Филологические науки/1.Методика преподавания языка и литературы

Кружкова Е.В.

Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова, Казахстан

Использование видеоматериалов на занятиях по иностранному языку

 

      Оптимизация процесса обучения иностранному языку, как и повышение мотивации обучаемых, являются важными задачами преподавателя, тем более, если иностранный язык - не профилирующий предмет.  

Педагогический интерес к использованию видеоматериалов возрастает, и причиной этого является, во-первых, природа этих материалов, которая основана на реалиях,  современных тенденциях в  языке и стране изучаемого языка; во-вторых, рассматриваемый материал не создан для обучения, не связан с его процессом, что привлекает внимание учащихся, когда они сталкиваются с тем же клипом знаменитого певца, и это, несомненно, повышает уровень мотивации у обучаемых; в-третьих, звуковой видеоматериал считается эффективным средством стимулирования спонтанной речи, ценной особенностью которого является органическое сочетание звучащей речи с динамикой внутри кадров, воспроизводящих разнообразные жизненные ситуации, которые помогают созданию речевых образцов, служащих эталоном для речевой деятельности студента.

Выбор видеоматериала для занятия по иностранному языку  зависит, главным образом, от уровня  обучаемых. Один и тот же рекламный ролик, например,  может быть использован на разных уровнях обучения, только цель и задачи его использования будут разными. Среди видеоматериалов используемых на занятиях по иностранному языку можно выделить:

-     Отрывки фильмов

-     Учебное видео

-     Репортажи

-     Тележурналы

-     Документальные фильмы

-     Музыкальные клипы

-     Рекламы

-     Мультфильмы

Опишем технику использования видеоматериала на занятии по иностранному языку:

Использование: Видеоматериал, каков бы он ни был, должен сопровождаться письменной опорой с упражнениями. Таким образом, это означает, что преподаватель должен заранее подготовить вопросы или задания (например, таблицы, новые лексические единицы). Рекомендуется, просматривать весь отрывок целиком (10 мин.), чем разбивать его на куски (напр., по 2 мин.); по-возможности, и в зависимости от уровня обучаемых, просматривать отрывок только 1 раз. Существует мнение, что при вторичном просмотре учащиеся меньше концентрируются на материале. Однако, есть исключение: если просмотренный отрывок очень короткий и, одновременно с этим, насыщенный (напр.: репортаж, реклама). Часто используемый метод – просмотр видео без звука.

Опора для обучаемых: Каждый учащийся должен иметь перед глазами лист с упражнениями во время просмотра. Важно раздать копии до просмотра видео, чтобы обучаемые могли прочитать задания и знать, о чем идет речь. Более того, некоторые предпочитают делать упражнения во время просмотра, другие же после, поэтому нужно дать время (несколько минут) после просмотра. Задания к каждому упражнению должны быть четко сформулированы и, если возможно, указать время выполнения каждого упражнения.

Оценка работы над видео: работа над видеоматериалом может быть оценена после каждого упражнения или в целом, устно, в течение занятия, либо, собрав карточки, вернуть на следующем занятии. Никогда не работают с видеоматериалом на двух занятиях подряд. Просмотр и работа над отрывком проделываются в течение одного занятия. Письменная проверка может быть организована на следующем занятии без просмотра отрывка.

Аргументы в пользу видеоматериалов: видео- это составная часть материалов, называемых подвижными или мобильными, невозможно все увидеть за один просмотр (что является причиной мнений некоторых о повторном просмотре видео). Но необходимо работать на феномен «первого взгляда». В действительности, взгляд каждого на просмотренное различен, даже если установки одинаковы для всех. Нужно предусмотреть вопросы открытого типа для обучаемых продвинутого уровня и более конкретные для начинающих.

Задания: До начала работы преподаватель должен сообщить учащимся название видеоматериала. Необходимо изучение сути и формы материала (голоса, декорации, действия, контекст); выбираются задания исходя из уровня обучаемых: переиграть сцену, поменяв контекст, добавить действующее лицо, продолжить отрывок, изучить новые ЛЕ, вопросник на понимание, схематизация (в случае репортажа о географии региона Франции), рассуждение, дебаты.

Все виды работ действенны, если преподаватель следует правилам просмотра (1 раз, длит. 10 мин., обязательно с опорой на письменные задания; для коротких репортажей или рекламы – 1,30 мин., 2 раза)

Частота использования видеоматериала: сегодня нельзя избежать использования данного вида работы, но не нужно впадать в крайность, используя видео на каждом занятии.

На примере работы над видеоклипом рассмотрим конкретнее предлагаемые виды упражнений при использовании видео материала на  занятии по иностранному языку в соответствии с концепцией уровневого подхода обучения иностранным языкам:

1.   Хит-парад. (А1, А2, В1, В2, С1, С2)

Показать несколько клипов (6-7) и попросить обучаемых дать им оценку: 100- за лучший клип, 80 – за второй, до 0. После просмотра дать на раздумье 3 минут, потом записать результаты на доске по каждому клипу. По опыту, это упражнение показывает, что один и тот же клип может получить 100 баллов, а может и 0 баллов. 

Последовательный просмотр нескольких клипов интересен тем, что обучаемые не концентрируются на точном понимании текста песен. Однако,  они находятся в прямом контакте с необходимым объемом лингвистической информации.

2.   Лучший клип (А1, А2, В1, В2, С1, С2)

На родном языке для начинающий, на иностранном языке – для продолжающих, определяются критерии оценки клипа. Преподаватель, в форме беседы, просит сформулировать эти критерии, объяснить выбор.

