Исаева А.А.

Восточно-Казахстанский государственный

технический университет им. Д.Серикбаева

 

ЭВОЛЮЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ ЗРЕЛИЩНЫХ ЗДАНИЙ  И СООРУЖЕНИЙ АНТИЧНОЙ ЭПОХИ

 

Во все периоды развития общества зрелищным зданиям и сооружениям отводилась особая роль в формировании архитектурного пространства. Зрелищные объекты возникали как ведущие элементы в выдающихся архитектурных ансамблях, их значительное общественное назначение и  исключительное своеобразие архитектуры определяли их градообразующую роль. Зрелищные здания и сооружения являлись своеобразным «зеркалом», сосредотачивающим изменения во всех сферах жизни, показывая направления развития общества, отражая его общественные и мировоззренческие идеи,  идеологическую направленность,  эстетические представления  и потребности.

Потребность людей в зрелищах  является исторически сложившимся и социально обусловленным явлением, выполняющим социально-нравственные функции. Цель  массовых зрелищ заключается не только в развлечениях и  отдыхе, но и, главным образом, в стремлении к одухотворенной личности, воспитании  нравственных, эстетических и этических качеств.

Истоки  зарождения  начальных форм зрелищ были основаны на религиозных и мифологических представлениях и  начали свое существование в виде языческих ритуалов и обрядов при  первобытнообщинном строе.  В период становления рабовладельческого строя массовые действа также носили религиозный характер. Религия являлась отражением политического и социально-экономического развития общества, а соблюдение религиозных традиций воспринималось как естественная необходимость общества. Но постепенно представления утрачивали связь с культовыми празднествами, превращаясь в одну из форм массо­вых зрелищ и развлечений населения.

 Процесс формирования специализированных сооружений для зрелищных представлений начался в эпоху античности, в основе которой лежит  история развития Древней Греции и Древнего Рима. Поэтому в рамках данной статьи будет рассматриваться эволюция архитектуры зрелищных сооружений на примере древнегреческой и древнеримской культуры.

Древнегреческие зрелищные сооружения подразделялись на 2 вида - театральные и спортивные сооружения.  Формирование и развитие театральных сооружений Древней Греции было тесно связано с процессом развития греческой драмы, возникшей из примитивных вначале сельских игр и хороводов. Устройство первоначального места для представления дифирамбов было очень простым, и представляло собой круглую утрамбованную  площадку – орхестру, вокруг которой рассаживались зрители.  Первая орхестра появилась в Афинах в VI веке до н. э., располагалась она у подножья склона при Акрополе. По мере  усложнения драмы, возрастания значения театрального искусства в культурной жизни Древней Греции, появилась необходимость в усовершенствовании сооружений, предназначенных для  представлений. Для строительства театра с хорошими условиями видимости и слышимости стали выбираться подковообразные части склонов холмов, в устройстве сооружения, помимо орхестры, появились  скена и  театрон. Таким образом, в этот период возникло  разделение пространства на сценическое и зрительское.

Скена (греч.- «палатка»)  являлась наиболее сложным элементом театра и предназначалась для переодевания актеров. Вначале она представляла собой палатку или легкое сооружение, но в процессе видоизменения превратилась в двух- или трехэтажное каменное здание, отделенное проходами от зрительских мест. Первоначально она располагалась  на некотором расстоянии от орхестры на четырехугольной  удлиненной площади, затем стала примыкать по касательной к окружности орхестры. С V в. до н.э.  по бокам скена стала ограничиваться башнями-параскениями, которые являлись хранилищем театральных декораций,  усиливали  резонанс и улучшали  акустику,  а также могли  воспроизводить  фасады жилищ или храмов при необходимости. 

Театрон (греч.- «место для зрелищ») –  места для зрителей -  располагался полукругом вокруг орхестры, зрительские сиденья, высеченные в скале,  поднимались ярусами по естественному склону. Первоначальные зрительские сиденья и помосты сооружались деревянными, затем в V в. до н.э, в период расцвета театра,  началась их замена на каменные. Лучевые проходы делили зрительские места на секции-клинья, заканчивающиеся подпорными стенками в узкой своей части. С IV века, начиная с театра в Эпидавре, проходами стали  разделяться также группы передних и задних рядов сидений. Кроме того, существовали проходы-пароды, располагавшиеся между боковыми местами театрона  и параскениями. До  начала театрального  действия через них входили зрители, а во время представлений  вступали  актеры и хор.

