Филиппова А. В.

Восточно-Казахстанский государственный

технический университет им. Д.Серикбаева

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

 

Научно-технический, культурный и социальный прогресс общества определяет постоянное развитие разнообразных потребностей людей. Достижения науки и техники все глубже проникают в такие, казалось бы, не очень близкие к ним сферы, как, например, культура. Она оказывается в диапазоне общих социальных изменений. Повышается техническая оснащенность культуры: в культурно-творческом и культурно-информационном процессах используется могучий арсенал техники — от телевизионных спутников до технических устройств культурно-бытового назначения. Благодаря развитию средств коммуникаций и увеличению скоростей передвижения ликвидируется пространственная и географическая замкнутость и изоляция «культурных регионов», что расширяет сферу и динамику культурного общения.

Абраам Моль – автор большого числа работ в сфере культуры, социологии, психологии, теории информации в своей книге «Социодинамика культуры», подходит к анализу современной культуры с точки зрения информационно-кибернетических идей. Он рассуждает  о «росте производства культуры» в условиях информационного общества, о скачке человечества «из царства необходимости в царство свободы». Компьютеризация, появление глобальной коммуникационной сети и мультимедийных технологий способствуют, с одной стороны, увеличению роста производства культуры: числа издаваемых книг и журналов, количества фильмов, произведений изобразительного искусства, музыки, распространяемых и тиражируемых с помощью средств массовой информации; с другой стороны, технические успехи современного производства увеличивают свободное время людей, которое может быть посвящено культуре; иначе говоря, расширяется сфера «потребления» духовных ценностей. Этот двуединый процесс роста производства и потребления культуры делает необходимым осмысление связанных с ним социальных тенденций как положительного, так и отрицательного характера, оцениваемых с точки зрения основного критерия — всестороннего, гармонического развития личности. Воздействие же на эти тенденции требует усилий организационно-управленческого плана [1, с. 180].

Архитектура, как социальное явление, не могла не отразить столь существенных  общественных  трансформаций,  так  как  одним  из          главных источников  распространения  культуры  являются объекты культуры. В широком смысле это понятие включает предметную среду города (архитектуру, благоустройство, дизайн, колористику, гигиену), памятники истории и культуры, культовые сооружения, некрополи, ландшафты (преобразованные), рекламные продукты, досуговые и клубные центры и площадки др.; в локальном значении оно применяется по отношению к отдельным уникальным учреждениям культуры с определенным набором функций, носящим общегородской и внегородской характер. В данной работе рассматривается второе значение.

Обращаясь к всемирной истории архитектуры [2] и истории современной архитектуры [3], был проведен исторический анализ объектов культуры на разных стадиях развития эпох. Можно сказать, что античное зодчество оказало влияние на типологические признаки многих объектов культуры. В этот период возникли такие типы зданий как театры, цирки, библиотеки, термы (прототип современного клуба), музеи и др. Для античного периода, а также периода возрождения, классицизма характерна симметричная схема планировки, четкость объемной формы, установление определенных пропорций для всех членений и приведение их к единому модулю. Основой архитектурного языка, как правило, служит ордер. К плюсам античного зодчества можно отнести гармонию, простоту, строгость, логическую ясность, монументальность и обоснованность наполнения пространства. К минусам – симметричные, правильные схемы характеризуются жесткостью и неспособностью дальнейшего развития зданий. Современная архитектура (XIX конец XX в.) характеризуется созданием гибкой планировки здания, динамизмом архитектуры, способной приспосабливаться к изменениям запросов. Проектирование объектов культуры в конце XX – начале XXI века следует принципам полифункциональности, создания индивидуального запоминающегося образа постройки, применения новейших информационных технологий, энергосберегающих систем и сложных конструктивных схем.

Работы советских авторов, посвященные аспектам проектирования объектов культуры, (С. Г. Змеул, Б. А. Маханько, И. А. Синянский,                    Н. И. Машенина, Б.Я. Орловский, П. П. Сербинович, Б. Г. Бархин, Б.Г. Буга, В.А. Касаткин, Б.В.Муравьев, А.Т.Полянский, П.П. Ревякин, А. Л. Гельфонд), освещают общую типологию и классификацию учреждений культуры, их градостроительные особенности, приводят примеры проектирования учреждений культуры на территории постсоветского пространства.

