Пыхарев А.Н., Елетова А.Ш. Республика Казахстан Географическая детерминация культурогенеза

Диалектика развития географической науки состоит в возрастании числа дифференцированных направлений, резко усиливающих её интеграционный потенциал.

Объективные изменения, которые произошли в жизни общества и человека в последней трети XX века, можно предположить, будут опре­деляющими для перспектив XXI столетия. Процесс, получивший название культурного перехода, обусловливает резкое повышение роли культуры, а значит, и присущих ей смыслов, норм, целей и ценностей в развитии человечества.

Культура как исторический феномен и ее формы на современном геопространстве становятся объектом комплексного, междисциплинарного исследования социальных наук и социальной географии в частности. Как в нашей стране, так и за рубежом ученые все более уделяют внимание социальным процессам и явлениям происходящим на геокультурном пространстве планеты. Отсюда возникает потребность в такого рода исследованиях, которые сумели бы, используя весь арсенал методов, идей, подходов, накопленный современной географической наукой, охватить единым взглядом социокультурную ситуацию, сложившуюся как в современном мире, так и в отдельных его регионах или государствах.

Последовательное развитие науки (или комплекса наук) о культуре шло и идет по пути расширения объекта исследования: от анализа проблем прекрасного (Аристотель) ко все большему охвату культуры как целого планетарного феномена (В.И.Вернандский). В этом процессе расширения объекта и предмета исследования культуры все большее значение принимает применение идеи географического детерминизма культуро­генеза.

Однако, по мнению В.И.Вернандского: «До сих пор история человечества и история его духовных проявлений изучается как самодовлеющее явление, свободно и незакономерно проявляющееся на земной поверхности, в окружающей ее среде, как нечто ей чуждое. Социальные силы, в них проявляющиеся, считаются в значительной степени свободными от среды, в которой идет история человечества.

Хотя существует много разных попыток связать духовные проявления человечества и историю человечества вообще со средой, где они имеют место, всегда упускается, что, во-первых, среда эта — биосфера — имеет совершенно определенное строение, определяющее все без исключения в ней происходящее, но могущее коренным образом нарушаться идущими внутри ее процессами, она имеет, как все явления в природе, свои закономерные изменения в пространстве-времени» [1]

Любое историческое или культурологическое исследование содержит в себе пространственно-географическую компоненту, т.е., как было доказано Ю.А. Ведениным, "пространство Земли организует культуру, а культура организует пространство" [2]. Всякий процесс культурогенеза имеет пространственное измерение, которое и изучает география культуры.

Геокультурное пространство планеты и ее этногеография, начиная с древнейших времен (о чем свидетельствует археологическая культура различных эпох в различных районах планеты) и до наших дней, формировались под воздействием географических условий. Человек «строил свой идеальный мир неизбежно в жестоких рамках окружающей его природы, среды своей жизни, биосферы, глубокой связи своей с которой и независимой от своей воли, он не понимал и теперь не понимает

[3].

Сегодня ни одна наука не связана в такой степени с действительностью, как география. Она изучает природные, экономические и социальные процессы не изолированно, а в тесной взаимосвязи с реальными условиями жизни на Земле. Уникальность географии, особенно на нынешнем этапе, заключается в том, что она одновременно исследует проблемы природно-географической среды и общества, являющейся базовым условием его развития. Поэтому для понимания и установления взаимосвязей между этими системами как никогда необходимо владеть географическим мышлением.

В течение многих десятилетий отношение философии, - науки о всеобщих законах природы и общества, к методологическим проблемам географии было достаточно прохладным. Это объясняется и принижением географии как фундаментальной науки и засекреченностью получаемых ею материалов и многими другими причинами идеологического и политического характера. Однако со временем сама человеческая мысль стала пространственно-географической, пространственно-географическим явлением или, по крайней мере, осознала себя таковой. Сегодня основными принципами географического мышления являются: территориальность, комплексность, конкретность, интегральность, глобальность, овладев которыми, возможно понять и оценить происходящие вокруг нас природные и социальные процессы и явления, а также дать им обоснованные прогнозы на будущее.

Вместе с тем устоявшийся в мышлении тезис о том, что чем просвещеннее и цивилизованнее человек, чем выше уровень его материальной и духовной культуры, тем менее он зависим от географических условий природной среды - в современных условиях не выдерживает никакой критики, а тезис «человек - царь природы» можно подвергнуть    жесткому    остракизму.    Иллюзия    постепенного    роста

процветания людей за счет беспредельных богатств природы, которые только надо научиться от нее брать - рассеялась.

Современный уровень взаимодействия человека с природной оболочкой показывает, что в нем ведущую роль играют стихийные процессы, спровоцированные антропогенной деятельностью и приводящие к непреднамеренным последствиям. Поэтому человеческая деятельность должна вписываться в общий ход эволюции и динамики биосферы, а управление и корректировка процессов, происходящих в такой сложной системе, как природная оболочка Земли, требует наряду с выявлением ее законов также учета влияния внеземных факторов.

