Сокол Карина Олеговна

Никопольский факультет Национальный университет «Одесская юридическая академия»

 

ПРАВО И РЕЛИГИЯ

Мир многообразен, и в этом мы убеждаемся ежедневно. Об этом также свидетельствуют история и опыт прошлых поколений, красноречиво описывая этапы развития и упадков, эволюций и революций в нашем обществе. Аналогично и взаимоотношение права и религии. Его становление раскрывает история развития социальных норм, а вследствие, огромное влияние религии на формирование запретов, дозволений, предписаний, приобретавших, как результат, правовой характер. «Религиозные и философские основы цивилизации влияют на определение правовых начал»1, на социальные нормы, нормативный срез всей культуры человечества.

В эпоху раннего становления «нормы права вначале не отделялись от религиозных и были с ними тесно связаны. Древнейшие нормы права были в тоже время и религиозными законами; и только потом правовые нормы отделяются от чисто религиозных»2. Тесная связь права и религии характерна практически для всех правовых систем народов мира. Но особенно сильно влияние религии на право сказалось в древневосточных государствах. Это отразилось в соответствующих законодательных актах: Законы Моисея, древнее право персов, Законы Хаммурапи и др.

Интересно, что хотя и религия возникла позже мононорм и обычаев, она чрезвычайно быстро проникла в живой организм государственных регуляторов и стала его неотъемлемой частью. Это ясно прослеживается в индусском и мусульманском праве. Так, основными источникам мусульманского права признаются Коран и Сунна, «в основе которых лежит божественное откровение и которые закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле»3. В истории ярко запомнились Египет и Вавилон, где идет обожествление власти и закона. Шумерские издатели законов постоянно подчеркивали божественный характер своей власти, представляли свои законы как божественную истину, а себя в качестве божественных наместников.

Характерным является влияние религии на правовые системы Древней Греции и Древнего Рима. Исключением от мусульманских и  индусских государств было отсутствие конкретных религиозных доктрин. Например в Древней Греции не было культовой общности, религия опиралась чаще на культовые мифы. В римской религии, которая испытала влияние греческой мифологии, почитание богов также отступало перед свободолюбием.

Естественно, невозможно сравнить влияние религии(мифологии) Древней Греции и Рима на правосознание общества так, как это было и есть в буддизме и мусульманстве. Свобода личности и ее индивидуализация больше эволюционировала как раз в Древней Греции и в Древнем Риме.

В период феодализма тесная связь с божественным не обрывается. Происходит оформление мировых религий, поэтому в этот период получает развитие каноническое право, утверждается шариат (мусульманское право). Особенностью является не ограничение лишь одним государством. Они распространялись на всех верующих, где соответствующая религия была господствующей.

Реальность нашего времени показывает, что императивность предписаний шариата актуальна как никогда. Индусское право покоряет своей органичностью и другие континенты планеты, буддизм является идеологической основой многих учений. Насчет правовых систем стран Западной Европы – они более обособлены от религиозных норм, но ни в коем случае не противостоят  друг другу. В некоторых случаях право и религия в Западной Европе является опорой для созидания. И это неудивительно, так как христианские запреты и дозволения – кладезь многовековой мудрости.

Таким образом, соотношение права и религии имеет глубокие исторические корни. Оно различно в различных цивилизациях, в различных мировых религиях. В традиционных правовых системах оно стабильно, а в европейских – достаточно динамично, составляют большую взаимную поддержку и актуально взаимодействуют.

 

Использованная литература:

1. Хлебников Н. Право и государство в их обоюдных отношениях. Варшава, 1874. С. 75.

2. Вундт В. О развитии этических воззрений. М., 1986. С. 20.

3. Сюякияйнен Л. Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 1986. С. 9.