Каковы критерии качества клипа?

Примеры ответов:

Качество картинки

Соотношение текст-картинка

Техническое качество

Музыка

Оригинальность

Интерпретация

Хореография

Сценарий

После дискуссии, провести то же упражнение, что и с хит-парадом.

3.   Наблюдение (некоторые упражнения для всех уровней)

Выбрать клип и предложить студентам подумать о составляющих клипа в небольших группах.

Пример:

-     Где происходит действие клипа? (указать место)

-     Что используется в клипе? (предметы)

-     Последовательность действий

-     Составить план клипа (общий план, крупный план, средний план)

-     Отметить количество смены места камеры

-     Из предложенных слов, выбрать те, которые относятся к клипу: неясность изображения, четкий, ясный, темный, черно-белый, цветной, быстрый, медленный, красивый, некрасивый, монотонный, живой, в одном месте, в разных местах, певец, певица, музыканты, движение камеры, неподвижная камера.

4. Восстановление событий (В1, В2, С1, С2)

Просмотреть клип 1 раз. По памяти постараться восстановить ход событий клипа. Кто являются героями клипа, Что произошло, и.д.

5. Предположение (В1, В2, С1, С2)

Прослушать песню. Прочитать текст песни. В небольших группах выдумать клип на рассматриваемую песню. Представить сценарий клипа группе. Просмотреть клип. Высказать свое мнение о просмотренной и предложенной версии клипов.

6. Игра в ассоциации

Предложить тему песни. Обучаемые называют все слова в соответствии с выбранной темой песни. Записать все слова на доске. Составить текст, используя как можно больше слов на доске. Просмотр клипа.

7. Прослушивание без звука (В1, В2, С1, С2)

Просмотреть клип без звука. В небольших группах придумать текст песни. Преподаватель может предложить начало строк песни. Учащиеся заполняют текст по просмотренному клипу. Представление полученных текстов группе. Просмотреть клип со звуком.

8. Интервью (В1, В2)

Просмотрев клип, сделать портрет певца. В парах приготовить лист вопросов к артисту. Один из студентов выступает в роли артиста, другие задают ему вопросы. Если возможно, найти интервью певца в журнале. Представить ее после игры-интервью. На какие вопросы отвечает артист?

9. Письма (А1, А2, В1, В2, С1, С2)

Написать письмо певцу/певице, чтобы высказать свое мнение о клипе. Попросить фото или афишу, адрес Фан-клуба и т.д.

10. Проект (В1, В2, С1, С2)

     На предложенную песню составить сценарий клипа и сыграть его всей группой, распределив роли. Если возможно, снять его на камеру.

Если же преподавателем выбран в качестве видеоматериала рекламный ролик, задачами его использования могут быть:

-     Ввести медиа в процесс обучения

-     Обратить внимание на составляющие элементы рекламы

-     Провести совместный анализ по рекламе на конкретных примерах

-     Сравнить различные типы рекламы для одного и того же продукта

-     Сравнить рекламные пространства различных стран, говорящих на одном языке

-     Представить продукт, рекламный ролик

-     Представить свои идеи, сформировать собственное мнение

-     Рассказать, представить различные факты

-     Создать рекламный слоган

-     Разработать сценарий рекламного ролика

-     Обсудить различия в культурах

Рассмотрим упражнения, при работе с видеороликами (реклама автомобилей):

1. (А1, А2) Посмотреть рекламу автомобильного продукта (несколько реклам). В паре, отметить марки и продаваемые продукты. Напр., Шкода, машина, марка автомобиля.

2. (А1, А2) Среди просмотренных реклам, какая вам понравилась больше и почему?

3. (А2, В1) Выбрать 1 рекламу. Работа в паре. Предлагаемые вопросы:

Какой продукт представлен в рекламе? Какова популярность продукта в вашей стране? (престижность, товар широкого пользования, и т.д.). Каковы преимущества рекламируемого продукта? По рекламе, кому адресован рекламный ролик?

4. (А2, В1) Составить сценарий ролика

5. (В1, В2, С1) Работа в группе. Определить составляющие рекламы:

-     Место действия

-     Герои

-     Действия

-     Музыка

-     Текст

-     Ритм

-     Кинематографические приемы (спецэффекты, трюки и т.д.)

-     Повествовательные приемы (метафоры, сравнения)

-     Соответствие рекламируемого продукта со сценарием ролика

На какую публику нацелена реклама? (возраст, социальная категория, стиль жизни, место жительства). Кажется ли эта реклама удачной: эффективность, эстетизм, оригинальность? Если бы вы были заказчиком рекламы, вы бы согласились, чтобы именно эта реклама представляла ваш продукт?

6.  1, В2) Рекламируемый автомобиль, соответствует ли он вашему представлению о современном автомобиле? Опишите автомобиль вашей мечты, выдумайте рекламный ролик автомобиля, который повысит его популярность. (Если есть возможность, снять его на камеру).

Работа над видеоматериалами не ограничивается предложенными разноуровневыми упражнениями, основанными на принципе использования видеоматериала - введение выбранного документа в последовательную деятельность обучаемого, что  позволит лучше понять его и, главное, создать реальную коммуникационную ситуацию на занятии на изучаемом языке.

 

Литература:

 

1. Cadre européen commun de référence pour les langues, 2003

2. Michel Boiron, Frédérique Gella La nuit de la publicité francophone. Livret pédagogique, Ministère des Affaires étrangères, 2005