Развиваясь, человеческое общество неизбежно переходит на новые уровни отношений с окружающей природой. И приходится иметь дело уже с новыми, незнакомыми ранее проявлениями фундаментальных закономерностей. Некоторые из этих закономерностей могут быть неосознанно инициированы человеческой деятельностью. В результате способны возникнуть разрушительные для природы и общества тенденции. Если люди не успеют их изучить, то будут не в состоянии им вовремя противостоять. Мы считаем, что одну из таких тенденций человечество уже инициировало [3].

Теперь уже не нужно доказывать никому, что глобальные географические законы, проявляющиеся в природе, причинно-обусловлены и их игнорирование приводит к непредсказуемым для человека и человеческой культуры последствиям на территориальном и конкретно-локальном уровнях. Как ни парадоксально, а современный человек с его социотехногенной культурой все больше становится зависимым от природы и ее законов. Последняя катастрофа в Юго-Восточной Азии, унесшая сотни тысяч жизней, наводнения в Европе, жесточайшие засухи и лесные пожары в Америке, России и Канаде, деградация фитоценоза и зооценоза планеты, пересыхание рек, наконец, глобальная катастрофа Арала и многое другое - все это результаты игнорирования этих законов и как следствие - непродуманной хозяйственной и в целом культурной деятельности человека. Постоянно усиливающееся культурное воздействие человека на окружающую его природу не только соизмеримо с мощными стихийными силами (извержением вулканов, пыльными бурями, наводнениями, пожарами и т. д.), но зачастую значительно превосходит их по силе разрушающего действия.

Как один из видов исторической и социальной динамики культуры, культурогенез, заключающийся в порождении новых культурных форм и систем и их интеграции в существующие культурные системы, не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм  и  систем.  Сущность культурогенеза.  заключается в

процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. С позиций эволюционной теории основной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям окружающего мира их существования путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности, социального взаимодействия (вещей, знаний, представлений, символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т.п.) и гармоничных отношений с географической средой.

Следует обратить внимание на то, что культурологическая проблема отношения человека к окружающей географической среде, природе по-разному ставилась и решалась в истории.

Идея о детерминирующей роли природных условий в жизни общества не нова и она выдвигались уже античными мыслителями-Платоном, Аристотелем. Как научное направление географический детерменизм сформировался в ХУШ веке. Одним из основоположников географического направления в социологии был Шарль Луи Монтексье (1689-1755), который особое значение в формировании общественного устройства и нравов придавал климату, почве, поверхности, т.е. географическому пространству как одному из условий существования народов и их культуры. На рубеже 18-19 веков в мировой географической науке очень сильно была представлена антропогеография, ведущим которой был Фридрих Ратцель (1844-1904). В своих основных трудах (о взаимоотношении человека и окружающей природной среды) он пытался нарисовать картину расселения человечества по земной поверхности и развития культуры в связи с географическими условиями. По Ратцелю, общественные явления не только объясняются влиянием этих условий, но и к изучению самой природы необходимо подходить в зависимости от политических задач.

Это объясняется тем, что взаимные влияния природы и человеческой деятельности (производства) нестабильны, а всё время меняются в ходе истории природы и истории культуры общества. Нет сомнения, что последнее из великих оледенений существенно повлияло и еще будет влиять на развитие и расселение человечества. Современные колебания уровня Каспийского моря отражаются на рыболовстве, судоходстве, жизни и экономике приморских стран и населенных пунктов. (По сведениям Л.Н.Гумелева, в 1959-1963 гг. в результате археологических исследований в дельте Волги удалось установить характер климатических колебаний в степной зоне Евразии и даты трансгрессий Каспийского моря, сильно повлиявших на судьбы и культуру приволжских народов [4].

Исторически общество в своей реальной жизнедеятельности взаимодействует не просто с природой, а с развивающимися природными

процессами, детерминируемыми специфическими географическими факторами и движущими силами внеземного происхождения.

Например, привлекая к анализу истории культуры географию и сопоставляя исторические события с колебаниями климата степной зоны Евразии Л.Н.Гумилев этим способом получил ряд уточнений, позволивший ему подробно обрисовать историко-географический фон, на котором сталкивались различные культурные влияния с местными формами оригинальной культуры [5].

Каждой эпохе в развитии этногеографических пространств
ойкумены соответствовал определенный тип культуры, обладающий
специфическими          конкретно-историческими          характеристиками,

выявляющими особые черты существования культуры в рамках взаимодействия человека и природы.