Изучив типологию объектов культуры, по своим основным функциям их условно можно разделить на культурно-просветительские, зрелищные, экспозиционного назначения. К  культурно-просветительским относятся: дома культуры, клубы общего типа и специализированные, дома техники, дома молодежи, а также библиотеки – общественные и специализированные,   городские,   районные,   окружные,   областные,  краевые и др. Зрелищные объекты культуры составляют: театры – оперные, драматические, музыкальные, детские и др.; кинотеатры общего типа и специализированные (детские, повторного фильма, хроники и т. п.); концертные залы; цирки и др. Объекты культуры экспозиционного назначения: выставки, музеи (краеведческие, исторические, художественные и литературные и др.), панорамы, зоопарки.

В вышеуказанных работах также можно выделить основной состав помещений и композиционно-планировочные особенности формирования объектов культуры. Формообразование главных и второстепенных помещений, их сочетание строится на основе гармонизации и психофизиологических закономерностей внутреннего пространства.  В зависимости от характера функциональных процессов группировка помещений учитывает: во-первых, взаимосвязи помещений, требующие непосредственного сопряжения помещений (например, зал и сцена вестибюль и гардероб и т. п.), и, во-вторых, взаимосвязи помещений при помощи горизонтальных и вертикальных коммуникаций (коридоры, лестницы и пр.). Один и тот же функциональный процесс может иметь несколько рациональных схем организации внутреннего пространства или объемно-планировочных схем. Для зрелищных зданий основной схемой группировки помещений является зальная схема, которая основана на создании единого пространства для функции, требующих больших нерасчлененных площадей, вмещающих массы посетителей. Зальная схема обычно дополняется группами второстепенных помещений, имеющих коридорную или анфиладную схемы. В таких случаях создаются комбинированные схемы бескоридорная, коридорно-кольцевая, анфиладно-кольцевая, ячейково-зальная. Эти схемы применяются в клубах, библиотеках, дворцах культуры, в которых смешанная схема вызывается сложностью функциональных процессов. В экспозиционно-выставочных объектах культуры, как правило, применяются анфиладная и павильонная схемы.

В градостроительных особенностях объектов культуры были выявлены следующие типовые ситуации размещения объектов культуры в плане города: в сложившейся городской застройке (центральной или периферийной зоне), в новых районах, в зоне реконструируемой застройки, в рекреационных зонах.

Вместе с тем, в работах советских авторов недостаточно широко освещены вопросы реконструкции объектов культуры в условиях развивающегося общества на основе информационных технологий и дающие возможность развития культуры масс с некоторым опережением существующего технического вопроса. Для оптимизации процесса проектирования необходимы новые исследования в области особенностей архитектурно-планировочной организации объектов культуры, с целью выявления основных направлений их формирования.

В связи с этим, были определены основные факторы, влияющие на формирование архитектурно-планировочной структуры объектов культуры: социально-демографические, эколого-эргономические, этнокультурные, природно-климатические, фактор времени. В социально-демографических факторах рассмотрено проектирование объектов культуры с учетом половозрастной структуры населения (количество жителей города, преобладание молодых, постаревших или очень старых  людей;  жителей  женского  или   мужского пола и др.). Социально-профессиональной структуры населения (профессия и место работы (должность), уровень образования, род  деятельности, материальная обеспеченность, индивидуальные способности и др.). Степень устойчивости тех или иных профессиональных групп и их удельный вес среди всего населения важно знать для определения типов культурно-просветительских, зрелищных и экспозиционных сооружений.

В эколого-эргономических факторах можно выделить применение антропометрических и психофизиологических методов при проектировании объектов культуры. При проектировании культурных учреждений антропометрия может быть использована в решении следующего ряда задач:

1) Определение размеров, формы и других общих свойств пространства;

2) Расположение и размеры мебели, приспособлений и оборудования;

3) Определение расположения мебели и оборудования, ширины проходов для маломобильных групп населения.

Психофизические факторы тоже широко применяются при проектировании объектов культуры. Связь с внешним миром осуществляется посредством эволюционно приобретенных анализаторных систем, которые действуют всегда интегрировано, в постоянной взаимосвязи, реализуя функции восприятия. С целью научного изучения их разделяют на зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, осязательный анализаторы, анализаторы внутренних органов и двигательный анализатор, осуществляющий оценку состояния мышц и сухожилий. В качестве примера, как с течением времени в процессе посещения объектов культуры задействуются все больше анализаторных систем, можно рассмотреть эволюцию кинотеатра. Если с появлением немого кино в 90-х ХХ в., был задействован только зрительный анализатор, то в ХХI веке, с появлением 5D формата, в кинопросмотре участвуют зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный и двигательный.

