Гей А.В.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила. Туган – Барановского

Современные задачи социологии

 

Современные социологи работают с чрезвычайно широким кругом проблем. Следовательно, любой феномен из жизни общества можно связать с "соци­альным", тоесть сделать предметом анализа социологии. Актуальным среди современных социологов есть вопрос о проблемах развития социологии в наше время.

Данный вопрос рассматривался такими учёными как: Леонтьев Д.А., Шульга М.О., Рощин Д.Г., Яковенко А.В., Карнал Р.С. и другие. Анализ последних исследований и публикаций показывает, что вопрос есть до конца нерассмотренным, так как раскрыты не все задачи социологии.

Цель статьи заключается в анализе современных задач социологии, опираясь на исследования известных социологов.

На сегодня актуальной является задача интеллектуальной рецепции такой социологической исследовательской программы, как государство, спо­собствующее развитию. Американский социолог Чалмерс Джонсон впервые применил термин «государство способствующее развитию» в трактате "Министерство внешней торговли и промышленности и японское чудо" (1482). Он описал государство, действующее вопреки предписаниям либерализма, требующего минимизации роли государства в общественных делах в целом и экономических в частности. Исследовательская программа государ­ства, способствующего развитию, становится направлением в современной социологии, приобретающим все большую значимость и влияние.

Для современ­ной Украины важно изучение неопатримониальных трансформаций госу­дарства, которые блокируют становление государства, способствующего развитию. Формирование государства такого типа осложняется тем, что сила инерции все еще сохраняет гегемонию идеологий либерализма и нео­либерализма. Оценки либерализма различаются в зависимости от идеологических предпочтений интерпретаторов. Неолиберализм, в свою очередь, это тип идеологии, фактически сняв­шей в 1990-х годах остроту противоречий между консерватизмом и соци­ал-демократией, превратив эти движения из самостоятельных мировоззре­ний в две схожие версии одного мировоззрения.[2, С.203]

В течение как минимум двух последних десятилетий социологи прокладывают путь к теоретическому синтезу, который бы сделал возможным продуктивное использование достижений различных, нередко противоположных по идейным и идеологическим направлениям, парадигм.

Среди современных интеллектуалов распространяется осознание кризиса обществоведческой науки и образования в глобальном масштабе. . Сомнению подвергаются легитимность традиционного разделения труда между разными дисциплинами, изучающими социум. По мнению Валлерстайна, дифференциация научных дисциплин происходит от господствующих структур знания капиталистической мир-экономики, а следовательно, не подчиняется автономной логике поиска истины и решения социальных проблем.[3, С10]

Социологи тоже вовлечены в интенсивные дебаты о предмете собствен­ной дисциплины. Общество фрагмеитируется, исчезает либо воспринима­ется как феномен, порожденный реалиями XIX века с его беспроблемным отождествлением национального государства с обществом; отсюда более популярным становится призыв разрабатывать социологию вне обществ. Несмотря на всю продуктивность такой критической саморефлексии было бы иррационально полностью отказаться от понятия "общество" и применять его быстротечные заменители (например, мобильные "сети и потоки", согласно Джону Арри), выбор которых зачастую продиктован капризными колебаниями моды.[1, C. 144]

Было бы также ошибочным считать, что задача социологии — фокусироваться исключительно на масштабных макропроблемах социума. Совре­менный американский социолог Рендел Коллинз — опираясь на длитель­ную традицию микросоциологии от Чикагской школы до Э.Гоффмана — мастерски демонстрирует, как теоретические конструкты классиков можно использовать для постижения микропроблем. Блестящим примером явля­ется его книга "Interaction Ritual Chains" (2004), состоящая из двух частей: первая — "Радикальная микросоциология", вторая — "Применение".[2, С.204]

Таким образом, знание должно служить фундаментом для информационного социального действия, как индивидуального, так и коллективного. Действие должно быть направлено на общественные изменения, ориентированные на защиту культурных прав, справедливости и солидарности.

Литература:

1.                            Гацков Максим. Социальный анализ и логос // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2011. - №4. – С.143-160

2.                            Кутуев Павел. Социология: исторические истоки и современные трансформации // Социология: теория, методы, маркетинг. –2009. - №3. – С.183-205

3.                            Головаха Е. Социологические знания: специфика, критерии научности и перспектива развития / Е. Головаха // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. - №1. – С.6-16

4.                            Девятко И. Причинность в обыденном сознании и в социологическом объяснении: контуры нового исследовательского подхода / И. Девятко // Социология.4М. – 2007. - №25. – С.5-20