Филологические науки /8.Родной язык и литература

Тахан С.Ш.

Карагандинский государственный университет

Поэтика повестей Оралхана Бокеева

 

     Оралхан Бокеев относится к числу наиболее сложных для понимания авторов современной казахской литературы. Поэтическая структура его произведений отличается особой изощренностью, обусловленной наложением уникальной и богатой культуры субъективно-образной мысли на общемировой художественный опыт воплощения антропологических универсалий.

     Общий смысл сюжетов О.Бокеева сводится к важности сохранения преемственности современной народной жизни с нравственными и этическими ценностями прошлого. Они, в понимании автора, потому и ценности, что способны имманентно возобновляться и актуализироваться в  моральных исканиях  людей в ситуациях натиска на их внутренний мир деструктивных тенденций хаоса, вызванного социальным напряжением реальной жизни.

     Особая  роль в поэтике произведений О.Бокеева отводится образной репрезентации различных архетипов человеческого сознания. Поскольку идеальными ретрансляторами архетипов  являются притчево-мифологические структуры, О.Бокеев погружает своих героев в стихию народной культуры с ее обычаями, ритуалами, поверьями, сказаниями и легендами.  Архетипичность в произведениях писателя становится формой поиска общечеловеческого, всеобщего в глубинах местного и частного, формой соединения национально-личностного  с трансперсонально-общечеловеческим на уровне психологии творчества.

     Притчевостью, расширением условных мифопоэтических метафор до пределов авторской концепции мира и человека особенно характеризуются повести «Отзовись, мой жеребенок» (1972) и «Снежная девушка»(1980). При внешней несхожести художественных конфликтов повестей, в их основе единый пафос утверждения автором новой философии существования человека современности, поэтому в них заметно усилено авторское лирико-субъективное начало. Синкретизм, лежащий в основе мифопоэтического мышления, обусловливает сближение сфер автора и персонажа, порождая диффузные лиро-эпические парадигмы поэтики.

     В повести О. Бокеева «Отзовись, мой жеребенок» (1972) лиризм определяет особенности изображения современного человека. Чем глубже и многостороннее связи субъекта творчества с материальными и духовными знаками исторического прошлого, чем искреннее ее чувства по отношению к окружающей природе, тем полнее и содержательнее выражаются в образе лирического героя современные представления о цели и смысле существования человека.

  Человек у О. Бокеева не волен. Он ограничен в промыслах и деятельности кругом забот, обусловленных его сыновним долгом перед землей и народом, и в той только мере свободен, в какой способен «связывать» прошлое и будущее в своей жизненной практике. Мотив ответственности героев за последствия своего личного выбора в судьбах нации и родины предопределяет акценты в идейно-стилевом решении темы отцов и детей.

     Исповедальность становится ключом к поиску новых знаний о мире, которые таятся в опыте прошлой жизни каждого человека. Исповедь лирического героя, за которым угадывается автор-повествователь, пронизана ощущением таинственной связи алгоритмов своих чувств и мыслей с далекими воспоминаниями детства.

     Величественная природа Алтая, где протекали ранние годы его жизни, легенды, исторические предания и поверья, осенявшие его каждое детское впечатление ореолом неслучайности и даже предопределенности, окружающие люди, родные и неродные, в поведении и речах которых просвечивают лучи вечных очагов душевного благородства и чести, зажженных предками в глубинах исторического бытия и поддержанных дедами и отцами в годы испытаний социальной революцией, - все это истоки духовно-ценностных ориентиров, на базе которых центральный персонаж намерен обрести цельность мировоззрения и уверенность в завтрашнем дне. Возбуждение в сознании героя архетипа кочевника-скотовода становится своеобразным языком, выражающим позитивное отношение автора к языческим представлениям предков казахов о слиянии человека с природой, о безусловности сакральных связей людей и вещей.

     Главный герой живет историей, так как осознает незаконченность драмы испытания человека на человечность, которая началась с революцией. Духовная эволюция героя есть процесс изживания социального историзма как формы сознания и складывания новых представлений об истории. Речь идет о таком понимании роли человека в истории, когда он соотносит свой выбор с вечными законами баланса живого и неживого на планете, и шире, в космосе, отказываясь от притязаний на антропоцентризм. В этом свете обнажаются истинные корни социальных завихрений ХХ века. Они связаны с добровольным отказом людей соизмерять скоротечные сроки своего существования на земле с общим планом мирового кругооборота, смысл которого, при всей переменчивости фаз прошлого развития, обретает завершенность в идее продолжения человеческого рода как цели жизни, недостижимой без абсолютного признания уникальности каждой личности. В результате болезненного, но укрепляющего веру экскурса в глубины своей души, ставшей возможной благодаря возвращению на родину и реконструкции мечты, лирический герой обнаруживает в себе такие качества, как верность памяти, следование зову родной крови, и это позволяет ему ощутить себя бессмертной частицей бытия.

     Синтез легенды и реальности виден в другой повести О.Бокеева «Снежная девушка», фабула которой складывается из двух линий: затерянное в горах отделение совхоза осталось в середине суровой зимы без корма для скота, и управляющий вынужден послать трех парней на тракторе за заготовленным летом на отдаленных угодьях сеном, живущий ожиданием необычного, Нуржан во сне и наяву встречается и беседует со снежной девушкой из народной легенды, ее присутствие ощущают спутники Нуржана-трактористы  Бахытжан и Аманжан.

     Притча о снежной девушке акцентирует внимание читателя  на авторском голосе, звучащем контрастно или в унисон доминантным настроениям персонажей, корректирующем сюжет  посредством  включения в повествование лирических ретардаций, отражающих движение мысли писателя.

     Снежная девушка-синоним нравственной зоркости, готовности противостоять низменным человеческим инстинктам, защищать трудно приобретенные многовековым опытом духовные ценности. Способностью откликаться на зов снежной девушки измеряется уровень человечности и благородных душевных возможностей. Поэтому именно Нуржан постоянно волнуем голосом девушки, Бахытжан слышит ее только в самые критические моменты, а Аманжан глух к ее зову. Образ снежной девушки по принципу антитезы связывается с образом Конкая, являющегося в повести метафорой жестокости и зла.

     Лиризм в повестях О.Бокеева  способствует совмещению субъективного нравственного опыта с настроением общества. Реальные обстоятельства, побуждающие героев к действиям или к суду совести над собой и другими, спонтанно переходят в иную, духовную реальность существования, где миф, память и другие метафизические абстракции формируют иную причинно-следственную парадигму существования современного человека. Субъективная образность идеально корреспондируется с мотивированно использованными архетипически значимыми элементами культуры и быта, расширяя возможности  художественного познания современного человека.

 

Литература

1.Бөкеев О. Қайдасың, қасқа құлыным.-Алматы:Жазушы, 1973

2.Бокеев О.Поющие барханы.- Москва: Советский писатель,1981