Значительные изменения в театре классической эпохи, касающиеся не только актерского исполнения и драматургии, но и архитектуры театрального сооружения,  произошли  в эллинистический период.  Новое оформление  получила скена -  в IV и III вв. до н.э. перед ней появилась пристройка – проскений (первоначально - временный, но в последующем замененный на постоянный). Он стал строиться  в виде  портика, который образовывал каменную колоннаду с тремя дверьми и съемными щитами в проемах для декораций.  Крыша портика служила высокой площадкой – логейоном, где развивались действия драмы и которая примыкала  к скене. Скена и проскений стали располагаться ближе к зрителю,  проскений стал перерезать сегмент орхестры, который выступал за пределы зрительских мест. В связи с появлением высокой сцены постепенно стали исчезать параскении. По предположениям ученых, данный усовершенствованный тип театрального сооружения был создан в середине II в. до н.э.

Развитие древнеримской культуры началось в середине III века до н.э, под влиянием древнегреческого театра. Театральные действия, вплоть до середины I в. до н.э., устраивались в сооружениях временного характера. В 146 г. до н. э. появился первый деревянный театр в Риме, в  55 г. до н.э.  был построен первый каменный театр. 

         В устройстве римских театров последователи  продолжали традиции древнегреческих архитекторов, но наряду с этим, сооружавшиеся театральные здания обладали  рядом  отличительных особенностей:

Во-первых, римские театральные сооружения, в отличие от греческих,  строились на ровном месте.

Во-вторых, увеличились размеры и усложнились конструкции сцены - театр превратился в сооружение, окруженное со всех сторон стенами одной высоты  - многоярусный фасад сцены, состоящий из непрерывно чередующихся колонн и ниш, поднялся до отметки верхнего ряда зрительных мест.   Противоположная от сцены часть театра была наклонной и полукруглой, в виде сферически расходившихся зрительных рядов. Подъем театрона достигался применением  субструкций — опорных конструкций, состоявших из пилонов, соединяемых арками. Роль перекрытия чаще всего выполнял тент, однако существовали  театры и  с капитальным сводчатым покрытием.  

         В-третьих,  в связи с тем, что театральное представление не включало традиционный греческий хор, размеры орхестры уменьшились наполовину и она превратилась в полукруг. На освободившемся пространстве орхестры стали размещаться места для привилегированных зрителей. Действие актеров ограничилось сценой. Чтобы происходящее на ней было лучше видно с мест, расположенных на горизонтальной площадке орхестры, значительно понизились отметки пола сцены (его превышение над полом зала стало 1,5 метра, как это и сохраняется в современном театре). Это позволило приблизить действие к публике, слить их вместе в общей атмосфере единого пространства.

В-четвертых,  появилась конструктивная связь межу театроном и скеной,  которая сооружалась здесь не из дерева, а из прочных материалов — кирпича, бетона и каменной, частично мраморной облицовки.

К концу I в. до н.э. получили  развитие зрелища нового  типа -  цирковые представления и  гладиаторские, так как римляне, в отличие от греков, предпочитали более активные, а порой и жестокие развлечения.  В следствие этого,  появились и  новые типы сооружений - цирки и амфитеатры.

Римский цирк «использовались для устройства конных ристаний» и был подобен греческому ипподрому - имел арену продолговатой формы, напоминавшую удлиненную букву «U», открытый конец которой закрывали расположенные по слегка закругленной линии загоны. Полукружье с противоположной стороны было прорезано большими украшенными воротами. Арена была разделена пополам низкой закругленной стеной, вокруг арены располагался подиум для наблюдения  за происходящим, за подиумом ступенями поднимались ряды сидений, окружая всю арену, за исключением того конца, где находились загоны. Коробку цирка поддерживали аркады, иногда в несколько этажей.

Амфитеатр - двойной театр -  предназначался  для проведения гладиаторских боев и травли диких зверей.  Отличие  его от театра, кроме предназначения, состояло в его устройстве.  Амфитеатр имел арену в виде овальной или круглой площадки, расположенной в самом центре амфитеатра. Вокруг арены, с обеих сторон, были расположены уступами места для зрителей. Арену окружала высокая стена - подий, за которой размещались ряды кресел для привилегированной публики. За подием поднимались вверх несколько открытых ярусов, завершавшихся колоннадой. Наверху размещались места для остальных зрителей, поддерживаюшиеся сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы.  Функцию крыши выполнял тент (велум), натянутый на мачты.

Таким образом, рассматривая эволюцию специализированных  зрелищных сооружений античной эпохи, можно говорить, что  созданные  в тот период объекты для представлений оказали большое влияние на развитие архитектуры различных типов зрелищных зданий и сооружений. Сохранившиеся античные сооружения являются неотъемлемой частью современной цивилизации, представляя собой некий отпечаток культурно-исторического развития. Глубокое переосмысление особенностей устройства, закономерностей формирования античных зрелищных объектов может позволить выявить новые направления формирования архитектуры зрелищных зданий и сооружений.