Внутреннее, содержательное единство человека и природы является одной из важнейших характеристик культуры. Наличие определенных природных ресурсов, их геоморфологическая специфика определяли вы­бор каждым конкретным народом того или иного способа хозяйствования, их традиционого использования. С древнейших времен человек искал в природе необходимые элементы для обеспечения собственного существования и жизнедеятельности. Ареал его расселения определяли и климат, и рельеф, и растительность, и животный мир.

На ранних стадиях развития народов и их общественных формаций
специфика природных ресурсов непосредственно отражалась на характере
орудий труда, производительных силах и производственных отношениях.
Почвы, рельеф, водные ресурсы оказывали и до сих пор оказывают
значительное влияние на преобладание тех или иных видов хозяйственной
деятельности. И в настоящее геологическое время природные процессы
также зависят от энергии Солнца и Луны, внутренней энергии Земли.
Человечество еще находится в ледниковом периоде и потепление климата
приведет к таянию льдов Антарктиды и Арктики, а значит к
значительному повышению уровня Мирового океана. Содержание недр,
полезные     ископаемые,     энергоресурсы     и          их     географическое

сосредоточение в определенных климатических зонах существенно влияют на развитие экономики. Климат в сочетании с другими компонентами природы, например с флорой, во многом определяет особенности быта: жилища, одежды, продуктов питания и кухни, транспортных средств и др.

Особенности природной среды /почвы, климат, рельеф, фауна, флора/ также существенно влияют на формирование и развитие духовной культуры. С характерными чертами среды обитания связаны такие элементы этнографической культуры как: привычки, обычаи, обряды, ритуалы, игры и праздники, не свойственные для современного быта, которые все больше привлекают внимание исследователей.

Однако ученые, и географы в том числе, недостаточное внимание уделяют социально-культурным географическим проблемам, которые имеют не менее глобальное значение. Акцентируя свое внимание на том, что с лица Земли исчезают отдельные виды животных и растений, пересыхают реки и озера, исследователи редко вспоминают о современной потере значительной части богатейшего культурного наследия (культурно­го генофонда) человечества в результате наступления «массовой культуры», процесса чрезмерного выравнивания и стандартизации культур. Сохранение и разумное использование культурного генофонда и его географическое изучение - это важная часть комплексного подхода в изучении глобальных проблем человечества.

«В настоящее время под влиянием окружающих ужасов жизни, наряду с небывалым расцветом научной мысли, приходится слышать о приближении варварства, о крушении цивилизации, о самоистреблении человечества» [6].

Поэтому, специального рассмотрения географов требуют вопросы экологии культуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не ограничивается осознанием и практическим усвоением экологии биологической. Не менее важна экология культуры (термин выдвинут академиком Д. С. Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешней среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внутреннего мира человека, его духовной памяти и сознания означает распад личности. Патриотические чувства «размываются» суррогатами массовой культуры, равнодушием к изменениям окружающей природы, отсутствием нравственных принципов. Подлинные же гуманистические нравственные ценности возникают на почве традиций культурной среды, воплощенных в памятниках материальной и духовной культуры.

Поэтому социальные перспективы географии видятся прежде всего в том, что в ходе "информационной революции", охватившей человечество со второй половины XX века и затрагивающей главным образом технологии управления производственными, коммуникативными, культурными и иными процессами жизнедеятельности людей, неизбежно наступит этап "революции" в области территориального прогнозирования и проектирования, которая должна поднять на новый уровень эффективности методику управления любыми процессами. В числе наиважнейших при этом окажутся и задачи социального и культурного проектирования регуляции социокультурных процессов общественного развития, расчета социокультурных последствий управленческих решений и применяемых технологий, поддержания техно-гуманитарного баланса в системах ценностных ориентации и социальных стандартов, поиск новых методов социализации и инкультурации, прогнозирования и проектирования, поиска методов социального воспроизводства сообществ

и сохранения их специфических культурных черт в условиях общей социокультурной модернизации и стандартизации и т.п. Именно для решения этих задач окажутся в наибольшей мере востребованными специалисты-географы со знанием закономерностей социокультурного развития, порождения и внедрения инноваций, методологий и методов социокультурного проектирования и регулирования, а также исторического опыта социальной самоорганизации и саморегуляции сообществ.

Литература:

История и культурология. / Под ред.Н.В. Шишовой./. - М.: Логос.-.2000. -С.3.-(456с);

1 .Вернандский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991.- С.39;

2.Веденин. Ю.А. Очерки по географии искусства. - СПб., 1997.- С.З; 3.Вернандский В.И. Научная мысль как планетное явление».- М.: Наука, 1991.- С.21,30;

4.      Шаповалов В.И., Казаков Н.В.. Законы синергетики и глобальные тен­
денции. //«Общественные науки и современность».- 2002.- № 3.- С. 141-
148;

5.      Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь.- С.23, 38-40;

б.Лихачев Д.С.Предисловие к работе Гумилева Л.Н.Древняя Русь и Великая степь.- с.11;