяина.

         Традиция гостеприимства отражает специфику казахского народа. С давних времен она считалась высоконравственной ценностью. Законом для всех кочевников был доброжелательный прием любого гостя, который являлся для хозяев связующей нитью с внешним миром, источником информации, одним из способов развития общения. По своей природе казахский народ был лишен агрессивности по отношению к окружающим людям. Участие кочевников в войнах никогда не носили национального оттенка. Традиция гостеприимства характерна для многих народов. Специфика казахского гостеприиства, во-первых, отражает его связь с эмоциональной сферой, как наиболее характерной для психического склада казахов: вызывает новые эмоциональные состояния, чувства национального достоинства, национальной гордости. С другой стороны, казахское гостеприиство является своеобразной формой искусства: проходит по особому сценарию и сопровождается праздничными мероприятиями, в котором участвует весь аул.

Гостеприимство предполагает обязательное общение, как сотворчество, когда демонстрируют свое искусство, как хозяева, так и гости. Кроме того, данная традиция имеет большое воспитательное значение, так как воздействует на психику детей, приобщая их к культуре своего народа.

Традиции и обычаи, как устойчивые социальные, культурные, бытовые нормы, правила, принципы общественного поведения людей, отражают созидательный и творческий опыт народа. Без опоры на опыт предыдущих поколений не может существовать ни один этнос. Национальные традиции и обычаи, связанные этническим самосознанием, являются важным системообразующим элементом духовной культуры казахского народа. Настоящее и будущее этноса формирует идеалы, потребности, национальные вкусы, мировоззрение молодого поколения.