Психофизиологические факторы также можно применить при дизайне интерьеров объектов культуры и при проектировании художественных решений фасадов.  При дизайне учет особенностей оптических иллюзий, возникающих под воздействием психофизических явлений иррадиации, контраста, зрительной памяти, позволяет повлиять на зрительное восприятие размеров помещения. Так как люди склонны воспринимать и оценивать архитектурные произведения не как структуру и целостность, а как некий визуальный образ и, основную долю информации человек получает при помощи органов зрения, впечатление от  лица  сооружения  формирует  общее  представление  о  нем.  Таким образом, можно найти множество  способов художественных решений в проектировании фасадов – зеркальная облицовка, работа с орнаментом, ритмическая организация, цветовое  решение,   вентилируемый фасад, слоистый  фасад, мультимедиа фасад и др.

Немало важную роль в формировании объектов культуры играют факторы связанные с регионом, в котором расположен объект культуры. Это природно-климатические и этнокультурные факторы. При проектировании объектов культуры необходимо ориентироваться на климат местности и природное окружение (ландшафт, растительность, подстилающую поверхность и т. п.), а также постараться учесть национальные традиции этого региона.

 И последним, одним из главных факторов на сегодняшний день, является время. Сергей Мироненко, московский дизайнер, художник, архитектор интерьеров и разработчик мультимедиа фасадов, акцентирует внимание на необходимости современной архитектуры соответствовать своему времени и иметь возможность меняться с учетом стремительной изменчивости требований к ней.  Если в эпоху сталинской архитектуры время консервировалось и как бы застывало в вечности, то в современной архитектуре появляются все больше материалов и фактур с ограниченным сроком службы. Продолжительностью здания зачастую жертвуют ради большей актуальности. Связано это со всеобщим сжатием и ускорением времени в мире. Смена эпох и мировоззрений происходит все быстрее и быстрее. Кино, телевидение, реклама, клипы, интернет и прочие символы раскручиваемой спирали технологического прогресса сжимают информацию до легко усваиваемых микродоз. Время стоит все дороже. Такие кардинальные изменения не могут не отразиться и в архитектуре. Если раньше архитектура была устремлена в будущее, то сегодня важнее то, что происходит сейчас. Поток настоящего настолько широк и сложен, его изменения столь часты, что заглянуть далеко в будущее попросту невозможно. Информационная емкость высказываний постоянно повышается, и чтобы их быстро понять, декорировать, нужно очень быстро подбирать «тару» [4].

На основе вышеизложенного можно сделать выводы, что большое значение в градостроительном аспекте, является преобразования городов средствами культуры и творчества. Так как объекты культуры являются уникальными зданиями, делающими город известный всему миру, необходимо чтобы художественное решение здания было также уникальным, индивидуальным, современным. Культура формирует позитивный имидж территорий, повышает уровень развития человеческого капитала, играет ключевую роль в формировании привлекательной и комфортной городской среды.

В XXI веке, в условиях возрастания роли информации в жизни общества объекты культуры нуждаются в создании и совершенствовании функционально-планировочной и конструктивной структуры соответственно современным информационно-технологическим требованиям. Большая часть действующих в настоящий момент объектов культуры нуждаются в реконструкции с целью оснащения современными техническими средствами для организации медийного искусства. Недостаточная планировочная гибкость зданий, моральная устарелость, сложности с материальным и техническим оснащением затрудняет модернизацию и делает невозможным дальнейшее расширение и изменение объектов.

Необходимо найти такие решения архитектурно-планировочной структуры объектов культуры, которые бы удовлетворяли потребностям современного общества; отличались своей уникальностью, неповторимостью, и были бы центрами притяжения на туристических картах городов; имели возможность для трансформации в результате развития и увеличения функциональных процессов в здании.

 

Список использованной литературы:

1) Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 416 с.

2) Всеобщая история архитектуры. М.: Издательство литературы по строительству, 1967.

3) Вагнер О. Современная архитектура // Мастера архитектуры об архи­тектуре. - М.: Искусство, 1972. С. 67-78.

4) Мироненко С. Попытка мультимедиафасада на Остоженке 16 // Проект Россия. – 2011.-№59